Международный день машиностроителя. День машиностроения: значение, история, празднование

Большая часть профессий в отрасли машиностроения является опасной для жизни и здоровья. Желая отметить безусловную важность этой отрасли, еще в Советском Союзе руководство страны ввело День машиностроителя.

История

Важной отраслью экономики любого государства является машиностроение. Официально День машиностроителя появился в 1980 году постановлением Президиума Верховного Совета Советского Союза с указанием дат праздничных дней. Следуя постановлению, праздником считалось 1 октября, но в 1988 году содержание постановления изменили, и День машиностроителя стали отмечать в последнее воскресенье сентября.

От степени развития машиностроения напрямую зависит уровень ВВП России, поэтому в данной профессиональной сфере трудится более 4 миллионов человек, а машиностроительный комплекс состоит из 12 больших отраслей. Изготавливаемая продукция используется гражданским населением, а также военными.

К отраслям машиностроения относятся:

  • сельскохозяйственное и станкостроительное машиностроение;
  • электрическая индустрия;
  • авиационная, судостроительная, станкостроительная и автомобильная промышленность;
  • нефтяное машиностроение и химическое, индустрия средств связи и др.

В настоящее время основными отраслями для нашей страны стали транспортное и электронное производство, а также тяжелая промышленность.

Традиции

День машиностроителя отмечают люди, которые работают в сфере машиностроения: заводские рабочие и работники фабрик, инженеры и проектировщики, а также персонал, обслуживающий производство. Этот праздник является важным и значимым для жителей городов, где машиностроение стало градообразующим.

Многие предприятия в этот день открывают свои двери для школьников и студентов, проводятся экскурсии. Благодаря поддержке органов местного самоуправления и начальству заводов, организовываются концерты, народные торжества и гулянья.

Руководство предприятий поощряет лучших работников, а руководство страны проводит награждение передовиков производства, ведь в России уже узаконен почетный титул «Заслуженный машиностроитель РФ».

В последнее воскресенье сентября мы празднуем день, к которому прямо или косвенно относится огромное количество людей. День машиностроителя имеет большое значение для всех нас. Появление и распространение машин самых разных видов дало нам много дополнительных возможностей. Транспорт, электроника, эффективное сельское хозяйство - всего этого могло и не быть, если бы данной сфере уделялось меньше внимания. В современном мире область машиностроения включает огромное количество людей: от инженеров, которые создают проекты, до простых рабочих, закручивающих гайки.

История праздника

Машиностроение - это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности, ее промышленный и интеллектуальный потенциал. Это событие закреплено в официальных государственных источниках. Первое такое упоминание датируется 1988 годом.

С тех пор ничего не поменялось, а после распада Советского Союза это торжество сохранилось еще и в Беларуси. Широкое распространение получила практика, когда в наших странах только собирают определенные машины, а сама же марка основана в другом государстве. Тогда праздник частично приобретает формат международного - это справедливо, если на заводе придают большое значение торжеству и отмечают его масштабно.

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник, который ведет свою историю еще с советских времен, отмечают машиностроители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

Машиностроение — отрасль российской экономики, ценная в первую очередь тем, что машиностроительные предприятия создают готовый, конечный продукт, а не просто добывают природные ресурсы или занимаются их первичной переработкой. Не в упрёк нефтяникам или металлургам, чья работа также крайне важна. Российские машиностроители ежегодно отмечают свой профессиональный праздник в конце сентября. Узнаем, какого числа в России День машиностроителя в 2017 году, история появления этого праздника, самые крупные машиностроительные предприятия в нашей стране.

День машиностроителя в 2017 году: какого числа будет отмечаться

День машиностроителя в 2017 году отмечается 24 сентября . Праздник этот привязан к последнему воскресенью месяца. Как и многие другие профессиональные праздники (правильнее даже говорить об абсолютном большинстве из них), День машиностроителя всегда отмечается в выходной, так удобнее и правильнее. Это даёт возможность спокойно праздновать свой день работникам предприятий, руководству — организовывать и проводить праздничные мероприятия и концерты, вручать профессиональные премии и т.д.

Сам праздник для рабочих и инженеров, занятых в машиностроении, как таковой появился в 1980 году, ещё в советские времена. Поэтому он сохранился не только в России, но и, к примеру, в Белоруссии.

Современное машиностроение — это огромная отрасль, которая в свою очередь состоит из составляющих её подотраслей: тяжёлого, общего, среднего и точного машиностроения, производства металлических изделий и заготовок, а также предприятий по ремонту машин и оборудования.

Крупнейшими машиностроительными предприятиями нашей страны являются АвтоВАЗ, концерн “Сухой”, КамАЗ, УралВагонЗавод и многие другие.

Перед современным машиностроением в мире стоят довольно масштабные и дерзкие вызовы. То же автомобилестроение испытывает качественный переход от автомобилей на бензиновом топливе к современным экологичным электромобилям. Западные компании давно и достаточно успешно испытывают автомобили-беспилотники, включая тяжёлые грузовики. На примере только одной отрасли понятно, что российскому машиностроению не следует отставать от своих западных коллег, стоит работать в этих и других, совершенно новых, направлениях, иначе отечественные наработки и достижения будут выглядеть примитивно и скромно.

Разумеется, такие масштабные и амбициозные проекты — задача руководства машиностроительных концернов России и правительства страны. Но при их реализации не обойтись без главного — без рук и интеллекта простых рабочих и инженеров-машиностроителей. Которых мы и поздравляем с их днём 24 сентября 2017 года!

День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года


История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.