«Папа, зачем надо трудиться? Зачем надо трудиться? Как объяснить это детям

Татьяна Малкова
Конспект занятия «Зачем нужно трудиться?»

Цели : сформировать позитивные установки и уважительное отношение к труду . Формировать представления о социальной роли труда .

Материалы : иллюстрации с различными видами профессий, поздравительные открытки, цветные салфетки, клей, кисти, влажные салфетки.

Ход занятия.

Восп-ль : Сегодня мы поговорим о том, что является важным в жизни каждого человека. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Скажите, пожалуйста, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) . Профессии связаны с трудом . Люди придумали немало пословиц о труде . Как вы их понимаете?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что сделано наспех, то и сделано насмех.

По труду и награда .

Умелые руки не знают скуки.

Было бы терпенье - будет и уменье.

За много дел не берись, а в одном отличись.

А сейчас поиграем в игру " Доскажи словечко"

Правила движения знает без сомнения,

Вмиг заводит он мотор, на машине мчит. (шофёр)

Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.

В каске, словно воин славный, на пожар спешит. (пожарный) .

Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит. (строитель) .

Кто плывёт на корабле к неизведанной земле?

Весельчак он и добряк. Как зовут его?. (моряк) .

Стук летит из-под колёс, мчится вдаль электровоз.

Поезд водит не таксист, не пилот, а. (машинист) .

В фильмах трюки выполняет, с высоты на дно ныряет.

Подготовленный актёр - быстрый, смелый. (каскадёр) .

Молодцы, ребята, продолжаем наше занятие . Сейчас подумайте и скажите, что будет, если :

Повара перестанут готовить еду?

Врачи не будут лечить людей?

Учителя не станут учить детей?

Строители не захотят строить дома?

Водители откажутся сесть за руль?

Дорожная служба перестанет следить за состоянием дорог?

(Ответы детей) .

- Назовите мамину профессию : продавец- продавщица, актёр -. , ткач -. , певец., художник -. , учитель -. , спортсмен -. , официант -. .

А сейчас, ребята, давайте попробуем сами стать мастерами. (Дети садятся за большой стол, на котором лежат поздравительные открытки). Посмотрите, какие красивые, праздничные открытки! Есть такие профессии дизайнер-график и художник-иллюстратор, которые оформляют книги и журналы, делая их яркими; открытки, которые мы дарим друг другу по праздникам; создают смешных и интересных персонажей. И мы сейчас с вами попробуем стать художниками и изготовим поздравительную открытку, сделаем на ней воздушные шарики. Если на улице плохая погода, яркие шарики поднимут настроение вам и вашим близким. Когда выглянет солнце, шарики засияют цветами радуги. Начнётся истинное волшебство! (Дети вместе с воспитателем выполняют сюжетную разноцветную аппликацию - дизайн открытки " Винни-Пух с шарикам". Скатанные в шарики кусочки цветных салфеток приклеивают на лист с изображением воздушных шаров.)

Молодцы, ребята! Какая красивая,яркая, праздничная получилась наша открытка! Мы неплохо потрудились ! Так, скажите : для чего нужно трудиться ? (Ответы детей) .

Воспитатель :

Профессий много в мире есть, их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны, и актуальны и и нужны .

И ты скорее подрастай - профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть и людям пользу приносить!

Публикации по теме:

Трудовое воспитание-является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям.

Конспект занятия «Я люблю трудиться» Программное содержание: развивать трудовое воспитание, как процесс интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Провела: Голяшова Е. О. Дата.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Конспект занятия по экологии в старшей группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?» Цель: Дать представление о роли воды в природе, о.

Открытое занятие «Это нужно не мертвым - это нужно живым», посвященное 70-летию Победы Цель: Активизировать знание детей о ВОВ, продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи: Продолжать знакомить детей.

Интерес к тому, чтобы приложить усилия, удовольствие от достижения цели, чувство долга… Как передать все это своему ребенку? Мы предлагаем вам основные ориентиры.

Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» – преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» – жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, – говорит детский психолог Татьяна Бедник. – Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».

Усилия и удовольствие

Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. «Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой», – поясняет школьный психолог Наталья Евсикова. «Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся – это сложная в психическом отношении операция, – уточняет Татьяна Бедник. – Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе достаточное желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения».

В жизни каждого из нас рано или поздно наступит тот момент, когда он начнет работать. Для чего это нужно? Такие вопросы свойственно задавать молодежи. У многих людей слово «работа» вызывает негативные эмоции. Ведь работать, значит, нужно рано вставать, поздно ложиться, проводить какие-то механические действия, куда-то бежать, решать важные проблемы и т.д. Бытует мнение, что именно труд сотворил из обезьяны человека, а служители церкви призывают к труду, поскольку он облагораживает человеческую душу. Но мы не будем сейчас придерживаться этих теории, а рассмотрим все плюсы жизни работающего человека.

Зачем работать?

Всем людям приходиться работать, чтобы выжить, чтобы удовлетворять все необходимые для жизни потребности. Человеку нужно прокормить себя, свою семью, одеться, купить квартиру или построить дом, выучить детей. Работающий человек вполне может позволить себе путешествовать по разным странам, расширяя таким образом свой кругозор. Это разнообразит и наполнит его жизнь новым содержанием, яркими красками.
Человек должен работать, чтобы чувствовать себя нужным, профессионалом своего дела, чтобы звонил его телефон, чтобы можно было общаться с коллегами, чтобы, вставая каждое утром, он знал, что ему есть куда идти, чтобы чувствовать себя полноценным человеком. Но для этого работа должна быть по душе, должна нравиться, приносить удовольствие и удовлетворять материальные запросы. Человек, сидящий дома, чувствует себя не совсем уютно, возникает чувство собственной неполноценности.
Многие неработающие люди пополнили штат алкоголиков.
Поэтому, на работу стоит ходить хотя бы потому, чтобы держать себя в форме. Ведь это своего рода физкультура, человек не может сидеть весь день, не шевеля ни телом, ни мозгами. Работа дает заряд бодрости и возможность зарабатывать деньги.

Золотая середина

Все должно быть в меру. Изнуряющий труд еще никому пользы не принес. Если человек работает на двух или даже на трех работах, ничего хорошего из этого не выйдет. Рано или поздно все закончиться полным физическим и нервным истощением. Потерять здоровье легко, восстановить очень тяжело.
Поэтому следует помнить простую истину: всех денег, как ни старайся, все равно не заработаешь. Но работать все таки нужно, за нас этого никто не сделает. Человек должен работать как для себя в первую очередь, так и для будущего поколения.

Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.

«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» – преподносимая таким образом мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: «Меня это так достало!» – жалуется 39-летняя Валентина. «Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, – говорит детский психолог Татьяна Бедник. – Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».

Усилия и удовольствие

Знакомство с тем, что такое труд и для чего нужны усилия, начинается очень рано. «Если родители не дают детям пробовать, спотыкаться, снова пробовать и решать в конце концов поставленную задачу, им не стоит надеяться, что когда-нибудь это умение придет к ребенку само собой», – поясняет школьный психолог Наталья Евсикова. «Вопреки тому что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся – это сложная в психическом отношении операция, – уточняет Татьяна Бедник. – Она подразумевает сразу несколько важных вещей: человек осознает то, что надо сделать; находит в себе достаточное желание это сделать; решает претворить свое желание в действие; представляет себе те операции, которые для этого нужны; обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения».

Твердость – качество позитивное

Установить твердые правила в отношении уроков или домашних обязанностей некоторым родителям мешает страх оказаться в глазах детей слишком жесткими. Но ребенок и подросток, которым взрослые уступают во всем, от этого только проигрывают: при первых же затруднениях они будут склонны бросить начатое дело, даже не пытаясь довести его до конца. «Такими детьми движет неосознанное желание найти себе занятие, обучение которому совершалось бы как по волшебству, без всяких усилий, – объясняет Татьяна Бедник. – И это опасно: если никто не объяснит ребенку, что времена волшебников давно миновали, этот безнадежный поиск может затянуться на всю жизнь». Важно устанавливать правила и границы дозволенного – те, на которые родители ориентируются сами.

Возможность думать и действовать

Иными словами, чтобы трудиться, человек должен быть способен думать, воображать, желать и действовать. И все это в течение более или менее продолжительного времени, чтобы довести дело до конца. Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, – говорит Наталья Евсикова, – но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.

Интеллект и моторные навыки здесь ни при чем – такому ребенку просто не дают возможности самостоятельно «думать» и «делать», взрослые «думают» и «делают» все за него. Ребенку, к примеру, не скажут: «Начинай готовить домашние задания и позови меня, если тебе понадобится помощь». Вместо этого ему продиктуют, какие действия нужно выполнить: «Садись. Покажи мне свою тетрадь». В результате он начинает вести себя пассивно, а родители называют это ленью. «Увы, борьба с такой „ленью“ не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе, – говорит Татьяна Бедник. – Это несправедливо вдвойне, потому что на самом деле он в этой ситуации в гораздо большей степени жертва, нежели виновник: ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда и успеха».

Маруся, Дима, Вася, Настя, Никита, Анжела, Женя – им от 7 до 11 лет. Мы пригласили детей в редакцию Psychologies, чтобы узнать их точку зрения.

  • «Работа детей – ходить в школу и учиться на пятерки. Но у некоторых школьников есть и настоящая работа, если, например, они выступают в цирке».
  • «Надо подучиться, а уж потом работать».
  • «В семье должен быть человек, который работает, и тот, который не работает. Лучше работать, конечно, папе – у него больше сил».
  • «Для настоящей работы нужно закончить школу и институт. А вот когда станешь студентом, тут нужно думать о работе и выбирать ее по душе».
  • «Мне нравится, что мои родители ходят на работу, мне нравится быть дома одному. Когда родителей нет дома, у детей есть шанс проявить самостоятельность».
  • «Чем раньше ты пойдешь на работу, тем быстрее станешь отвечать за что-то сам».

Не знать не стыдно

Чтобы привить ребенку вкус к труду, необходимо с раннего возраста давать ему возможность действовать самому, пробовать, преодолевать препятствия. «В год сражаясь с кольцами пирамидки, в два – с липучками ботинок, в три – с пуговицами пальто (при условии, что взрослые всегда рядом, чтобы научить, поддержать или помочь), ребенок усваивает важные истины.

Во-первых, «нет ничего стыдного в том, чтобы не знать, не уметь, не справиться или ошибиться». «Ребенку можно объяснить, что вполне успешные взрослые когда-то тоже многого не знали и не умели, но постепенно научились, – советует Татьяна Бедник. – Это очень важно, потому что дети воображают, что взрослые всегда знали и умели то, чем владеют теперь. Страх оказаться неумехой (то есть хуже родителей) и испытать из-за этого унижение отбивает у многих детей желание прилагать усилия».

Во-вторых, «если очень стараться, то в конце концов обязательно получится».

В-третьих, «добиться успеха – это большое удовольствие». Закончив дело, ты гордишься собой, чувствуешь себя взрослее.

Если ребенок имеет возможность пройти весь этот путь, он открывает в себе желание пройти его заново, испытать что-то новое. Так он становится предприимчивым и… трудолюбивым. «Опираясь на желание ребенка и его потребность получить удовольствие, родители добьются гораздо большего, нежели принуждая, подавляя, морализируя или дрессируя его», – говорит Татьяна Бедник.

Итак, приучение к труду и усилиям начинается очень рано и не ограничивается наставлениями взрослых. Оно опирается на желание и чувство удовольствия, которые испытывает каждый ребенок с самого раннего детства. Но как быть с тем, что приходится делать, не испытывая ни малейшего желания и не получая от этого удовольствия? На что же опираться в этом случае?

Обязанности есть у каждого

Здесь вступает в действие „закон“ – совокупность обязательств, которым подчинены люди в силу того, что живут в обществе и вынуждены находить в нем свое место. Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил ценность труда, надо дать ему определенные предписания и сделать так, чтобы он их соблюдал. Он должен понять три вещи.

  • Кем бы ты ни был, в жизни невозможно делать только то, что хочется;
  • У всех есть обязанности; когда ты действительно чего-то хочешь, за это всегда нужно платить какую-то цену (Зидан никогда не стал бы Зиданом, если бы не тренировался);
  • Часто приходится жертвовать немедленным удовольствием, если позднее хочешь получить большее удовольствие.

Чтобы помочь ребенку усвоить эти истины, родителям понадобятся не только нужные слова, но постоянная бдительность и настойчивость: ограничивать себя не хочется никому, и дети здесь не исключение. «Взрослые должны сопровождать их, а иногда и вести твердой рукой до тех пор, пока приобретенный опыт не позволит им самим понять необходимость ограничений, – подчеркивает Татьяна Бедник. – Роль родителей в этом основополагающая; так же важен и пример, который они подают, потому что ребенок бессознательно идентифицирует себя с ними.

От того, что чувствуют взрослые, во многом зависит, как именно их дети будут воспринимать свою работу – как прискорбную необходимость или реальную возможность включиться в жизнь и что-то в ней изменить».

Что они об этом думают

  • Настоящая работа – это…«Место, где ты выкладываешься на все сто и обеспечиваешь себя на всю оставшуюся жизнь».«Там, где ты трудишься, зарабатываешь деньги и осуществляешь свою мечту».
  • Когда родители на работе«Конечно, это необходимо для всей семьи: надо же покупать конфеты, жвачки и другие важные вещи. Жаль, правда, что я редко с ними вижусь, – они рано уходят и поздно приходят».
  • Работа детей интереснее«Нам проще и интереснее, у нас разные уроки, есть труд, рисование, математика, а родители целыми днями только бумаги подписывают».«Дети учатся в свое удовольствие, а взрослые делают это по необходимости».«Школы и работы бывают разные – обычные и творческие. Если творческие, то может быть хорошо и детям, и взрослым».
  • Работать лучше по силам«Если работа нравится, если она тебе по душе, ты можешь работать много, если же работа не нравится или ты от нее устаешь, нужно работать мало».«Чем больше ты работаешь, тем больше зарабатываешь и сам себя хвалишь».«Самое главное – делать это по своим силам».«Мне кажется, нужно работать поменьше и больше времени уделять семье».
  • Тот, кто не работает…«Тот, кто ничего не делает, потом понимает, что совершил ошибку, а тот, кто работал, будет на пенсии спокойно отдыхать».«Тому, кто не работает, скучно: он сидит на диване, смотрит телевизор, а время течет медленно».
  • Когда хочется учиться«Когда учительница все объясняет, а потом не ругается».«Приятно, когда думаешь, что завтра можно рассказать приятелям что-то новое».«Хороший учитель каждый раз рассказывает истории про то, что мы изучаем. Это вызывает желание узнавать новое».

На вопрос Зачем надо трудиться?) заданный автором Амалия лучший ответ это Деньги и удовлетворение амбиции, может быть в таком сочетании принимаю необходимость работать, но и то частично, только в том случае, если Ваши силы приложены не на кого либо Вам постороннего, не на абстрактное "общество", а на самого (самою) себя! В этом случае немного, фрагментами допускаю "язык на плече", только ради себя, ради своего эго, оно может в себя включать абсолютно разные цели, высокие и не очень, применимые по отношению к себе и другим людям, которые включены в Ваш эгоцентр. А вот так, как некоторые здесь это описали, для меня не приемлемо, куча планов для кого, для себя или для того, чтобы ещё лучше удовлетворять требования работодателя, кураж, появляющийся как от опыта, так и от похвалы или небольшой премии со стороны хозяина. Опыт дело хорошее, а вот кураж возникающий в результате красивых манипуляций Вашим сознанием, думаю это лишнее для любого человека. Признание? Это как? Соответствовать высоким требованиям общественной морали, а без признания что никак? Это одна сторона медали, под названием карьера. Посмотрим другую. Кто-нибудь может сказать, что есть альтруисты отдающие себя обществу, соглашусь частично. Есть альтруисты, испытывающие кураж от результатов дела, люди работающие не из за необходимости, а только из желания, не трудоголики, а трудолюбы, это люди наработавшие опыт в результате удовлетворения своего ЭГО, этот опыт настолько огромен, что его не жалко отдавать, но и это продолжение удовлетворения собственных желаний. А люди, которые пытаются делать карьеру работая на кого-то, удовлетворяют отнюдь не себя, их эгоцентр атрофирован, они эгоимпотенты, отрываясь от кнута и пряника эти люди почти безпомощны.
Воспитание "своих" лидерских и других качеств происходит в результате обучения по "собственному, эгоистичному" желанию, в результате действий не производимых ранее, в результате реформы сознания, устранения комплексов, а надзор и руководство, они мешают, зашоривают человека, заставляют быть рабом чужой воли. Уместнее помощь и совет, основанный на опыте руководителя, чужом и своём жизненном опыте, с возможностью сделать собственные ошибки, их делает любой так или иначе, но именно это и есть опыт. Помощь и совет, опыт руководителя-партнёра, наставника, общества (неважно как назвать) , от которого не зависит ваша зарплата, ваша карьера, ваша жизнь..., а всё это зависит только от ВАС, это нужно человеку для самореализации, для признания, для ощущения свободы, для финансовой независимости, для успеха, а никак не необходимость работать! Ученье - свет. А неученье - чуть свет и на РАБоту.. .
Сумбурно, но уж как получилось...
Собственные мысли
Амалия
(16336)
А на что вы, пардон хлебушек покупаете?))

Ответ от Alexander D-13 [активный]
да. . действительно. . зачем???))


Ответ от Оганэс [активный]
а чтобы от безделья не сдохнуть


Ответ от Василий Рябченков [активный]
чтобы не превратиться обратно в обезьяну)


Ответ от :)) :)) :)) [активный]
Чтоб потом было на что отдыхать.


Ответ от КСЮ [гуру]
что б не превратиться в обезьяну.


Ответ от Людмила дрючина [гуру]
чтобы туд обменять на деньги и удовлетворить свои насущие потребности и интересы..., а так же быть востребованым обществом


Ответ от Їудо [гуру]
Человек - социальное животное. Поэтому ему необходимо чувствовать потребность общества в нем и принимать участие в делах этого общества. Труд - самый простой способ самореализации. Я работаю, я нужен, я получаю вознаграждение за труд (общество меня благодарит) , я могу воспользоваться плодами своего труда (благами, которые производит общество - купить телевизор и смотреть кино) . Я буду совершенствовать свое мастерство, становиться успешнее, на благо обществу, чтобы общество меня щедро благодарило. Деньги, которые лежат в вашем кармане - это эквивалент вложенного в них труда. Они тратятся и копятся с радостью. Деньги, которые вы не заработали своим трудом не приносят такой радости. Пример - одно дело купить газету - вы будете её читать, даже если там не найдется каких-то особенно интересных статей. будете к ней относиться с уважением - она обменена на деньги - эквивалент вложенного вами труда. И другое дело получить эту же газету бесплатно - вы почувствуете к ней снисходительное пренебрежение, быстро перелистаете с единственной мыслью - куда бы её побыстрее заныкать, выбросить...


Ответ от Vanilla [гуру]
В России, чтобы не оказаться инородцем, окружённым легализованными и не. гатарбайтерами.


Ответ от DeinaRi [гуру]
Реально для самореализации и чтобы не сдохнуть от скуки. Для взрослого человека (основы основ психологии) главное в жизни именно всеобщее признание заслуг и личных достижений.Так же очень характерен поиск смысла жизни, для многих который и заключается в самореализации и создании) Так же именно и только заработанные самостоятельно деньги дают ощущение свободы, независимости и той же реализации, а МНОГО самостоятельных денег еще и ощущение власти)