Нужен ли детям режим. Нужен ли ребенку режим. Как установить

Сейчас стало модным отказываться от жесткого расписания дня в угоду развитию самостоятельности и креативности ребенка. Однако режим все же должен быть. В этом меня убедили авторитетные медико-психологические исследования и собственный опыт.

Режим может быть нестрогим. Не обязательно следовать графику приема пищи и игры в кубики с точностью до минуты. Но что касается сна, тут, на мой взгляд, не должно быть никаких «вариаций на тему». Дело в том, что со словом «режим» у детей часто ассоциируются понятия «защищенность» и «уверенность».

Потребность в безопасности, защищенности — это основная потребность человека (наравне с потребностью в пище и сне). Для маленького ребенка быть уверенным в своей защищенности еще более важно.

Если укладывание в кровать будет происходить в одно и то же время (максимальное отклонение от обычного времени — ± 40 минут), малыш скоро привыкнет к этому, он будет чувствовать стабильность и уверенность в том, что все так, как должно быть.

Однако для максимального результата необходимо следовать режиму не по «прихоти доктора», а по собственному убеждению. Малышу удобно, когда все события, происходящие за день, — подъем, основные приемы пищи, игры, занятия, прогулки, водные процедуры, сон (дневной и ночной) — наступают в строго определенное время.

Детки, не соблюдающие режим, чаще обычного испытывают беспокойство и даже страхи, отличаются расторможенным поведением, беспричинно капризничают и проявляют ложную гиперактивность. Ложную, потому что это свойство от природы им не присуще, и лишь истощенная постоянным ожиданием («а что будет дальше?») нервная система повышает скорость ответной реакции на любой раздражитель. Тут уж не до спокойного сна, поверьте.

Если же мы сознательно введем в жизнь малыша режим, то на практике увидим, что вечером ребенок не будет разгуливаться и выбирать подвижные игры, отдавая предпочтение тихому общению. А там и до сна рукой подать.

Еще не хотелось бы упускать из виду связь режима сна с режимом питания. Так уж устроен организм младенцев — засыпать у груди матери, потягивая сладкое молочко. У подросшего малыша после плотного обеда опять-таки следует дневной отдых, и после ужина карапуза ждет уютная постелька. Нередко эти два процесса — еда и сон — подсознательно связываются друг с другом, что выражается в требовании «вкусняшек» перед отходом ко сну. Многих родителей такое положение вещей беспокоит — ведь ребенок выказывает настойчивость и капризничает, когда не получает желаемого.

По физиологическим показателям еда перед сном теряет свою важность уже после года. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то кормление перед сном естественным образом сохраняется. В остальных случаях педиатры рекомендуют расставаться с привычкой есть на ночь без сожаления. Во-первых, пищеварительный тракт тоже должен отдыхать, тогда усвоение дневной пищи и стул будут нормальными. Во-вторых, сладкие перекусы вредны для молочных зубов — есть риск развития раннего кариеса. В-третьих, еда перед сном — это не полезная привычка, а значит, является совершенно лишней.

В связи с этим не рекомендуется отучать малыша от еды, переключая его, например, на воду. Если вы принимаете решение прекратить прикармливание на ночь (и ночью), то доброжелательно поговорите об этом с малышом (даже самым крошечным) и держите свое слово до конца. Возможно, первые несколько ночей будут сложными, а ребенок недовольным. Но, если вы проявите волю и настойчивость, все обязательно нормализуется и очень скоро.

Режим дня – это распределение времени, отводимого на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна приобретают характер динамического стереотипа. При построении режима дня ребенка предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, максимальное пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

Как восстановить и наладить режим дня для ребенка?

Большую роль в воспитании ребенка имеет рационально построенный режим дня ребенка, учитывающий физиологические возможности малыша и способствующий активной жизнедеятельности всех его органов и систем.

Он представляет собой чередование во времени кормления, сна и бодрствования в соответствии с физиологическими возможностями ребенка.

Почему надо соблюдать режим дня и насколько он важен?

Необходимость соблюдения режима дня очень велика, как для взрослых, так и для детей - в каждый из периодов дня человек ощущает себя по-разному. И для того чтобы всё было сбалансировано нужен строгий распорядок дня.

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и нормально развивался режим дня крайне необходим и подбирается он в зависимости от возрастных показателей. И если вы задались вопросом: почему надо соблюдать режим дня, то вы сейчас получите ответ. Распорядок дня укрепляет здоровье, благоприятствует нормальному отдыху и полезной физической нагрузке.

Учёными было выяснено, что на утренние часы выпадает наибольший пик физического подъёма. Отсюда следует, что утром лучше всего проводить занятия спортом, что-либо учить и развивать. И для того, чтобы ничего не упустить подъём должен быть до восьми часов утра. Поэтому если вы отправляете спать своего ребёнка уже после 9 вечера, то просыпаться он будет, соответственно, тоже позже. Причём он будет не отдохнувшим и малоподвижным. Вот почему в режиме дня является ключевым моментом время, отведённое на сон, игнорировать которое в столь юном возрасте категорически непростительно.

Как организовать режим дня ребенку в возрасте до 12 месяцев?

Организация режима помогает не только ребенку в развитии (так как он только что родился, то его жизнь на данном этапе построена на рефлексах, которые он получает при: кормлении, купании, играх, то есть тогда, когда эти процессы повторяются в одно, и тоже время, то есть когда существует режим дня ребенка), а также и вам в организации своего дня. Режим для каждого ребенка индивидуален, так как все разные. Он может колебаться в 20 мин, что не должно вас пугать.

3 раза режим дня ребенка изменяется в первый год его жизни, и 2 раза режим дня меняется на втором году жизни.

  • В 3 месяца ребенок может бодрствовать, примерно, от часа - полтора, а вот на сон у него уходит времени гораздо больше – 16-18 часов. Кормление становится чаще с перерывом в три часа.
  • От трех-шести месяцев на сон времени уже уходит меньше 16,5-17 часов, кормление становится не таким частым, перерывы между кормлением составляют трех с половиной часов. Бодрствование - около часа-двух.
  • От шести-девяти месяцев: Сон у ребенка становится меньше и составляет 15-16,5 часов. Кормление, согласно режиму, становится меньше, период между кормлением составляет около пяти часов, бодрствовать ребенок может уже до трех часов.
  • От девяти-двенадцати месяцев на сон ребенку уходит времени от 14,5-15,5 часов, перерывы между кормлением становится от четырех-пяти часов, бодрствует ребенок около двух с половиной до трех с половиной часов.

Принципы составления режима дня грудничков

Правильно подобранный режим дня ребенка помогает становлению психической составляющей личности ребенка. Непредсказуемость поведения сменяется регулярностью требований уже к 2-месячному возрасту. Своевременное разумное удовлетворение потребности ребенка развивает привязанность к родителям, которая проявляется с 3-месячного возраста.

Организация режима дня ребенка тесно связана с возрастными особенностями. На активное бодрствование младенца в первые месяцы жизни отводится незначительное время (5–7 ч), через каждые 1,5–2 ч ребенок засыпает. Главными компонентами режима дня детей в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование, при правильной их организации к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. На 1-м году жизни ребенка общая продолжительность пребывания на открытом воздухе должна составлять не менее 5–6 ч. На протяжении первых 3 лет жизни режим дня ребенка придется налаживать несколько раз.

Время бодрствования должно использоваться для физического и умственного развития. С целью гармоничного физического развития разработаны специальные комплексы упражнений. Такие занятия проводит с ребенком мать. Лучше, чтобы они выполнялись в одно и то же время суток и сопровождались положительными эмоциями.

Физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны. В ЦНС центры двигательной активности рук и речи находятся рядом.

Основные эмоции ребенка связаны со стремлением к самостоятельности. Уже во втором полугодии жизни появляются негативизм и дух противоречия. Это могут быть отказ от пассивного кормления с ложки или нежелание садиться на горшок.

Роль закаливания в режиме дня грудного ребенка

Закаливание воздухом начинают с первых дней жизни ребенка во время пеленания, проветривания, прогулок. В хорошую погоду летом ребенок должен быть на улице в течение всего дня. Дети грудного возраста на свежем воздухе легко засыпают.

Водные процедуры дозируются по температуре и времени. Воздействие холодной воды на кожу способствует сужению капилляров. Затем происходит их расширение (фаза активной гиперемии). При длительном воздействии холода тонус капилляров значительно падает, кожа становится цианотичной, замедляется число сердечных сокращений, что важно учитывать при контроле за закаливающими процедурами.

Основными приемами закаливания водой являются

  • обтирание,
  • обливание,
  • душ и
  • плавание.

Закаливание следует начинать с обтирания. Отдельные части тела обтирают смоченной в воде фланелевой рукавичкой, затем растирают сухим махровым полотенцем. Обливание проводится из кувшина. Душ оказывает влияние на организм ребенка разностью температуры воды и массирующим воздействием. Температуру воды при закаливании душем и обливании можно снижать постепенно или пользоваться контрастным способом.

Режим дня ребенка позволяет оценить состояние ребенка в динамике, определить эффективность проводимых оздоровительных мероприятий и выявить факторы риска на ранних этапах развития патологии.

Как наладить режим дня ребенка дошкольного возраста?

Правильный режим дня должен строиться в соответствии с основной задачей воспитания детей дошкольного возраста: способствовать

  • росту и развитию,
  • укреплению здоровья,
  • развитию основных движений,
  • становлению речевой функции.

Наладить режим дня ребенка можно только проявив терпение и настойчивость. Ваши грубые попытки заставить малыша спать, есть или гулять в определенное время могут заставить его противоречить вам просто из чувства протеста. Лучший способ мягко наладить режим дня - показывать ребенку личный пример. Кушать и гулять вместе с ним, делать вид, что вы заснули днем, и так далее.

Для здоровья и нормального развития детей дошкольного возраста необходимо соблюдать правильный режим дня. Известно, что в возрасте 5–7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 мин, в 8–10 лет – 20 мин, в 11–12 лет – 25 мин. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа. Итак, какой должен быть режим дня детей дошкольного возраста?

Правильное формирование режима дня ребенка создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка.

В дошкольном возрасте проводится большая работа по подготовке детей к обучению в школе, поэтому режим строго дифференцируется с учетом возрастного состава и индивидуальных особенностей психики каждого ребенка.

Как организовать режим дня ребенку в возрасте полутора лет?

7:00 – 7:30 - Подъем, водные процедуры, одевание.

7:30 – 8:00 - Завтрак.

8:00 - 11:00 – Прогулка на свежем воздухе, игры.

10:00 – 13:00 – здоровый сон.

13:00 – 13:30 - Обед.

13:30 – 16:00 – Прогулка на воздухе.

16:00 - Полдник.

16:30 – 18:00 –здоровый сон.

18:00 – 19:00 –Активные занятия дома или на улице.

19:00 – 19:30 - Ужин.

19:30 – 21:00 –Прогулка ребенка, согласно режиму, перед сном или спокойные игры.

21:00 – 7:00 - Ночной сон.

Как восстановить режим дня ребенку до 3 лет?

  • Продолжительность здорового сна ребенка в возрасте от год и шесть месяцев от 14.5 до 13.5 в день. Бодрствование составляет три – четыре с половиной часа. Кормление за день составляет 4 раза.
  • Продолжительность здорового сна ребенка 2 лет составляет 13,5 – 12,5 часов в день, днем они начинают спать по 1 разу. Бодрствование составляет четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.
  • Время, необходимое ребенку 3 лет на сон, 13,5 – 12,5 часов в день. Бодрствование, согласно режиму, составляет - четыре – пять с половиной часов. Кормление за день также 4 раза.

Примерный режим дня дошкольника

  • В режиме дня детей 3–4 лет предусматривается сон в течение 12–12,5 ч (из них 2 ч одноразовый дневной), пребывание на воздухе зимой не менее 3–4 ч, а летом – весь день.
  • Режим дня детей дошкольного возраста 4-5 лет. В режиме детей 4–5 лет длительность сна сохраняется без изменений, в то же время длительность организационных занятий увеличивается на 15–20 мин, характер их несколько усложняется.
  • В режиме детей 5–7 лет на сон отводится 11,5 ч ночью и 1,5 ч днем. В течение дня проводится 2 занятия. 1-е продолжительностью 25–30 мин, 2-е – 15–20 мин с перерывом 10 мин. При этом занятия приобретают характер обучения.

Все свободное от занятий время, исключая время приема пищи и сна, должно отводиться играм и прогулкам на свежем воздухе.

Дошкольный возрастной период характеризуется тем, что из заболеваний на первом месте по частоте стоят инфекционные, определяемые широкими контактами детей, а также болезни органов дыхания. Однако заболевания у детей этого периода, как правило, имеют доброкачественное течение.

Принципы режима дня у ребенка в возрасте до 7 лет

Система пищеварения человека тоже функционирует по своим биологическим часам. Вот почему надо соблюдать режим дня, чтобы нагрузка на её органы ложилась равномерно. Поэтому для приёма пищи должны быть свои определённые часы. С утра, ещё сонному организму нужно энергетическое питание, но завтрак должен быть лёгким для усвоения. Завтрак вашего ребёнка должен быть в пределах 7-8 часов утра. И если он плохо ел или не успел до конца доесть, рекомендуется через три часа устроить ещё один завтрак. К середине дня необходимость в питательных элементах увеличивается в разы, особенно если малыш находился на свежем воздухе и был физически активен.

В составленном по всем правилам режиме каждый пункт дополняется следующим. На смену часам подвижности приход отдых и новое занятие, что способствует равномерному распределению нагрузок на организм ребёнка в ходе всего дня. Но вот если день малыша был бессистемен, он к вечеру тратит все свои силы, а отсюда капризность и лишние стрессы, и неполноценный сон.

А вот родителям строгий режим дня их крохи единственный шанс уделить время и себе, домашним хлопотам. И между прочим, когда ваш ребёнок уже ходит в садик, то во время каникул или же выходных, стоит придерживаться расписания, которое заведено в тех заведениях. Но, безусловно, из все правил бывают и исключения.

Как составить режим дня детей младшего школьного возраста?

Период младшего школьного возраста характеризуется тем, что ребенок теперь меньшее время проводит на воздухе, периодически нарушает режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику.

В этом возрасте число обращений за врачебной помощью минимально, но в результате врачебных осмотров выявляются у детей изменение зрения, нарушение осанки, кариес зубов. Остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней. Существенно увеличивается число детей с избыточным весом.

Учебная нагрузка в режиме дня детей младшего школьного возраста

У младших школьников первая сигнальная система по сравнению со второй развита сильнее, поэтому для сохранения работоспособности необходимо широко использовать представление наглядного учебного материала.

Известна следующая предельная учебная нагрузка школьников в неделю:

  • 1–3-й класс – 24 ч;
  • 4-й класс – 27 ч;
  • 5–7-й класс – 29 ч.

Это используется, как известно, в целях регламентации нагрузки, ее перераспределения в течение недели и года.

Основными профилактическими мероприятиями для многих заболеваний являются процедуры связанные с личной и общей гигиеной, физической культурой, закаливанием.

В частности, известно, что соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот – мелкий шрифт, плохая печать влекут за собой повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого установлена 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1–2,4 мм в учебниках для младших классов.

Большое значение в формировании опорно-двигательного аппарата имеет детская мебель. Несоответствие детской мебели росту и пропорциям тела может приводить к напряжению определенных мышц спины, шеи, конечностей, что вызывает утомление и может служить причиной нарушения осанки (асимметрия плеч и лопаток, сколиозы, кифозы, лордозы).

Важным средством профилактики здоровья школьников является организация медицинского контроля в виде ежегодного профилактического медицинского осмотра.

Физическая активность в режиме дня младших школьников

Физическая активность имеет значение как для преодоления двигательного дефицита (гиподинамии), так и для сохранения и укрепления здоровья каждого человека. При этом уровень и вид физических нагрузок определяет в некоторых случаях врач:

  • после перенесенных инфекционных заболеваний,
  • при возникших признаках асимметрии тела и др.

Роль закаливания в режиме дня младших школьников

Наряду с физкультурой и спортом прекрасным средством профилактики заболеваний и укрепления физического и психического здоровья является закаливание.

Основные гигиенические правила закаливания предусматривают:

  • постепенность увеличения закаливающих нагрузок;
  • последовательность перехода от одной процедуры к другой с более сильным воздействием;
  • регулярность и систематичность;
  • комплексность (сочетание различных природных факторов);
  • учет индивидуальных особенностей организма.

Наиболее доступным закаливающим средством является воздух. Поэтому закаливание рекомендуют начинать с воздушных ванн; продолжительность их при температуре воздуха 15–20 °C сначало не должна превышать 20–30 мин. Затем продолжительность постепенно (ежедневно на 5–10 мин) увеличивают до 2 ч.

Более сильной закаливающей процедурой являются солнечные ванны. Для солнечной ванны благоприятны утренние часы: на юге – до 11 ч, в средней полосе – до 11–12 ч. Продолжительность солнечной ванны в начале не должна превышать 5–10 мин.

Длительность процедуры, прибавляя по 3–5 мин, можно довести до 30–40 мин.

Вода отличается наиболее сильным закаливающим эффектом. Благотворно влияют на организм различные водные процедуры (обтирание, обливание, души, ванны, купание в водоемах). Закаливание водой обычно рекомендуют начинать с обтирания как наиболее мягко действующей процедуры.

Через 2–3 недели, когда приобретена некоторая привычка при помощи обтирания, переходят к другой, более интенсивной процедуре – обливанию.

Закаливанию способствуют и такие процедуры, как ванны для стоп, хождение босиком. После хождения босиком необходимо тщательно мыть ноги водой комнатной температуры с мылом и проводить 2–3-й минутный массаж.

Почему правильный режим дня так важен для развития младшего школьника?

Решение задачи формирования режима дня ребенка возможно достичь:

правильной организацией урока;

нормированием общего количества ежедневных и еженедельных уроков;

регламентацией продолжительности уроков и перемен;

рациональным построением занятий;

использованием каникул;

организацией рационального питания в течение учебного дня.

Как восстановиить режим дня подростка?

Оценка режима дня у детей и подростков включает в себя использование различных объективных инструментов, начиная от мониторов сердечного ритма, шагомеров и субъективных инструментов, таких как опросы, списки интересов и дневники. Чтобы наладить режим дня ребенка требуется тщательная оценка, что приводит к широкой картине деятельности молодого человека. Этот процесс займет некоторое время и потребует усилий со стороны родителей, учителей.

Первый шаг на пути создания полной оценки деятельности для получения статической картины текущего физического состояния ребенка. Тесты могут помочь определить индекс массы тела ребенка. Оценщик должен получить основные данные о зрении и слухе ребенка с помощью скрининга, а также такие сведения как частота сердечных сокращений и артериального давления. Копия осмотра врача может дать ценную информацию о инвалидности или ограничениях ребенка.

Текущий уровень физической активности имеет важное значение в определении целей и задач оптимального режима для детей и подростков. Родители и учителя используют эти данные для определения видов деятельности ребенка. Родители и учителя должны помочь ребенку развивать свои существующие естественные интересы, особенно те, которые способствуют достижению физического здоровья ребенка.

Анализ активности предпочтений поможет предложить новые направления для ребенка или подростка в программе физической активности. Оценщик представляет участнику обширный список мероприятий, которые ребенок расставляет в режиме дня по своим интересам.

Рациональный режим обучения должен отодвигать наступление утомления учащегося и предупреждать быстрое снижение работоспособности во 2 половине учебного дня.

После того, как в вашем доме появился ребенок, вы не знаете, что делать, куда бежать и как наладить и свой режим дня и режим дня крохи. Ведь так будет всем намного легче?

Если у маленького ребенка нет режима дня, то это не очень удобно ни самому крохе, ни его родителям. У малыша режим должен быть! Об этом вам скажет и педиатр, и педагоги в детском саду.

И, налаживать режим дня крохе должна мама. Потому что папе с утра на работу, старшим детям в школу, а мама, уставшая от бессонной ночи, не знает, за что ей хвататься в первую очередь. Режим дня помогает маме не только высыпаться ночью, но и обеспечить ребенка развивающими занятиями, полноценным досугом.

Польза режима дня

Если раньше, в период СССР, у женщины не было выбора – ей уже в 3 месяца приходилось своего ребенка отдавать в детский сад, а самой идти работать, то сейчас – женщина может находиться в декретном отпуске вплоть до 6-летнего возраста ее ребенка. Естественно, чтобы пойти в детский сад, малыш должен быть приучен к режиму. И уже с его первых дней жизни мамочки старались укладывать ребенка в одно и то же время и кормить по часам.

Сегодня молодые мамочки не беспокоятся по поводу режима дня их ребенка. Как правило, их дети ложатся, когда уже начинают кричать, и кушают, когда у них происходит истеричный -призыв «Мама, накорми меня!».

Если у ребенка (даже, очень маленького) нет режима дня, то будет от этого страдать вся семья от хронического недосыпа, капризов, криков крохи. Но, если вы все же организуете режим дня малыша, то вот что получите в качестве приятного бонуса:

  • То, что будет делать ребенок в данный момент вы можете спрогнозировать с точностью до получаса;
  • Под режим дня (кормления, сна, бодрствования) вы можете полностью подстроить свой режим, свои дела на этот день;
  • Ребенок не будет страдать от того, что у вас на этот конкретный день появятся какие-то планы – уехать, отлучиться, сделать ремонт и даже элементарно – маме привести себя в порядок;
  • Если ребенок болеет и находится какое-то время в больнице, то ему перенести такую ситуацию гораздо легче, чем это было бы в полной зависимости от мамы;
  • Если у крохи будет определенный режим, то мама будет знать, когда тот спит, когда бодрствует. Таким образом, у нее появится время для себя, для какого-то хобби или папы (того человека, который больше всех психологически страдает от того, что в семье появился малыш и ему сейчас уделяют огромное количество внимания).

Итак, делаем промежуточный вывод – режим дня маленького ребенка необходим как самому крохе, так и его родителям. Если взять во внимание отзывы мамочек, которые воспитали малышей по режиму, то они отмечают, что такие дети – спокойные, сконцентрированные на обучении, внимательные, организованные. У них достаточно крепкое здоровье. Организовать таких детей для серьезных семейных мероприятий не составляет труда. Дети с режимом легче адаптируются в детском саду, в школе.

Доказано! Женщины, у которых дети имеют режим дня с первых дней жизни, гораздо легче переносят и период воспитания ребенка в целом.

Правила организации режима дня

С сегодняшнего дня вы приняли решение организовать режим дня вашего малыша?

Главное правило организации режима дня крохи – не навредить! Не спишите с налаживанием режима. Если малышу сложно к нему привыкнуть, то лучше прийти к режиму медленно, но верно.

Наверное, уже сейчас вы начали записывать продолжительность сна своего ребенка, время кормления, длительность прогулок. Но, почему уже все сбилось буквально на следующий день? Ниже приведены рекомендации по организации режима дня у вашего малыша:

  • Первые недели жизни не пытайтесь приручить кроху к какому-либо режиму. Просто наблюдайте за ребенком и записывайте – сколько он спит, когда ложится, когда просыпается, сколько кушает и когда, пики активности, пики вялости.
  • Через 2 недели внимательно изучите записи. Если ребенок какие-то действия совершает в одно и то же время – запишите это время.
  • Введите в вашу жизнь определенные ритуалы. Например, перед вечерним сном вы проветриваете комнату, купаете малыша и 10 минут его держите на руках. После – кладете в кроватку.
  • Если ребенок болеет, то ни о каком речь идти не может.

Режим дня устанавливают только, если ребенок здоров! Во время болезни малыша ему нужна мама круглосуточно.

Важно! Ребенку обязательно нужны прогулки на свежем воздухе. И для этого не всегда нужна улица – одевайте кроху теплее, открывайте окно и пусть малыш спит.

Режим дня в 1 месяц

Режим дня малыша устанавливается в первый месяц его жизни, а потом лишь корректируется. Основа первого месяца – кормления, которые устраиваются примерно каждые 2 часа.

7:00 – подъем (начинается он с кормления, затем умывание, зарядка);

7:00-9:00 – период активного бодрствования;

9:00 – кормление;

11:00 – кормление и период бодрствования;

12:00-13:00 – прогулка на свежем воздухе;

13:00 – кормление и дневной сон;

15:00 – 17:00 активные игры и кормление;

17:00 – 18:00 – сон вечерний;

18:00 – 20:00 – спокойные игры, общение с родителями, кормление;

20:00 – 21:00 – купание, подготовка к ночному сну и кормление

Ночью ребенок должен проснуться на одно кормление. Если вы не пришли к подобному режиму дня в один месяц, то не отчаивайтесь, вы его сможете откорректировать в ближайшие месяцы жизни малыша.

Во второй и третий месяцы режим дня ребенка не сильно отличается от первого. Единственное, что малыш меньше спит и вы это можете откорректировать по времени сами и конечно – ребенок будет больше времени проводить в общении с родителями, игрушками, окружающим миром. Чем старше малыш, тем сложнее будет установить ему режим. Но, тем не менее, вы, как родитель сможете это сделать, главное – желание. Здоровья вам и вашему малышу!

Приветствую вас, дорогой читатель, на сайте «Сонная кантата». В этой статье поговорим о злободневной теме для многих родителей:

нужен ли ребенку режим, как установить его, почему так важно приучать малыша к распорядку дня, чем чревато его отсутствие.

Доверимся мнению известного психолога и многодетной маме, Екатерине Бурмистровой.

Она считает, что четкий распорядок, продиктованный здравым смыслом, родительскими установками и требованиями, необходим для нормального , формирования у него устойчивой психики.

Многие младенцы сохраняют потребность до шести лет, некоторые перестают спать в более раннем возрасте. Однако любая мама знает, что малыш, не поспавший днем, становится к вечеру утомленным и трудноуправляемым. Чем младше ребенок, тем больше его нервозность зависит от наличия режима.

Как режим влияет на развитие

В современном обществе очень мало рождается детей-флегматиков, которые настолько спокойны, что способны . Основная масса младенцев (20%)- сангвиники и холерики, очень активные, доводящие себя до сильного перевозбуждения. Именно для таких «энерджайзеров» режим необходим в первую очередь.

Родители, отрицающие четкий распорядок для своего малютки, рискуют получить трудновоспитуемого и сложного ребенка . Без достаточного сна малыш пребывает в состоянии постоянного возбуждения, которое мешает адекватно воспринимать окружающий мир, реагировать на просьбы родителей, общаться со сверстниками, учиться и развиваться.

Режим дня должен восприниматься малышом, как картина мироздания , в которой все гармонично: день сменяет ночь, а на смену играм всегда . Так живут все, так устроен мир. Это понимание следует внушить крохе.

Распорядок дня, с постоянно повторяющейся сменой занятий, дает ощущение стабильности и надежности окружающей жизни . Он помогает ребенку настраиваться на нужное действие: если папа купает, значит, мама споет колыбельную, а потом последует сон.

От правильного режима зависит нормальное физиологическое развитие детей до трех ле т. После трех лет, когда малыш становится более самостоятельным, важно сохранить распорядок дня, изменяя его в соответствие с меняющимися биоритмами и желаниям малыша. Отправляясь на прогулку, мама может учесть желание сына играть на этой площадке или другой, но вопрос идти гулять или нет, должна решать мама.

Распорядок в жизни ребенка нужен обязательно, но он не должен походить на расписание рабочего дня министра.

Как с режимом не «перегнуть палку»

Слишком строгий и плотный режим будет утомлять ребенка. Стоит присмотреться, прислушаться к растущему человечку и уловить наилучшее время для кормления, сна, прогулки, развивающих игр. Даже самые маленькие крошки имеют свои биоритмы , которые чуткие мамы и папы могут определить, и подстроить под них весь распорядок дня.

Каждый ребенок уникален, чтобы он мог проявить свою индивидуальность, позволяйте ему быть самими собой, оставляйте ему для этого время. Не следует слишком перегружать малыша, чтобы не погасить его творческую жилку.

Составляя общий распорядок дня, оставьте в нем время для свободной игры. Тогда режим не будет малышу в тягость, сформируется привычка к ответственности и организованности, самодисциплине, так необходимая в школе.

В каком возрасте ребенок сам определяет свой режим

Дети 7 лет должны уметь самостоятельно вечером и вставать утром по будильнику, способность различать свои биоритмы у них уже сформирована. Родители могут передать им ответственность за соблюдение привычного распорядка дня, оставив за собой право контроля.
На этом этапе взросления важно научить ребенка правильно распределять время между играми и учебой.

Важные моменты режима

  • Ответственность за соблюдение собственного режима должна расти вместе с взрослением малыша.
  • Обязанности в семье. К примеру, бытовые: собирать игрушки каждый вечер самостоятельно у самых маленьких, соблюдение порядка в своей комнате у детей постарше.

Наделение обязанностями в семье поможет избежать перекосов воспитании, таких как потребительское отношение и эгоизм.

Если в дошкольный период ребенок не был приучен к порядку, то ему придется испытать сильный стресс при переходе к школьному ритму жизни.

Чтобы помочь самому маленькому малышу привыкнуть к распорядку, используйте наглядные картинки или плакаты.

Если вы изготовите их вместе с детьми, будет просто замечательно. Элементы Расписания дня (доброе утро, чистим зубки, заправляем кроватку, кушаем, собираемся на прогулку и так далее) можно вырезать из журналов, распечатать из интернета, нарисовать самим.

С помощью этого Расписания, помогайте ребенку настраиваться на следующее действие заранее: «Что Наташа, будет делать после того, как почистит зубки?»

Если Наташа закапризничает и не захочет чистить зубки утром или убирать игрушки перед сном, плакат тоже поможет: «А на картинке что нарисовано? Все дети так делают».

Для деток, умеющих писать , купите готовые расписания, пусть они самостоятельно заполнят графы и проникнутся ответственностью момента.

Дети, предшкольного возраста , заполняя Расписание с часами, могут одновременно учиться разбираться во времени.

Также можно начать приучать ребенка ценить время , объяснив ему, что то или иное действие можно делать с разной скоростью.

Для этого вполне подойдет таймер и элемент игры во время одевания-раздевания: «А давай научимся с таймером одеваться быстрее!»

Это простое упражнение в дальнейшем поможет понять основы тайм-менеджмента, которые необходимо усвоить в конце первого класса. Малыш должен осознавать временные отрезки в 5 или 10 минут, час или полчаса, понимать какое действие он сможет успеть сделать за этот временной период.

Ребенку важно понять, что научившись правильно распределять свои занятия по времени, он успеет посмотреть мультики, погулять, поиграть с собакой.

Необходимо, чтобы взрослый постепенно уменьшал свою ответственность в этом вопросе, (оставляя лишь право контроля) предоставляя малышу развиваться и двигаться дальше. К третьему классу детям нужно иметь навык ориентирования во времени и привычку к распорядку дня.

Научное обоснование необходимости режима

По данным статистики 85% современных людей являются ритмичными людьми, им легче жить по определенному распорядку: в одно и то же время ложиться спать и просыпаться. Людей, не приемлющих порядок и страдающих от режима, всего около 5%. К тому же эта особенность проявляется не в детстве.

Человек любого типа в режиме живет легче, он затрачивает меньше энергии и сил. Есть научный термин, «динамический, временной стереотип» (введен Павловым) - реакция организма на время:

Если человеку дают пищу в одно и то же время, то в его желудке заранее выделяется сок, что облегчает переваривание пищи и уменьшает энергозатраты.

У человека, привыкшего , мозг и весь организм заранее перестраивается на другой ритм работы, готовясь ко сну.

Режим бодрствования и сна - это формирование полезных охранительных привычек на всю жизнь, которые поддерживают в стрессовых ситуациях, сопровождаемых депрессией и бессонницей. Если выработан определенный распорядок действий перед сном и утром при пробуждении, выстоять организму, когда нарушается психика, гораздо легче.

дети изначально склонны к порядку, они любят порядок, им легче жить по распорядку. Режим необходим для нормального физического и психического развития малыша.

Я полностью согласна со всеми доводами психолога. А как считаете Вы? Нужен ли детям распорядок жизни?

Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

Нужен ли ребенку режим дня?

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

Аргументы против распорядка дня:

Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

Преимущества соблюдения режима дня:

1) соблюдение режима ребенком - залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается - сон становится глубоким, аппетит хорошим;

3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу «флай-леди»).

Таким образом, режим дня - это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на грудном вскармливании, особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

Распорядок - понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее - поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 - Бодрствование

10.00-12.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 - Третье кормление

12.00-13.00 - Бодрствование

13.00-15.00 - Сон

15.00 - Четвертое кормление

15.00-16.00 - Бодрствование

16.00-18.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 - Пятое кормление

18.00-19.00 - Бодрствование

19.00-20.45 - Сон

21.00 - Шестое кормление

21.00-6.00 - Ночной сон

24.00 или 3.00 - Седьмое кормление

Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать ночных кормлений, т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 - Бодрствование

11.00-13.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 - Третье кормление

13.00-14.30 - Бодрствование

14.30-16.30 - Сон

16.30 - Четвертое кормление

16.30-18.00 - Бодрствование

18.00-19.00 - Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 - Пятое кормление

19.00-20.45 - Бодрствование

20.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 - Ночной сон

23.00 - Шестое кормление

В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка - во время дневного сна или в периоды бодрствования.

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление

7.00-9.00 - Бодрствование

9.00 - 11.00 - Сон

11.00 - Второе кормление

11.00-13.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 - 15.00 - Сон

15.00 - Третье кормление

15.00-17.00 - Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 - Сон

19.00 - Четвертое кормление

19.00-21.00 - Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Купание

21.00-7.00 - Ночной сон

23.00 - Пятое кормление

Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 - пробуждение

9:00 - завтрак

9:30-11:00 - игры, общение, гимнастика

11:00-12:30 - прогулка

12:30-13:00 - обед

13:30-15:30 - дневной сон

16:00 - полдник

16:30-18:00 - прогулка

19:00 - ужин

21:00 - поздний ужин

21:30 - ночной сон

Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет - возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 - пробуждение, утренний туалет

8:00 - завтрак

8:30 - 9:30 - занятия, игры, гимнастика

10:00 - второй завтрак

10:30-12:30 - прогулка

12:30 - обед

13:00-15:00 - дневной сон

15:30 - полдник

16:00-16:30 - игры, занятия

16:30-18:00 - прогулка

18:30 - ужин

19:00- 20:00 - спокойные игры, занятия

20:00 - подготовка ко сну, купание

20:30 - ночной сон

Следующий важнейший рубеж жизни ребенка - поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а заблаговременно; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу

8:00-12:00 - занятия в школе

13:00 - обед, отдых, свободное время

14:00-15:00 - выполнение домашнего задания

15:30 - полдник

16:00-18:00 - прогулка, посещение спортивных секций

19:00 - ужин

19:30-20:00 - игры, и свободное время

20:00-20:30 - подготовка ко сну, водные процедуры

20:30-21:00 - чтение на ночь

Режим дня ребенка-школьника

При составлении распорядка дня важно помнить, что:

  • он должен быть гибким,
  • он должен быть разумным,
  • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

Как приучить ребенка к режиму или распорядку

(если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

Мнение эксперта

Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, - не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

Основное правило составления распорядка дня - он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».