Половое просвещение подростков. Сексуальное воспитание подростков: как это делают в разных странах

: Время прочтения:

Что это такое?

Сексуальное просвещение — комплекс медицинских, психологических, морально-нравственных знаний и понятий о сексуальности человека, в том числе, об анатомических и физиологических особенностях, размножении, репродуктивном здоровье, о болезнях, передающихся половым путем, противозачаточных средствах, эмоциональных аспектах сексуальности и отношений с партнером.

Сексуальное просвещение классифицируют по-разному:

  • Формальное (т.е. преподаваемое профессионалами в рамках школы, медицинского центра, центра по социальному обеспечению и т.п.) и неформальное (т.е. полученное от сверстников, масс медиа, родителей и т.п.).
  • В разных странах разный набор информации получают различные возрастные группы: существуют программы для учеников 4-5 классов, для учеников средней школы (до 8 класса) и старшей школы (9-11 классы).
  • Всестороннее сексуальное просвещение (Comprehensive sex education, которое включает большинство аспектов, перечисленных выше) и сексуальное просвещение, ограниченное воздержанием (Abstinence only sex education, которое пропагандирует воздержание от сексуальной жизни до свадьбы и не предоставляет сведений о противозачаточных средствах, зачатии ребенка и методах борьбы с половыми инфекциями).

Неужели это так важно?

Сексуальное просвещение — вопрос, который является достаточно острым и неоднозначным практически во всех странах мира. Он поднимает такие сложные вопросы, как сексуальность подростков, секс до брака, применение противозачаточных средств и часто воспринимается как нечто развращающее и разрушающее традиционные ценности той или иной культуры. В России этот вопрос замалчивается, в школах не существует отдельных занятий по сексуальному просвещению, зачастую, учителя биологии не проходят ту часть программы, которая связана с размножением человека.

Тем не менее, вопрос сексуального просвещения необходимо обсуждать в связи с тем, что:

  • по итогам 2015 года Россия обогнала страны Южной Африки по распространению ВИЧ/СПИДа, который в том числе передается половым путем, хотя современные контрацептивы эффективно противодействуют этому;
  • сложно сказать, какая часть абортов в России происходит из-за насилия, неумения использовать контрацептивы или из-за того, что девочка вступила в сексуальные отношения без достаточного владения информацией о том, как предотвратить неприятности. Тем не менее, такие случаи бывают и их необходимо предотвращать;
  • согласно статистике ВОЗ ежегодно в мире до 1 миллиона пятнадцатилетних девочек, и до 16 миллионов девочек в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Для некоторых из них беременности являются желанными и запланированными, для большинства — нет. Многие из них подвергаются небезопасным абортам и осложнениям, зачастую смертельным. Чаще всего это происходит в странах, регионах или районах с низкими уровнями доходов;
  • по данным МВД в России в год происходит 14-15 тысяч изнасилований. Очевидно, что эта статистика сильно занижена, т.к. большинство женщин и девушек не подает заявлений в полицию. Многие изнасилования происходят по отношению к несовершеннолетним девушкам и молодым людям, которые не понимают, что происходит, не знают, как это оценить и не научены техникам борьбы с насилием, домогательствами, запугиванием и пр.

Наряду с этой статистикой, существует множество исследований, указывающих на то, что всестороннее сексуальное просвещение вкупе с доступными средствами контрацепции снижают количество незапланированных беременностей у подростков.

Просвещение относительно контрацепции приводит к снижению рискованного поведения и к сокращению числа половых инфекций у подростков. Вновь и вновь появляются данные о том, что программы, сфокусированные только на воздержании, неэффективны.

Воздержание как наиболее эффективный способ предотвратить инфекции и нежелательную беременность никогда не ставился под сомнение, но проблема в том, что те подростки, которые оказываются не в состоянии воздерживаться, не владеют нужными знаниями о контрацепции, анатомии, зачатии и т.д., а, следовательно, находятся в зоне риска по незапланированным беременностям и абортам.

Каковы модели сексуального просвещения в других странах?

  • В Африке , где сексуальное просвещение сфокусировано на борьбе с эпидемией СПИДа, пропагандируется контрацепция наравне с воздержанием и моногамией. Отмечается определенное сокращение частоты передачи ВИЧ.
  • В различных странах Азии сексуальное просвещение находится на разных стадиях развития. В Японии оно обязательно, но фокусируется больше на анатомических и физиологических аспектах.
  • В Индии попытки ввести обязательные программы сексуального просвещения сталкиваются с сильным противодействием и расцениваются, как разрушающие традиционные ценности.
  • Практически со всех Европейских странах сексуальное просвещение является обязательным. В Великобритании развиты как всестороннее сексуальное просвещение, так и сфокусированное на воздержании. Хотя такие уроки есть в школах, родители могут отказаться от посещения их ребенком. В программе в обязательном порядке освещаются биологические аспекты, информация о контрацепции и безопасном сексе оставлена на усмотрение педагогов, а эмоционально-психологические аспекты почти всегда остаются в стороне. В Германии , где количество родов среди подростков 15-19 лет рекордно низкое, сексуальное просвещение считается обязаннностью правительства. Оно является всесторонним и часто учитывает вопросы гомосексуальности, насилия, педофилии и пр. В Нидерландах , которые также являются рекордсменами по низкой частоте беременностей среди подростков, сексуальное просвещение обязательно и начинается уже в начальной школе. Хотя ученые отмечают, что такие великолепные результаты не могут быть следствием только сексуального просвещения, тем не менее, оно вносит свой вклад. В целом можно сказать, что «Голландский опыт» сексуального просвещения является как наиболее успешным, так и наиболее спорным. Во Франции сексуальное воспитание является обязательным, в рамках занятий среди учащихся 8-9 классов распространяются бесплатные средства контрацепции. В России сексуальное просвещение не является обязательным, не существует школьных программ, т.к. это считается противоречащим традиционным ценностям.
  • В США идут непрекращающиеся дебаты об эффективности всестороннего сексуального просвещения и сексуального просвещения, ограниченного воздержанием. Тип и количество часов, отведенное на сексуальное просвещение, определяются штатами самостоятельно. Многие отказываются от государственного финансирование сексуального просвещения, ограниченного воздержанием с тем, чтобы на собственные средства развивать всестороннее сексуальное просвещение. Тем не менее, подавляющее большинство учащихся 5-10 классов хотя бы один раз получали хотя бы какую-то информацию о сексуальных отношениях.

Психологический аспект сексуального просвещения

Приверженцем какого бы вида сексуального просвещения вы ни являлись (или полным противником всех видов), думаю, вы согласитесь с тем, что если есть какие-то способы защитить ребенка от сексуального насилия, педофилии, незащищенного секса и нежелательной беременности, то их необходимо использовать. Среди важных навыков, которым может научиться ребенок, так называемые «навыки отказа». Их успешно применяют и в рамках сексуального просвещения, и в рамках борьбы с наркотиками в США. К ним относятся:

    • умение говорить «нет»: «Нет, спасибо, я не пойду с вами»,
    • умение называть вещи своими именами: «То, что ты делаешь, называется травлей/приставанием/насилием. Я так не делаю» (конечно, для этого навыка ребенок должен точно идентифицировать такие вещи),
    • умение переводить тему разговора: «А что ты думаешь о нашей учительнице?», «Лучше скажи мне, ты сделал домашку?»,
    • умение задавать вопросы: «Ты понимаешь, о чем ты меня просишь/что вы мне предлагаете?», «Зачем вам это?»,
    • умение аргументировать свое мнение: «Я не буду, потому что я не хочу», «Я не буду, потому что потом мне будет грустно/обидно/стыдно за себя», «Я не согласен с тобой, потому что...»,
    • умение шутить или высмеивать: «Ага, только этого мне еще не хватало, тогда мама точно разрешит мне позже возвращаться домой», «Ты что, издеваешься? Это может быть вредно для моего организма!», «Когда захочешь заняться чем-то нормальным — звони, а я пошла домой»,
    • умение предложить другое занятие: «Лучше давай поиграем в компьютер», «А давай позовем Лизу, я давно ее не видела», «Я так хочу прогуляться, пойдем?».
И все-таки, наверное, самым главным фактором, охраняющим подростков от неприятностей, является возможность обсудить свои проблемы с родителями и получить спокойную поддержку в преодолении этих трудностей, а не критику и тревогу.

Часть II. Половое просвещение подростков в возрасте от 12 до 18 лет

Когда ребенку исполняется 12–13 лет, ему открывается новая сторона жизни, а родителям добавляется проблем: секс, отношения, изменения, происходящие с телом, привлекательность для сверстников… Но обсуждать подобные темы с «предками» подросток стесняется, по привычке черпая знания из Интернета. Могут ли случайные ссылки удовлетворить его жажду надеждой и актуальной информацией? Вряд ли. Нужна кропотливая работа и доброе участие родителей подростка. С помощью предложенных здесь ответов специалистов родители смогут сформировать у своих подрастающих детей сексуальную культуру, укрепить взаимное доверие и позаботиться об их здоровье и будущей счастливой жизни уже сегодня.

В этой части книги мы продолжаем откровенный разговор с родителями, чьи дети подросли и теперь называются подростками. Эта книга не энциклопедия, и не сборник ответов на все вопросы о сексуальности. Не нравоучительные статьи, и не учебник по сексу. Это ответы специалистов в области сексологии на вопросы, заданные современными подростками. Иногда в этой части будут возвращения к первым главам, повторение некоторых проблем, но уже с учетом взросления ребенка, изменения его взглядов на происходящие события. Мы предлагаем взрослым цифры, факты, аргументы, которые они могут использовать в половом воспитании подростков.

Именно в подростковом возрасте девушки и юноши, впервые почувствовав новые изменения в своем теле, пытаются понять, что с ними происходит. Первый поцелуй, лишение девственности, первый половой акт, способы предохранения, размеры половых органов, как поддерживать интимную близость, понравиться друг другу - такие вопросы всегда волновали и волнуют молодых людей. А родители, в лучшем случае, молчат, стараются не говорить на эти «скользкие» темы, а порою облекают их во что-то стыдное и непристойное. В школах нет полового просвещения, и учителя не знают, как говорить с подростками о сексуальности. Друзья и одноклассники «выуживают» информацию из интернета, щедро делятся своим «горе-опытом», самостоятельно отвечают на все волнующие их проблемы.

Чтобы узнать, что интересует современных юношей и девушек, мы провели опрос во многих российских городах и оказалось, что во всех регионах России подростков интересуют примерно одни и те же темы, только формулируют они их по-разному. Мы не ставим перед собой цели рассказывать обо всей сексуальности. В одной книге это просто невозможно.

Нам очень важно, чтобы каждый человек помнил: подростковый период - это только началобольшого пути интимных отношений мужчины и женщины. От того, каким будет это начало, напрямую зависит сексуальное здоровье в будущем. Эта книга поможет родителям вместе с подростком комфортнее пройти непростой возрастной этап полового созревания. Именно в нём формируется половая зрелость, а вместе с ней, счастье интимного общения. Мы постарались прислушаться к тому, что волнует родителей и дали профессиональные ответы на вопросы про «это»: Кто? Что? Когда? Сколько? С кем? Как? Почему?

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ СМЕРТИ Многие родители (возможно, большинство) в нашей культуре непрестанно пытаются уйти от реальности в том, что касается информации о смерти. Маленьких детей защищают от смерти, их открыто и сознательно вводят в заблуждение. Очень рано в них

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

У подростков с антинаркотическими установками обнаруживается высокая личностная значимость сценарного будущего. Мы полагаем, что вера в подобный сценарий в подростковом возрасте оказывается важным механизмом личностной эффективности. Существенно, что знакомство с

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

Приложение 1 Психологическое просвещение школьников Особенности психологического познания и его роль в жизниИзвестно, что самосознание и самосовершенствование невозможны без знания психологии. Но знание становится живым, если оно применяется для достижения

Из книги Гармония семейных отношений автора Владин Владислав Зиновьевич

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ И женщина живет, беду тая, С душой усталой - а ведь не стара еще! А рядом - муж, не вышедший в мужья, И дети - настоящие товарищи… Р. Казакова «…Его

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Педология: Утопия и реальность автора Залкинд Арон Борисович

Из книги Язык тела автора Антоненко Елена Юрьевна

Просвещение «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по

Из книги Чего хотят мужчины и как им это дать автора Щедрова Юлия

Часть 4 Знакомства в зрелом возрасте

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Часть III Самооценка у подростков В этой части книги мы увидим, какие факторы особенно сильно влияют на самооценку в подростковом возрасте и каким образом родители помогают своим детям совершить переход к самостоятельной взрослой жизни. Инструменты достижения

Из книги Чувственность и сексуальность автора Бурбо Лиз

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Часть I. Половое просвещение детей в возрасте от 6 до 12 лет Сексология Первый вопрос ребёнка о сексе, который может заставить вас врасплох: «Как рождаются дети?» или «Откуда они берутся?» Мы предлагаем ответ в интересной истории, где дедушка-врач отвечает на эти вопросы

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Часть III. Вопросы подростков и ответы сексологов В этой части книги мы отобрали часть вопросов подростков, которые участвовали в нашем опросе, и предлагаем такие ответы на них, которые помогут родителям в щекотливой ситуации. Мы сознательно так поступаем, чтобы родители

Чем отличается сексуальное образование от полового просвещения? Или половое обучение от полового или сексуального воспитания? Трудно ответить? Скорее «да», чем «нет» по банальной причине: и там, и там осуществляется некий процесс, формулируемый множеством синонимов, которые каждый человек понимает по своему.

Противоречивые, многочисленные и часто недостоверные трактовки терминов сексологии обостряют негативное отношение людей к этому междисциплинарному научному знанию. Ситуация с не устоявшимися понятиями хорошо известна в мировой паутине, где экономисты и социологи, массажисты и журналисты, врачи и психологи пиарят себя в интернете, а обыватель верит Википедии или читает тексты проплаченных сайтов, часто не заглядывая дальше второй страницы в поисковике.

При этом современные педагоги и философы стараются не обращаться к сексуальной тематике или пользуются информацией прошлого века, которую забросили в интернет их предшественники в последнее десятилетие. В результате терминологическая чехарда сбивает с толку всех, кто обращается к таким «близким» понятиям как: половое воспитание, половое просвещение, половая социализация, сексуальное образование и пр.

В этой ситуации хочется расставить точки над «i», предложив точные формулировки, но претендовать на истину в последней инстанции довольно трудно в силу сложившихся стереотипов и отсутствия единого подхода к данным терминам у большинства представителей официально признанных в нашем государстве наук. Не говоря о чиновниках, которые принципиально стараются не замечать сексологию в последние годы, избегают споров о ней те, кто вошел в инволюционный период, стесняются обыватели, негодуют церковнослужители! Тем не менее, с позиции редукционизма суть формулировок сводится к следующему:

Социализация — освоение; просвещение — передача и получение информации; воспитание — воздействие с разными целями; обучение — передача и получение не только знаний, но и умений с навыками; образование — предоставление и получение знаний, навыков и умений с констатацией их уровня усвоения. Похоже? В общем-то » да»,

Основные определения

В сексологии есть определения основных педагогических понятий, которые лучше всего рассматривать с позиций социокультурной сексологии. Самое широкое из них - половая социализация . Это процесс освоения норм и ценностей, регулирующих сексуальные отношения и поведение в обществе, где через прямое и (или) косвенное воздействие на индивида, пару, социальную группу формируется сексуальная культура.

Институциональная половая социализация - это прямая половая социализация представителей социальных формирований различных категорий, возрастов, половой принадлежности и опыта сексуальной жизни. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по приобретению знаний, получению навыков, освоению норм и ценностей институциональной сексуальной культуры.

Половая социализация существует в двух формах: опосредованной и непосредственной.

При опосредованной половой социализации формирование определенного уровня сексуальной культуры осуществляется за счет пассивной адаптации представителей социума к организации их половой жизни, типичному сексуальному поведению окружающих, детерминированному различными факторами и сложившемся сценариям, социальным укладом, нравственным установкам и ценностям в обществе.

Под непосредственной (прямой) половой социализацией понимается активная интеграция и адаптация личности в ходе её сексуального развития к нормальному для данного общества сексуальному поведению под целенаправленным воздействием определенных социальных структур. Такая форма половой социализации представляет собой синтез элементов:

  • Половое просвещение,
  • Половое воспитание,
  • Половое обучение,
  • Сексуальное образование.

Половое (сексуальное) просвещение представляет собой ознакомление с информацией о сексуальности. Это соответствующий возрасту и культуре подход к связанному с половой жизнью и сексуальными отношениями преподаванию, обеспечивающему передачу и усвоение научной, реальной и объективной информации. Половое просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды и приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни.

Половое (сексуальное) воспитание – процесс целенаправленного педагогического воздействия на личность с целью формирования у нее сексуальной культуры и способности адекватно переживать и осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с установившимися в обществе нормами и правилами.

Половое (сексуальное) обучение - это познавательная деятельность людей и (или) целенаправленное, организованное воздействие на личность с целью получения и совершенствования знаний, навыков, умений в ходе сексуального развития. Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь.

Сексуальное образование - целенаправленный процесс предоставления и получения знаний в области сексологии, сопровождающийся констатацией уровня достижений обучающейся личности установленным образовательным цензам или стандартов. Сексуальное образование является результатом взаимодействия полового (сексуального) обучения и институциональной половой социализации и предполагает:

1.Процесс централизованного обучения человека или группы людей в течение определенного периода времени с предполагаемой выдачей итогового документа: сертификата, удостоверения, диплома и т.п.

2. Определенный объем и структуру знаний, умений и навыков человека, полученных в результате образовательного процесса.

Диаметральное отличие взглядов на сексуальное образование заключается в позициях сторон. Противники уверены, что половое образование сводится к обучению детей и подростков техники секса. Сторонники сексуального образования ратуют за формирование у людей сексуальной культуры, поддержание сексуального здоровья и гармоничные половые отношения (см.: ).

Существующие формы сексуального образования в России

В образовательной структуре нашего государства нет начального, среднего, высшего, общего профессионального сексологического образования. Отсутствуют бакалавриат и магистратура. Нет дисциплины «сексология» в перечне специальностей, нет ученых и диссертационных советов по сексологии. Нет ни отрасли, ни научного направления, связанных с сексологией. Нет уже в Санкт-Петербурге института психологии и сексологии (ректор — Л.Щеглов), просуществовавшего несколько лет и «не вписавшийся» в современные требования реформ. Есть только специализация «врач-сексолог» в числе медицинских специальностей и специализированное дополнительное образование, по результатам которого выдается документ (свидетельство и/или сертификат), в следующих формах:

А. Факультативные занятия на некоторых факультетах в ряде институтов и академий. Эта форма образования появилась в девяностые годы прошлого века. Энтузиасты от ряда дисциплин, самостоятельно освоив основы сексологии, предложили свои услуги и с разрешения ректоров ВУЗов стали проводить факультативы в различных учебных заведениях: МГУ (Кон И.С., Агарков С.Т.), ВУ МО (Кащенко Е.А., Харитонов А.Н.), СпбГУ (Щеглов Л.М.), академия МВД (Дерягин Г.Б.), МИЭПП, ГППУ и многие другие. Названия этих, как правило, тридцати-сорока часовых курсов были совершенно различными: «Психосексуальное развитие личности», «Основы сексологии», «Основы сексуальной культуры» и др., — и варьировались от направления исследований самих авторов до потребностей кафедр, где проводились занятия. Со временем лекционные курсы по сексологии вошли в программы подготовки психологов, педагогов, врачей, юристов как факультативные дисциплины. А с 2006 года некоторые из них приобрели статус дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, как, например, по специальности 030302 «клиническая психология» в МГУ имени М.В.Ломоносова, где существует программа дисциплины «Психология сексуальности и сексуальных расстройств» объемом в 30 часов.

Б. Послевузовское (последипломное) профессиональное образование в аспирантуре и докторантуре (если предмет и/или объект исследования является сексологическим понятием). Диссертации, прямым или косвенным образом связанные с сексуальностью, регулярно защищали медицинские специалисты. А с конца девяностых годов прошлого века эпизодически стали допускать к защите в различных диссертационных советах ученых других специальностей. Наиболее известными среди них являются докторские диссертации по социологии «Институционализация сексуальной культуры военнослужащих» Е.Кащенко и психологии «Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии» Зинченко Ю.П.

В.Научно-исследовательская деятельность в сексологии представлена прежде всего различными диссертационными исследованиями на соискание степени кандидата наук. Такие диссертации защищены по философии, филологии, психологии, педагогике, ряду других дисциплин. Появились авторские исследования, которые легли в основу книг, статей и выступлений по сексологии. Большинство из них опубликованы в интернете, сборниках тезисов конференций, в журналах и профессиональных изданиях. Чаще всего различные исследования в области сексологии проводятся при непосредственном участии заказчиков - производителях секс-продукции.

Г.Повышение квалификации. Эта форма существует более двадцати лет для врачей-сексологов, которые повышают квалификацию на кафедре психотерапии и сексологии в Москве и Санкт-Петербурге. Для специалистов других профессий с 2009 года появилась возможность очно получить образование на курсах повышения квалификации «Психологическое консультирование в сексологии», «Криминальная сексология» и «Половая социализация развивающейся личности», а с 2012 года — дистанционно и очно. Они проводятся на кафедре сексологии Академии социально-экономического развития в Москве, где преподавали и преподают ведущие отечественные специалисты в области сексологии, профессора и доктора наук: И.Кон, С. Агарков, А. Ткаченко, Г. Введенский, Е.Кащенко, Н.Кибрик, М.Сокольщик, Л.Щеглов и многие другие.

Д.Профессиональная переподготовка. Врачи-сексологи проходят курс переподготовки и повышения квалификации в Федеральном Центре сексологии и сексопатологии в Москве. На кафедре сексологии Академии социально-экономического развития только создается программа профессиональной переподготовки для специалистов не медицинских специальностей.

Перспективы сексуального образования в России

О сексуальном образовании в России наиболее предметно заговорили несколько лет назад. В прошлом веке сексуальное образование представлялось государством только сексопатологам. Узкая направленность работы врачей-сексологов (как их называют с 2002 года), сложность получения базового медицинского образования делали сексологию несколько узкой, кастовой, приписывая ей медико-биологический оттенок. Может быть поэтому широкому кругу россиян говорить о сексуальном образовании в ХХ веке было бессмысленно. Чаще речь шла о половом воспитании и школьников и сексуальном просвещении взрослых.

Однако, с реформированием образования в России конца ХХ — начала ХХI веков, появлением у учебных заведений большей самостоятельности, сексуальное образование теперь могут получать не только врачи, но и психологи, педагоги, юристы и др. Практика сексологического образования заметно видоизменилась. Оно проводится не только в процессе самообразования личности и в семье, но и в государственных, частных (не государственных) учреждениях, очно и дистанционно. Однако, в государственных учебных заведениях, где читается курс по сексологии он не превышает 30-ти часов. Между тем не государственные учебные заведения проводят сексуальное образование с часовым диапазоном на порядок выше.

Сегодня вопросы сексуального образования необходимо решать комплексно. Желательно с применением тривиумальной концепции сексуального развития при которой учитывается физиологическое, психическое и социокультурное развитие с учетом их подвижного баланса. Не случайно, РНСО выдвинула и проводит свою социальную программу половой социализации, где происходит дифференциация форм половой социализации согласно возрасту:

Главная цель полового просвещения для детей и молодых людей в том, чтобы они получили знания, приобрели навыки и осознали ценности, которые позволят им сделать ответственный выбор относительно своей сексуальной жизни и социальных отношений в мире, охваченном эпидемией ВИЧ и ЗППП. Поэтому:

Дети до 12 лет должны получать половое просвещение и половое воспитание в семье, с родителями, которым предлагается в этих целях книга Е.Кащенко «Откровенный разговор про это» (ЭКСМО, 2012).

Подростки от 12 до 16 лет согласно государственному образовательному стандарту проходят половое обучение и получают половое просвещение в ходе школьного обучения, где в ряде дисциплин им предлагается получить знания по вопросам сексуальности. Плюс к этому издательство ЭКСМО готовит книгу членов РНСО Е.Кащенко и А.Котеневой «Ответы сексолога подросткам».

Для самообразования молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет предложено учебное пособие Е.Кащенко «Основы социокультурной сексологии», по которому школьные учителя, психологи и воспитатели могут проводить лекции, беседы, уроки в рамках госстандарта.

Сексуальное образование для взрослых должно быть разделено на две категории: для специалистов, способных применять свои знания на практике и неспециалистов с целью повышения их уровня сексуальной культуры. Для этих целей есть литература известных в стране авторов (И.Кон, Г.Васильченко, Л.Щеглов, С.Агарков и др.) и зарубежных специалистов (У.Мастерс, В.Джонсон, Х. Каплан и др.)

В ближайшие годы обязательное сексуальное образование планируется ввести во всех странах, подписавших «Европейскую социальную хартию». Однако в России сексуальное образование до сего дня имеет больше декларативный характер, когда с трибун звучат слова о необходимости подобного просвещения и воспитания, реально же проблема отдана на откуп одной общественной организации и ряду энтузиастов (без экономических и финансовых субсидий, без организационной и материальной помощи и т.д.). Надо, чтобы государство не игнорировало проблем сексуального образования и просвещения, а повернулось лицом к сексологии. Хорошо было бы создать национальный институт сексологии — не коммерческую организацию, которую планирует в 2013 году РНСО, а государственное учреждение (с кафедрами медицинской, судебной, социокультурной сексологии, центром сексуального здоровья, научно-исследовательской лабораторией и т.д.). Ввести специальности сексолог-педагог, психолог-сексолог, сексолог-консультант с предоставлением рабочих мест (хотя бы по тем нормативам, что были утверждены в девяностые годы прошлого века).

Итак, сексуальное образование в России, как многоуровневая практика, только делает свои первые шаги. Появились планы и программы, преподаватели и учебники, есть опыт организации занятий. Но без государственного участия данный процесс может длиться бесконечно долго, а страдать от этого будут люди…

Споры о том, вводить или не вводить уроки полового воспитания в России идут не первый год. Пока политики, юристы и социологи ломают копья в кабинетах, мы разбираемся на примере других стран, что же это такое, как осуществляется и к каким результатам приводит.

Что такое половое воспитание

Уроки полового воспитания существуют для того, чтобы рассказывать людям разного возраста об анатомии человека, средствах контрацепции, беременности и родах, заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, сексуальной ориентации и отношении к партнеру.

Получить половое воспитание можно формальным и неформальным путем. К первому относятся специальные курсы при образовательных или медицинских учреждениях, разработанные специалистами и одобренные государством. Второй способ (широко распространен в нашей стране) предполагает самостоятельное получение информации по методу «что-то где-то услышал». Из бесед с родителями, друзьями, интернета, СМИ. Говорить о том, что ребенок получил полноценное половое образование можно лишь в первом случае.

Примеры воспитательных программ в странах мира

Программы полового просвещения есть не только в европейских странах, но и в Азии, Африке, США, то есть, практически во всем мире. Разумеется, все они разные, и во многом зависят от цели, которую преследует государство, а также от того, какая структура (религиозная или светская) создавала и продвигала программу обучения.

Разобрать подробно все варианты невозможно, поэтому выберем лишь самые популярные и широко распространенные.

Нидерланды

Именно Нидерланды любят приводить в пример сторонники введения в российских школах полового воспитания. Это неслучайно: первые знания здесь дети получают в возрасте 4-7 лет, и при этом в Нидерландах самый низкий в мире уровеньподростковых беременностей и ЗППП у несовершеннолетних. Связь между этими фактами можно оспаривать до бесконечности, однако именно здесь появились первые обучающие мультфильмы для дошкольников и младших школьников, которые считаются частью курса биологии. Стоит уточнить, что в таком возрасте детиполучают не знания о сексе , а информацию о своем теле и его особенностях.

Великобритания

Программа полового просвещения есть в каждой школе Великобритании, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету. В Великобритании существует несколько версий программы (для светских и религиозных школ), все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных или дискуссий по темам. Занятия посвящены физиологии половых отношений и беременности, а вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять по собственному желанию.

Германия

Педантичные немцы и в этом вопросе оказались самыми упорным – у них половое воспитание нации является обязанным. Начиная с младших классов школьники получают знания по всем гендерным вопросам. В самом начале это мультфильмы и книги с картинками, рассказывающие о различиях между мальчиками и девочками, появлении детей и создании комфортной обстановки в семье.

Затем в ход идут обучающие фильмы и лекции по психологии взросления, пубертата, выстраивании первых отношений, недопустимости насилия. Подросткам в старших классах подробно и наглядно рассказывают о контрацепции, заболеваниях, беременности и абортах, гомосексуальности. Как и другие предметы, этот также оценивается, по нему проводятся контрольные и экзамены.

Франция

Половое воспитание во Франции является частью школьной программы уже больше сорока лет. В 8-9 классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросы контрацепции и уважения к партнеру.

США

В Соединенных Штатах существует два типа преподавания полового просвещения в школах - «полное» и «ограниченное воздержанием». То, какая программа в итоге окажется у ребенка, зависит от штата, типа школы и даже директора. В случае полного полового воспитания ребенок с 3 по 10 класс будет получать информацию о половых различиях, беременности, родах, контрацепции, заболеваниях половой сферы, сексуальной ориентации, насилии, абортах и т.д. Если же речь идет о воспитании ограниченном воздержанием, то курс обучения будет гораздо короче (всего два года) и упор будет делаться на этическую сторону межполовых отношений. Проще говоря, преподаватель будет два года рассказывать детям о том, что сексом до брака заниматься нельзя, при этом не уточняя почему и к каким последствиям это может привести.

Страны Азии

В таких странах Азии как Китай, Япония, Таиланд, Филиппины и Малайзия половым просвещением занимаются в школах, однако основной упор делают на изучение физиологии процесса. Впрочем, и этого хватает для того, чтобы школьники знали необходимый минимум и не рисковали здоровьем. А вот в Бангладеше, Непале и Пакистане подобных знаний не дают ни в школе, ни в институте.

Страны Африки

Половое просвещение в странах Африки ведется «Красным Крестом» и другими добровольческими организациями на протяжении последних тридцати лет. Главной цель программы - снижение роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. К сожалению, многие африканские страны еще «не доросли» до собственных образовательных инициатив и полностью зависят от волонтеров.

Статистические результаты полового воспитания в мире

Вопреки предрекаемому российскими экспертами росту разврата и разрушению нравственных норм, страны, проводящие уроки полового просвещения, могут похвастать отличными результатами в сфере подросткового здоровья.

Статистика утверждает, что число подростковых беременностей закончившихся родами или абортом, а также случаи ЗППП среди несовершеннолетних гораздо ниже в государствах активно пропагандирующих сексуальную грамотность.

Итак, число беременностей на тысячу несовершеннолетних женщин:

  • Нидерланды - 12
  • Испания - 12
  • Италия - 13
  • Греция - 13
  • Бельгия - 15
  • Германия - 18
  • Финляндия - 19
  • Франция - 22
  • Норвегия - 31
  • Великобритания -51
  • США - 86

К сожалению, официальной статистики абортов среди несовершеннолетних жительниц России нет, разные источники говорят о цифре от 45 до 75 девушек на тысячу, однако стоит понимать, что речь идет лишь о зарегистрированных операциях, проведенных в государственных клиниках. Количество рожающих несовершеннолетних равно примерно 30 из тысячи. Таким образом, Россия изрядно опережает все страны Европы, хотя не может сравниться с африканскими странами, где подобные показатели начинаются от 105 человек на тысячу и доходят до 300.

Перспективы полового воспитания в России

Несмотря на смену детского омбудсмена , ситуация с половым воспитанием в России едва ли изменится в лучшую сторону в ближайшие годы. Государство по-прежнему оставляет эту тему на откуп семье, а родители не находят сил и слов для обсуждения. Абсолютно безграмотные в вопросах межполового взаимодействия подростки продолжают искать информацию самостоятельно и, как результат, наносят существенный ущерб своему здоровью.

Елена Анатольевна Родионова, директор средней общеобразовательной школы

iconmonstr-quote-5 (1)

Ситуация с половым воспитанием в российских учебных заведениях крайне неоднозначна. За последние годы в школьной программе появилось множество новых, нетипичных предметов. Нужны ли они? Безусловно. Но вот готовы ли программы, методические пособия, есть ли преподаватели по этим предметам? Увы, ответы не радостны. Конечно, школа может взять на себя еще и половое воспитание детей, но для этого нужно выполнить некоторые условия.

Во-первых, разработать курс, включающий работу с психологом, врачами, биологами. Во-вторых, обеспечить каждую школу этими специалистами, причем опытными и грамотными. И третьим, на мой взгляд самым сложным условием, будет получение согласия от родителей. Ведь рассказывать о контрацепции девятиклассникам уже поздно. Начинать половое просвещение имеет смысл в 5 классе, но для многих родителей их дети в этом возрасте еще несознательные крохи. Сейчас эти знания школьники частично получают на классных часах и на нескольких занятиях в курсе ОБЖ, однако этой информации недостаточно, она не систематизирована, да и преподаватели часто не готовы к разговорам. Так нужны ли современным школьникам курсы полового воспитания? Да. Готова ли школа взять это на себя? На данном этапе - нет».

Введение. 3

1 Теоретические основы полового воспитания. 5

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания. 5

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения. 11

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении. 17

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России. 28

2.1 Информированность подростков. 28

2.2 Программы сексуального просвещения. 34

Заключение. 41

Список использованной литературы.. 43

Введение

Какой бы вопрос мы ни взяли, будь то психология любви, секреты эротики или профилактика венерических заболеваний, сексуальность - элемент культуры. А культура обязательно предполагает воспитание, образование и обучение. Но как только поднимается вопрос о половом воспитании - начинаются яростные споры.

Спорно уже само определение этого понятия. В широком смысле слова половое воспитание обозначает весь процесс гендерной социализации, все те направленные и спонтанные воздействия, которые помогают ребенку стать мужчиной или женщиной, приобщают его к принятой в обществе системе взаимоотношений между полами в трудовой, общественной и личной жизни. В более узком смысле половое или точнее, сексуальное образование обозначает подготовку ребенка к сексуальной жизни, более или менее систематическое сексуальное просвещение, то есть передача соответствующей информации.

Тема эта является в настоящее время остро актуальной, по поводу вопросов полового воспитания в научной литературе ведутся жаркие споры, однако ни ученые, ни педагоги к единому мнению до сих пор не пришли. Основной проблемой в настоящее время является определение границ допустимого и необходимого в половом воспитании и сексуальном просвещении. Дискуссионными являются все вопросы полового воспитания - как определение возраста, в котором необходимо начать раскрывать вопросы сексуального просвещения, так и границы допустимого и необходимого.

Целью данной курсовой работы является анализ необходимых и допустимых пределов в половом воспитании и сексуальном просвещении.

1 Теоретические основы полового воспитания

1.1 Сущность и допустимые пределы полового воспитания

Половое воспитание, система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Задача полового воспитания— способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Полноценное половое воспитание предусматривает его начало задолго до вступления детей в период полового созревания. Половое воспитание следует отличать от полового просвещения, которое заключается в ознакомлении подростков с физиологическими, сексологическими, санитарно-гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни и начинается примерно с 8-го класса.

Одной из главных черт, присущих подросткам в переходном возрасте, является желание утвердиться в жизни (самоутвердиться), стремление к

взрослости, а отсюда постоянный поиск своего «я», приводящий иногда к антисоциальным поступкам. Развитие каждого ребенка-подростка как личности— процесс индивидуальный, но он в значительной степени определяется и внешним окружением, и атмосферой в семье, школе, в кругу друзей. Знание воспитателями основ психофизиологии юношеского возраста помогает им найти правильные формы и методы адекватного воздействия. На этом этапе формирования личности подростка лейтмотивом полового воспитания должна стать дальнейшая кристаллизация у сына или дочери понятий «настоящий мужчина» и «настоящая женщина».

Половым воспитанием подростков также занимается и окружение наших детей, книги, кино, телевидение, интернет. С 13— 14 лет мальчики становятся чрезвычайно влюбчивыми. В абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. Мальчики начинают хуже учиться, делаются непослушными и раздражительными. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается сновидениями эротическими, поллюциями и мастурбациями. В последнем случае надо активно пропагандировать мысль о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а, наоборот, способствует его укреплению, созреванию. Далекая еще от совершенства половая система подростка не остается безразличной к тем нагрузкам, которые ей приходится выдерживать при мастурбациях. Значительно больше возрастает нагрузка при половом сношении (коитусе).

При половом воспитании мальчиков и юношей нельзя забывать и о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа мужчины— мужа и отца. Сын в зависимости от этого образа усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь видит в нем возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому родители в первую очередь в ответе за семейное будущее собственных детей.

1.2 Теоретические основы сексуального просвещения

Семья закладывает фундамент личности, как нравственный, так и чувственный, определяя отношение к себе и своему телу, половое самосознание, способность к самораскрытию и пониманию другого. Родительские ответы на первые наивные вопросы ребенка о тайне деторождения и половых различиях нс только несут в себе информацию, но и во многом, хотя и не во всем, предопределяют установки взрослого. Кстати сказать, ребенка не так легко обмануть.

Но как сексуальные просветители родители не особенно эффективны. Дело не столько в недостатке у них информации и знаний того, что именно и как рассказывать детям разного возраста. Исследования, проводившиеся в разных странах, показывают, что единственный работающий канал семейного сексуального просвещения - это линия мать-дочь (сведения о менструациях, половой гигиене и т. п.). С мальчиками большей частью не говорят всерьез на эти темы ни матери, ни отцы. И в архаических обществах подготовкой подростков к половой жизни обычно занимались не родители, а кто-то из старших членов рода, облеченный специальными полномочиями и знаниями. Возможно, это исторически как-то связано с запретом инцеста. Информация столь интимного свойства, если ее сообщает близкий человек, создает напряженное эмоционально-эротическое поле, в котором обе стороны чувствуют себя неуютно. Многие подростки сами предпочитают получать эту информацию другим путем, беседа с родителями на эти темы их смущает и даже шокирует.

Многие взрослые, даже признавая необходимость сексуального просвещения, бессознательно занимают жесткие охранительные позиции, исходят из того, что главная задача - уберечь молодежь от эротики и сексуальности, которые ассоциируются в их сознании только с всевозможными бедами и опасностями.

Чтобы быть эффективным, сексуальное просвещение должно опережать собственное развитие ребенка и не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, помогать ребенку правильно поставить, сформулировать их.

Крайне важным вопросом в сексуальном просвещении является вопрос об определении границ допустимого. В решении его помогает законодательство, которое определяет границы допустимого, наказание за их превышение.

1.3 Законодательное определение границ допустимого и необходимого в сексуальном просвещении

Общественный конфликт по поводу предпринимаемых в последние годы попыток массового сексуального просвещения несовершеннолетних и усилия по его разрешению высветили более общую - правозащитную проблему. Они продемонстрировали правовую и социальную незащищенность детей и подростков от потенциально вредного информационного воздействия, будь то внедрение в учебных заведениях не адаптированных к отечественным условиям, неапробированных образовательных программ по сексуальному воспитанию или сомнительные проекты некоторых развлекательно - просветительных журналов для юношества.

Анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о явно недостаточной правовой защищенности детей и подростков от неквалифицированного, низкопробного и игнорирующего специфику психологии несовершеннолетних информационного воздействия СМИ, в том числе в сфере публичного сексуального просвещения.

Особенности психического развития несовершеннолетних требуется учитывать и в правовом регулировании сексуально - просветительной деятельности средств массовой информации. Подобный подход характерен для большинства ведущих стран Запада (США, Франции, Германии, Италии) и международного права (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где вводятся существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, «разрушающей их нравственность» и «нарушающей их благополучие».

2 Анализ применяемых программ сексуального просвещения в России

2.1 Информированность подростков

Все основные направления работы в рамках сексуального просвещения в той или иной степени связаны с проблемой информированности подростков по поводу физиологических изменений, происходящих в их организмах, взаимоотношения полов, сексуального поведения, предохранения от заболеваний, передающихся половым путем, и т.п. Насколько эффективно осуществляется информирование подростков по перечисленным вопросам, можно судить, например, по результатам проведенных исследований.

Ученые Института социально-экономических исследований РАН опросили 300 старшеклассниц и студенток 1 курса 15-19 лет. Почти половина (47%) опрошенных девушек не знают, в какую женскую консультацию они могут обратиться в случае необходимости, в то время, как у каждой четвертой из них имеется в этом острая потребность. Только 11% опрошенных знают о существовании центра планирования семьи, 13% - о консультации «Брак и семья», 67% респонденток хотели бы расширить свои знания о том, какие услуги в связи с лечением гинекологического заболевания им могут быть предоставлены.

Значение родителей как информационного канала по вопросам секса невелико. Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (а по данным ВЦИОМ - 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Большинство родителей не видят себя в роли просветителей своих детей по вопросам секса и предпочитают, чтобы этим квалифицированно занималась школа. 81% взрослых высказались за введение сексуального просвещения в школах для 14-16-летних подростков, только 10% были против, из них «категорически против» - 3% мужчин и 4% женщин.

В целом социальный институт семьи, родительства слабо выполняет функцию по подготовке детей к сексуальной жизни и реализации ими своих репродуктивных прав и возможностей. Причем институт семьи не делает этого прежде всего в силу собственной неготовности к данной деятельности.

2.2 Программы сексуального просвещения

Мнения подростков и родителей о необходимости полового просвещения разделяют и опрошенные нами эксперты-управленцы высшего звена (депутаты Госдумы, работники Министерств образования, здравоохранения и т.п.). Большинство экспертов считают, что половое просвещение в школе необходимо, но различие мнений по поводу того, каким оно должно быть, связано с тем, что именно каждый эксперт понимает под «половым просвещением». Одни трактуют его как набор медицинских знаний, другие - рассматривают в социокультурном аспекте. Большая часть экспертов признает, что должна быть школьная программа, предусматривающая образование и детей, и родителей.

Удачным примером программ, имеющих половое просвещение в качестве одного из разделов, могут служить латышские экспериментальные учебники, утвержденные Министерством образования и науки Латвийской Республики. Учебник для 5 класса красочно оформлен, в нем много фотографий, юмористических и серьезных рисунков (например, об устройстве различных органов человека), стихов, сказок, пословиц, жизненных историй, в популярной форме рассказывается детям обо всех аспектах здоровья. Вопросы полового просвещения обсуждаются наравне с заботой о зубах, питании, курении и пр. Каждый раздел заканчивается перечнем выводов «Это стоит запомнить!» Деликатно и просто рассказывается об основных этапах физиологических изменений человека, об устройстве репродуктивных органов, о взаимоотношениях мальчиков и девочек. Очень важно, что начинается учебник с обсуждения вопросов самооценки подростка, ценности и неповторимости его как личности, особенностей его психологического и эмоционального состояния, взаимоотношений с окружающими людьми.

Аналогичные программы по профилактике ВИЧ/СПИДа, разработанные с разной степенью детализации, осуществляются во многих городах России. Например, в Нижнем Новгороде такая программа Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом предусматривает цикл лекций для преподавателей (программа «Учатся учителя»), школьников, их родителей. Темы полового просвещения занимают примерно 1/3 из 45 лекций.

Заключение

Когда сексуальное просвещение на Западе только начиналось, оно всюду вызывало жаркие споры, на его счет существовало множество необоснованных страхов и столько же беспочвенных упований. Клерикалы и консерваторы были непоколебимо уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей, беременностей и прочих ужасов. Радикалы столь же категорически утверждали, что стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой, да и взрослой сексуальности исчезнут, никто никого не будет насиловать, девушки будут строго следовать принципу «умри, но не давай поцелуй без любви», а в браках воцарится небывалая сексуальная и прочая гармония.

Проведенный анализ различных программ, полностью или частично посвященных вопросам полового просвещения, дает возможность сделать следующие выводы:

Только через несколько лет после внедрения образовательных программ по здоровью можно будет ожидать фактических изменений в состоянии здоровья детей и подростков.

Список использованной литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №283-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 №170-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3802.

3. Закон Российской Федерации от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» №2124-1 (в ред. Федерального закона от 16.10.2006 №160-ФЗ) // Российская газета, №32, 08.02.1992.

4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22.11.1991 №1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, №52, ст. 1865.

5. Гаврилова Л.В. Состояние и перспективы развития специализированной гинекологической помощи детям и подросткам в России // Планирование семьи, 2006, №4.

6. Гребешева И.И., Камсюк Л.Г., Алесина И.Л. Концепция полового воспитания подростков, разработанная Российской Ассоциацией «Планирование семьи» // Выбор. М.: РАПС, 1997.

7. Каткова И.А., Андришина Е.В., Куликова О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи // Народонаселение., 1999, №1.

8. Кон И.С. Вкус запретного плода. М., 1992.

9. Кон И.С. Подростки и секс // Планирование семьи. 2004, №4.

10. Кон И.С. Подростки и сексуальная контрреволюция // Планирование семьи. 1998, №2.

11. Кон И.С., Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

12. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

13. Лузан Н.В. и др. Медико-социальные исследования полового поведения подростков Новосибирской области за 5 лет // ИППП. 1999, №3.

14. Мкиртичан Г.Л., Баласанян В.Г. Роль участковых педиатров в половом воспитании и образовании девочек // Планирование семьи. 1999, №3.

15. О совершенствовании деятельности молотдежных центров по охране репродуктивного здоровья детей подросткового возраста (по результатам реализации проекта Фонда ООН по народонаселению «Репродуктивное здоровье и права молодежи РФ в Москве, Твери, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Барнауле, Томске в 2000 - 2002 гг.). Информационное письмо. М.: МЗ РФ, 2002.

16. Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России / Под ред. А.К.Демина, И.А.Деминой. М.: РАОЗ, 1999.

17. Опыт организации работы молодежных центров России (информационное письмо). Министерство здравоохранения РФ. М., 1997.

18. Пристанская О.В. Правовая защита несовершеннолетних в сфере массового сексуального просвещения // Журнал российского права, 2000, №1.

19. Программа «Введение в сексуальность человека». Региональная программа пропаганды здорового образа жизни. Фонд Сороса «Культурная инициатива». Нижний Новгород, 1994.

20. Программа «Основы планирования семьи и здорового образа жизни». М., 1997.

21. Программа для муниципальных общеобразовательных и внешкольных учреждений по образованию в области здоровья. Городской центр психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников. Ярославль, 1998.