Современный мир глазами детей:что думают дети о родине, жизни в россии и о президенте. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта. Необходимые условия реализации проекта

Сочинение на тему "Мир 21 века глазами детей "

Ответы:

немножко не так Не так уж редко нам кажется, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному и сложному миру детей. Есть выражение: «Дети видят мир на уровне наших коленок» . Это действительно так: дети взирают на наш взрослый мир, построенный по нашим взрослым законам снизу вверх. А мы соответственно смотрим на них сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции. Мы точно знаем, что должны чувствовать наши дети, что думать, что понять. И ведем их за собой. Дети слабы и беззащитны. У ребенка еще нет достаточно жизненного опыта, не сформировано абстрактное мышление и механизмы психологической защиты. Мама и папа для него самые главные, самые могущественные существа, от любви и расположения которых зависит его жизнь. Если ему говорят: «Я тебя больше не люблю и отдам в детский дом», - он в это верит, все понимает буквально. Мышление маленького ребенка центрировано, он связывает с собой все события, происходящие вокруг, он пока не может представить, что он всего лишь часть огромного мира, видит себя центром вселенной. Когда родители кричат и ругаются, у малыша не возникает мысль, что возможно, у них был тяжелый день, неприятности на работе. Он считает, что это он виноват в том, что маме и папе плохо. Многие проблемы, страхи и комплексы закладываются в детстве. Сами того не подозревая родители наносят своим детям психологические травмы, последствия от которых будут сказываться всю жизнь. Чтобы понять ребенка, надо всего лишь встать на его позицию, представить, что чувствует ваш малыш. Формирование личности ребенка обоюдный процесс. Родители воспитывая, сами воспитываются. Важно установить, как ребенок воспринимает отношения окружающих к себе. Узнать, каким он видит окружающий мир, себя, семью, родителей. Важно уметь слушать и понимать ребенка, и чтобы он почувствовал, что вы его понимаете, что то, что он думает и чувствует для вас важно. Тогда многие из нерешенных проблем ребенка станут понятнее.

План

1.Война в учебниках по истории.

2.Что такое война?

3.Пожелания.

Мне четырнадцать лет и, к счастью, я знаю о войне только по учебникам истории и из экскурсий, которые нам проводят в честь нашей Великой победы 9 мая. Урок истории нам преподает сам директор школы. Она к нашей подготовке на уроках, относится очень серьезно и тщательно. Старается излагать свои мысли так, чтобы мы всем классом понимали хорошо материал. Истории воин в России и других стран она уделяет особое внимание. Особые даты событий она учить заставляет, но они не являются решающими на наших контрольных работах. Особенное влияние на контрольные и ответы в устном виде имеют наши знания о важных событиях, происходящих на войне.

На 9 мая в честь Великой победы на войне нам проводят экскурсию по городу и вообще посвящают этот день памяти павшим солдатам. В один небольшой автобус заводят два класса школьников, катают с самого утра по всему городу, останавливаясь около памятников, посвященным войне. Женщина-экскурсовод из местного музея в подробностях рассказывает кому или чему посвящены эти великие монументы. Она же рассказывает все ужасы войны, о событиях, происходящих на ней. О невинных смертях, великом геройстве мужчин, женщин, детей, о жестокости и зле, которое порождает война. По-моему мнению зло и жестокость людей на войне - это их яростное желание выжить. Люди убивают, чтобы остаться в живых, люди идут на ужасные поступки, чтобы выиграть войну, а войну хотят выиграть, чтобы ее наконец то закончить и обойтись меньшими жертвами и количеством смертей, чем побежденный противник.

Зачем же тогда развязывают войны? Точный ответ дать сложно, но общеизвестно, что войны развязывают политики - люди, сидящие во главе государства. Но какие цели преследуют люди, обрекая свой народ на столько смертей и потерь? Цель завоевания, цель обогащения? Ведь война затягивает очень много жизней с любых сторон военных действий. Мое желание, чтобы ни я, ни какие дети, люди не знали на собственных жизнях и собственных судьбах, что такое значит война. Пусть война остается в наших книжках, пусть память о павших героях и невинных людях остается в наших сердцах. Но пусть будет в мире мир, пусть даже холодный, но без жертв и смертей.

Война глазами детей 21 века 7 класс

План

1. Как я вижу войну.

2. Моя бабушка была на войне.

3. Истории бабули.

Я не знаю, что такое значит война и знать не хочу. Нам часто рассказывают на уроках истории или экскурсиях о войне, ее жертвах, героях и трудностях. Мне трудно представить в своем воображении реальные картины того ужаса, который когда-то происходил в тех местах, где сейчас я нахожусь и живу. По телевизору часто показывают фильмы о войне. Многие из них очень ужасные и глубоко меня трогают за душу.

У родителей никогда не спрашивала о войне. Хотя моя родная прабабушка была на ней и участвовала в действиях. Ей тогда было еще только четырнадцать лет, но в паспорте у себя она написала, что ей уже шестнадцать. Это она сделала для того, чтобы могла скорей начать работать. Тогда было очень страшное время. И она со своими сестрами потеряли рано родителей. Они погибли на войне. Моя бабушка была самой старшей из детей. Ей пришлось пойти рано на работу, чтобы прокормить своих родных.

Она ветеран войны, а для меня она великий герой. Уже в моем возрасте она строила железную дорогу. Сейчас этим ужасно тяжелый трудом занимаются очень крупные, сильные и взрослые мужчины! А она была хрупкой девочкой и уже делала такой непосильный ей труд! Я так горжусь своей бабушкой! Она участвовала в разведке. Я часто хожу к ней в гости, слушаю истории о войне, которые она мне рассказывает. Из ее уст они звучат очень благородно и не так страшно, как иногда показывают на экране телевизора. Хотя я понимаю, что правда горька.

Война глазами детей 21 века 5 класс

План

1. Война на экранах телевизора.

2. Ветераны войны.

3. Память о войне.

Сейчас о войне мы слышим очень редко. В основном о нем мы можем узнать с экранов телевизора, иногда показывают исторические фильмы, снятые по реальным событиям. Можем узнать о событиях войны из художественных книг и книг посвященным истории. В книгах истории предложенных школьной программой мало деталей и подробностей, в основной там указаны сухие факты о войне, военных действиях и главных генералах.

Девятого января мы ходим навещать ветеранов нашего города. От них мы узнаем много подробностей и красок о войне. Из книг по истории столько не узнаешь. Иногда кто-то из моих сверстников рассказывает истории своих прабабушек и прадедушек. Всегда очень интересно слушать о том, что происходило когда-то с нашими родными в те тяжелые годы. Невозможно остаться равнодушным к таким рассказам.

Я считаю, что мы должны всегда помнить о том, что было и за что отдали свою жизнь наши предки. Память и уважение всегда должны оставаться в наших сердцах.

Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.

Педагог: Взгляд в себя

Сегодняшний ребенок - это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.

Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, - и это норма. Однажды с учениками 9–10-летнего возраста мы пошли в музей, где представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Я рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS"ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.

Историк: Мир без прошлого


Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир - единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.

Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой - ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.

Психиатр: Погоня за успехом

С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится. В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» - это две четверки в четверти. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях - уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях.

В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.


Социолог: Личная свобода

Современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно. Но не все так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребенка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета. Едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в интернет-среду снизилась преступность. Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток - мир». В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, решая схожие проблемы. Недавно наткнулась на подростковый форум, где дети делятся переживаниями. Советы, которые они дают друг другу, вполне адекватны. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. Разве это не прекрасно?

Современный ребенок - независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10–20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.

Врач: Слабое здоровье

В последние 30–40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой - большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить. Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор - отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.

МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка»

Воспитатели: Н.В. Сидоренко

О. В. Леднева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Проект

« Великая Отечественная война глазами детей XXI века »

Воспитатели: Н.В.Сидоренко

О.В. Леднева

г Юрга 2015

1. Общие положения (название проекта)………………..………..3

2. Актуальность выбранной темы……………………………............3

3. Цели и задачи проекта…………………………………………………..4

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта…………...5

5. Обеспечение проектной деятельности…………………………6

6. Этапы проведения и реализации проекта…………………….7

7. Предполагаемые результаты (гипотеза)……………….........8

8. Достигнутые результаты……………………………………………...8

9. Библиографический список изучаемой литературы……9

10. Приложение……………………………………………...........................10

Общие положения

Название проекта : «Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

«Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человечества и Отчества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота человечества».

В.А. Сухомлинский

Актуальность данного проекта состоит в том, что патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды

Успешность развития дошкольников при знакомстве с событиями давно минувших дней будет успешным тогда, когда станет одним из приоритетов государственной политики и семейного воспитания. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Формировать у старших дошкольников нравственно - патриотические чувства, через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны;

Привлечение родителей к построению образовательного пространства детей;

Задачи проекта:

1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

2. Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

4. Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

5. Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

6. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

7. Воспитывать чувство любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны

Направления проектной деятельности:

  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
  • Информационный блок: Переработка теоретических материалов.

Вид проекта : Познавательный, групповой

Проблема: У современных детей не достаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатели, специалисты по ИЗО, ФИЗО, МУЗО.

Продолжительность проекта: Долгосрочный

Сроки реализации проекта: март - май

Основной раздел программы: Познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, художественно - эстетическое, социально - коммуникативное, физическое развитие.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с историей Великой Отечественной войны возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми проводился целый ряд различных мероприятий:

Участие в театрализованной деятельности,

Игры в сюжетно-ролевые и дидактические игры по ознакомлению с историей Великой Отечественной войны

Составление творческих рассказов, вместе с родителями сочиняли сказки, стихи

Занятия по художественно-продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка)

Экскурсии в музеи города, центральную библиотеку, совершали целевые прогулки к достопримечательностям города.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор исторической литературы,

  2. подбор литературных произведений о войне,

  3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы),

  4. подготовка разного вида бросового материала

  5. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

  6. дидактические игры, настольные игры

  7. выставки книг, рисунков, поделок,

  8. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Стратегия осуществления проектной деятельности:

Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка» в марте – мае 2015 учебного года с детьми старшей группы:

  • в специально организованной деятельности;

  • совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

  • самостоятельной детской деятельности;

  • деятельности детей и родителей.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

«Подлинная встреча» с героическим прошлым в годы Великой отечественной войны, помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Военная техника» дали представление детям о том, какая военная техника бала использована в годы войны. Дети узнали о том,что во время войны активное участие принимали дети подростки, сыны полка. За годы войны сотни юных героев были награждены боевыми орденами и медалями. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственно – патриотических качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки). Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств: День защитника Отечества, День Победы, а также конкурсы, соревнования, викторины.

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.

  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

  • Обращение к специалистам.

  1. Организационно-практический

  • Проведение познавательного занятия на темы: “Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны»

  • Рассказ – беседа « Дети войны»

  • Оформление альбомов “Военная техника ”, “Ордена и медали Великой Отечественной войны» «Дети- герои войны!», « Города – герои» , «Фотохроника военных лет», « Наша Армия родная»

  • Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение, частушку о Великой Отечественной войне, Победе»

  • Оформление дидактических игр:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Найди город на карте», «Собери машину», «Разложи и назови правильно»

  • Изготовление плаката «Мы за мир» (совместно с родителями)

  • Лепка «Боевые машины»

  • Рисование « Вечный огонь»

  • Экскурсии в музеи и фото экскурсии по городу

  • Разучивание стихов, песен о Великой Отечественной войне.

  • Чтение художественных произведений: Я. Тайц « Цикл рассказов о войне», чтение рассказа А. Гайдара « Война и дети»

  • Оформление патриотического уголка «К 70 – летию Победы»

  • Оформление тематической выставки в книжном уголке

  • Прослушивание музыкальных произведений: марши – Г. Свиридов

  • « Военный марш», В. Агапкин « Прощание славянки»

  • Экскурсия к Мемориалу и возложение цветов

  • Участие в митинге и параде, посвященном дню Победы

  • Майский праздник « День Победы»

  • Просмотр видео презентаций о Великой Отечественной войне

  • Встреча с ветераном войны, детьми военного времени

  • Участие родителей во всех мероприятиях, организуемых в группе, д/ саду

  1. Презентационно – завершающий

  • Занятие “Дети – герои Великой Отечественной войны ”

  • Выставка продуктов детской деятельности.

  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

  1. Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов.

  • Познавательная беседа “День Победы»

Необходимые условия реализации проекта :

  • интерес детей и родителей;

  • методические разработки,

  • интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат проекта:

1. Пробуждение в детях интереса и уважения к истории России.

2. Привлечение к совместной работе родителей.

3. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.

4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

6. Понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека.

7. Оформление выставки детского творчества ко Дню Победы.

8. Музыкально-спортивный праздник «День Победы».

Гипотеза:

Не следует ждать от детей, взрослых форм проявления любви и уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о героических подвигах своего народа, будут знать имена тех, кто защищал нашу Родину и прославил её, начнут проявлять интерес к событиям Великой Отечественной войне и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Достигнутые результаты:

  • рост познавательной активности детей повысился

  • родители принимают активное участие в делах группы.

Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, гражданско – патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящие России.

Библиографический список изучаемой литературы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
  3. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
  4. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с
  5. Нечаева В.Г., Макарова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В.Г. Нечаева, Т.А. Макарова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.:
  6. Использование интернет ресурсов

ТЕМА: «Беседа о Дне Победы»

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

2. Отвечать на вопросы полным предложением, употреблять в речи синонимы, прилагательные.

3. Активизация слов: боец, воин, ветераны, доблестный, бесстрашный

4. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов С. Баруздина «За Родину», «Слава», Л.Кассиля «Твои защитники», стихотворения М.Исаковского «Навек запомни», рассматривание репродукций, иллюстраций, наборов открыток о войне.

Подготовка к беседе:

Выставка иллюстраций, изображающих сражения Великой Отечественной войны, героев войны, празднование Дня Победы, стихотворение «Рассказ танкиста», грамзапись «Священная война», иллюстрации с изображением медалей.

Ход занятия:

9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? (День Победы). А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами). Правильно дети. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети. Послушайте песню, которая призывала народ сражаться с врагом, называется она «Священная война».

Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна

Идет война народная

Священная война.

Когда началась война? Кто напал на нашу страну? Как называлась эта война? Почему? Кто победил в этой войне? Когда закончилась война?

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. На наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

(Т.Белозеров)

В этой войне, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Послушайте стихотворение поэта В.Твардовского «Рассказ танкиста». О каком времени в истории нашего Отечества написано это стихотворение? О ком написал это стихотворение поэт В.Твардовский? Что сделали для своей Отчизны солдаты – танкисты и мальчик? Назовите, что можно сказать об этом мальчике? (смелый, бесстрашный, любит свою Родину).

Мальчик этот остался неизвестным, никто не спросил его имени. Много подвигов совершили воины и простые люди в годы Великой Отечественной войны. За это правительство нашей страны награждало их боевыми орденами и медалями. Самой главной наградой была Золотая звезда, были еще Орден Красного знамени, орден «Красной звезды»; медаль «За отвагу»; орден Славы. (показ на иллюстрациях).

Много было таких людей, потому что наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины. (показ иллюстрации). Давайте вспомним стихотворение М.Иссаковского «Навек запомни». (ребенок читает стихотворение).

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

Навек запомни – здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог.

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

(В память о погибших объявляется минута молчания).

Но мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.

Ребенок читает стихотворение З.Александровой «Родина».

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор …

А другим, наверное, помнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина …

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

На этом наша беседа окончена. Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель:

  • Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
  • Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
  • Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны;

Задачи:

  • Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;
  • Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;
  • воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

Предварительная работа:

Материалы:

  • видеопроектор;
  • мультимедийная презентация «Дети войны»;
  • фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли»

Ход занятия:

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро».

Воспитатель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

(Фоном звучит спокойная музыка, воспитатель продолжает свой рассказ.)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всем полку сапог не подобрать,
Но все равно в бою они умели
Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет по-взрослому сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

Зина Портнова - «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Давно уж бои отгремели,
Но время не вычеркнет нет!
Мальчишку в солдатской шинели
Неполных пятнадцати лет.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,
То сними свою шляпу, товарищ!

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Перспективный план по патриотическому воспитанию детей

(старшая группа)

Март

1. Беседа с детьми «Подвиг на войне»

2. Рассматривание фотографий: « О родах войск, о ВОВ ».

3. Чтение рассказа Митяева А. «Дедушкин орден»

4. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Салют победы» Ю. Непринцева

5. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе.

6. Оформление альбома «Наша Армия родная»;

7. Муз. развитие: прослушивание муз. Произведений

8. Рисование «Я рисую мир»

Апрель

1. Экскурсия в музей

2. Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву".

3. Рассказ-беседа "Дети и война"

4. Занятие « Великая Отечественная война: лица Победы, дети войны»

5. Чтение художественной литературы: С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.

6. Встреча с ветераном войны, детьми военного времени.

7. Муз. развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова

8. Изготовления плаката « мы за мир» (совместно с родителями)

Май

1. Беседа о празднике «День Победы».

2. Оформление стенда «Этот День Победы».

3. Целевая прогулка по празднично украшенной улице к памятным местам.

4. Продуктивная (рисование) «Вечный огонь»

5. Игры: «Самолеты», «Полоса препятствий», «Собери салют»

6. Занятие «Дети – герои Великой Отечественной войны», показ слайдов

7. изготовление праздничных открыток для ветеранов, тружеников тыла

8. экскурсия к Вечному огню, возложение цветов к Мемориалу Славы воинам Кузбассовцам, павшим за Родину в годы ВОВ. Текст слайда «Война глазами детей» Об этом хочется забыть, но знать об этом нужно!

Сможем ли мы понять как жили дети вовремя Великой Отечественной войны? Одни ….. Вы смотрели в глаза тех детей, Знает кто о войне не из книжек Потерявших отцов, матерей. С умным взглядом не взрослых детишек? Голодное детство военной поры

Маленькие герои Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями! Могли ли дети помочь фронту? С начала войны школьники городов пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев. Всё для фронта! Всё для по беды! - стало девизом 12 – летних мальчишек и девчонок огненных сороковых…

Весь мир потряс дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 января...», «Дядя Алеша 10 мая...», «Мама 13 мая в 7.30 утра...», «Умерли все. Осталась одна Таня». Записки этой девочки, которая погибла в 1945 году в эвакуации, стали одним их грозных обвинений фашизму, одним из символов блокады.

Дети – узники концлагерей Но по щеке его ни разу Не проложила путь слеза, Должно быть, слишком много сразу Увидели его глаза. Их угоняли в Германию на принудительные работы, превращали в рабов Их сжигали заживо в крематориях Морили голодом В концлагерях проводили на них опыты

Дети на оккупированной врагом территории Они вынуждены были уйти из своих домов в землянки, умирали от голода и холода. Они могут рассказать, о том, как гитлеровцы вешали, расстреливали, сжигали заживо целыми деревнями по поводу и без повода. Как это случилось с деревней Хатынь. …Кто не слышал как звонят колокола Хатыни?...

13 миллионов детских жизней унесла коричневая чума фашизма. Не зря вторую мировую войну называют самой кровавой войной в истории человечества. Этого не должно повториться.

ПОМНИТЕ! Через века, через года - ПОМНИТЕ! Покуда сердца стучатся -ПОМНИТЕ! Какой ценой завоевано счастье, пожалуйста, ПОМНИТЕ! Нам с вами все погибшие, все 50 000 000 погибших, завещали ПОМНИТЬ.


Урок развития речи. 6 класс. Учитель: Темурзиева Ф. М.

« XXI век: мир моими глазами».

Цели урока:

    воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к его изучению, воспитывать эстетическое отношение к слову, формировать самостоятельность мышления и творческие способности;

    формировать представление о духовном концепте (многозначном термине) «толерантность»;

    повторить существительные, выражающие нравственные категории;

    совершенствовать навыки анализа текста;

    воспитывать качества, характеризующие поведение толерантной личности.

Ход урока

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».

Антуан де Сент-Экзюпери

Орг.момент.

    Сообщение темы и целей урока.

Население планеты Земля около 6 млр.чел, насчитывается более 200 государств, в многонациональной России проживает 130 народов. Каждый из нас принадлежит к определенной нации, религии, в каждой семье есть свои традиции. Каждый из нас индивидуален, каждый – это целый мир со своими мыслями, желаниями, сомнениями и надеждами. И мы учимся жить в мире с окружающим нас миром и с самим собой. И сегодня мне бы хотелось посмотреть, как видите этот мир вы, дети 21 века. И так как мы с вами проходим тему «Имя существительное», то много слов-существительных мы сегодня повторим.

Запишите тему и эпиграф к уроку.

Вопрос: Кто знает имя — Антуан де Сент-Экзюпери?

1. Работа с терминами. Слайд. Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Люди придумали много существительных, которые выражают отношение к нравственности или отсутствии его. Разделите существительные на две группы:

1 группа – слова, помогающие жить дружно, 2 гр. – мешающие этому.

Дружба народов, агрессия гуманизм, расизм , веротерпимость, насилие , миролюбие, милосердие, конфликтность, ксенофобия.

Есть ли среди слов незнакомые. Да, ксенофобия ; посмотрите, какое красивое слово. Но нередко встречаться в природе, что удивительно красивое нельзя брать в руки, потому что оно смертельно ядовито. Таково и это слово. Что же оно значит? Слайд.

Ксенофо́бия (от греч. . xenos чужой + < гр. phobos страх) - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного . К какой группе мы его отнесём? Обратите внимание, в основе всех терминов, обозначающих отклонения от норм человеческих отношений, лежит понятие «конфликтность».

Вопрос: в чем причина конфликтности или враждебности? Пословицы о мире, согласии между людьми.

Следующий слайд

2. Давайте поработаем над тем, каким вы видите портрет толерантного и интолерантного человека .

Перед вами «триада враждебности», определяемая такими чувствами, как гнев, презрение, отвращение.

а) подберите антонимы к данным словам (доброта, уважение, приятие ) и таким образом составьте портрет толерантного человека;

б) продолжите работу в таблице, предложив свои варианты толерантного и интолерантного поведения. Работа у доски. Портрет

3. Работа с текстом. Прочитайте текст публицистического стиля, написанного величайшим гуманистом 20 века, 1-й Председателем правления Советского фонда культуры академиком Д. С. Лихачева. Слайд:

Неслучайно расцвет русской культуры в XVIII и XIX веках совершился на многонациональной почве в Москве и главным образом в Петербург е . Население Петербурга с самого начала было многонациональным. Его главная улица – Невский проспект стал своеобразным проспектом веротерпимости, где бок о бок с православными церквами находились церкви голландская, немецкая, католическая, армянская, а вблизи от Невского – финская, шведская, французская. Не все знают, что самый большой и богатый буддийский храм в Европе был построен именно в Петербурге. В Петрограде же была построена богатейшая мечеть. (Д. С.Лихачев).

Слайд. Фотографии церквей С-Петербурга. На пользу или во вред то, что все эти храмы находятся рядом?

Вале́рий Алекса́ндрович Тишко́в - российский этнолог , историк, социальный антрополог. Доктор исторических наук, профессор в очень серьёзном исследовании «Этнология и политика» писал:

Толерантность – это не когда жители города или села спокойно относятся к строительству мечети, а когда они все вместе помогают построить новый храм представителям другой веры.

Подумайте, как можно закончить предложение:

«Терпение и уважение к другой культуре выражаются в стремлении _______________(ее познать и заимствовать из нее все ценное и полезное )».

Запишем это предложение и запомним.

I I этап – создание творческой мотивации.

Слайд. Общеизвестно, что Россия — это многонациональная страна, где живут десятки народов, говорящих на своем родном языке: русские, удмурты, якуты, татары, калмыки, аварцы и многие другие. Каждый национальный язык требует своего сохранения и совершенствования, своего развития, развития национальной культуры и искусства. Но естественно, что для такой многонациональной страны нужен единый язык, который бы обеспечивал общение между народами. И в русском языке есть много слов, выражающих сферу человеческих отношений. Когда мы видим такие фотографии, какие из них приходят нам на ум? (Толерантность)

Слово учителя : Сегодня слово «толерантность» , считается модным, вместе с тем вопросы и проблемы, связанные с этим понятием в 21 веке стоят перед нами очень остро. Задача нашего урока не только вспомнить термины, разобраться в знакомых понятиях, но и расширить языковую картину мира через осознание слова «толерантность».

Слайд. Прокомментировать и записать все эти понятия.

II этап – решение языковых и речевых задач

1 . В русском языке существительное «терпимость» долгое время рассматривалось как эквивалент слова «толерантность». Так ли это? Я попросила учеников выписать из разных словарей значение слова «терпимость». Послушаем, что у них получилось.

1. Терпимость «терпимость разных вер, разных исповеданий, личных убеждений… Терпимый , что или кого терпят только по милосердию, снисхо ждению». (Словарь В.И. Даля).

2. Терпимость – «способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо». (Словарь русского языка в четырех томах).

3. Терпимость - социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает чьё-либо неодобрение. Терпимость подразумевает сознательное решение не делать и не совершать всяческих преследований чуждых. Терпимость не требует признания поведения других приемлемым и означает лишь, что люди терпят человека как неизбежное зло. ( Малый академический словарь)

Равнозначны ли два этих понятия? Нет. Среди значений слова «терпимость» отсутствуют значения уважение, милосердие, сотрудничество, сострадание.

II этап – создание речевого произведения (индивидуальное смыслотворчество)

1. Чтение стихотворения Андрея Усачёва «Гном и звезда». Слайд.

У речки стоял удивительный домик.

В том домике жил удивительный гномик:

До пола росла у него борода,

А в той бороде проживала Звезда.

Не знал ни забот, ни тревог этот гном.

Звезда освещала собою весь дом,

И печку топила, и кашу варила,

И сказки ему перед сном говорила…

И гном с восхищеньем чесал в бороде,

Что было, конечно, приятно Звезде.

Кормилась она только крошками хлеба,

А ночью гулять улетала на небою

Так шли потихоньку года и века…

Но кончилась в доме однажды мука.

И гном, распростившись с насиженной печкой,

С рассветом отправился в город за речкой.

А в городе том не носили бород…

— Ха-ха! Хо-хо-хо! -стал смеяться народ.

— Вот чучело! — каждый ему говорил.

И гном испугался. И бороду сбрил.

И на пол упала его борода.

И тут же его закатилась Звезда.

У речки теперь есть обычнейший дом.

Живет в этом доме обычнейший гном.

Опять отросла у него борода.

Но больше к нему не вернулась Звезда.

О чём это стихотворение? Напишите маленькое сочинение-эссе о том, что вы думаете о ситуации, описанной Андреем Усачёвым.

Обсуждение 2-3 сочинений.

Рефлексия. Что нового узнали вы сегодня на уроке? Слово «толерантность» многозначный термин. Слов – существительных, выражающих нравственные категории много. Познакомились с новым словом. 21 век называется «информационным».

Значит ли поток информации, получаемый вами, что можно плыть по нему, не иметь своего мнения?

И в конце урока я хотела попросить Мишу Беккера прочитать стихотворение С. Маршака о необходимости жить дружно, чтобы жить мирно.

Домашняя работа. Напишите домашнее сочинение – рассуждение по эпиграфу к уроку. Хотелось бы, чтобы вы сделали работу вместе с родителями, чтобы это было совместное со взрослыми творчество.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Мир, что огород: в нем все растет.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись!

В мире жить — с миром жить.

Мир по слюнке плюнет, так море.

Одна пчела немного меду натаскает.

Одному в поле — горе, а вместе всем – хлеб

Согласного стада и волк не дерёт

Согласие крепче каменных стен.

Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Если вздохнуть всем народом — ветер будет.

Мир — во славу, война — в отраву.

Мир строит, война разрушает.

Свет победит тьму, а мир – войну

Один цветок весны не делает.

Человек человеком держится, как дерево — корнем.

К миру приставай, а от мира не отставай.

Человек не для себя родится.

С человеком хоть подерись, да сердцем поделись.

Не тот силён, кто дюжит, а тот, кто дружит

Везде хорошо, где (есть) добрые люди.

На миру и горе вполгоря и сердце с сердцем скипается.