Детская психология. Возрастные кризисы у детей — как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более.

Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно.

Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев .

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его.

Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами.

Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.

Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика ? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить , что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

КАЛЕНДАРЬ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более. Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно. Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Кризис одного года;
кризис 2-х лет;
кризис 3-х лет;
кризис 6-8 лет.

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев.

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его. Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами. Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности. Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет - так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить, что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

В заключение хотелось бы сказать, что существует еще один кризис – кризис переходного возраста, который также требует определенной модели поведения от родителей. Помните, что все только в ваших руках, помогите ребенку справится с его переживаниями, поддержите и направьте его. Родительская любовь способна помочь пережить любой, даже самый сложный кризис.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 21 306 раз(a).

Психика ребёнка в процессе развития проходит определённые стадии, которые называются критическими периодами. Почему критическими? Потому, что в эти возрастные промежутки возникают противоречия во внутреннем состоянии ребёнка, изменяются его взаимоотношения с родителями и обществом. Преодолевая кризис, ребёнок переходит на новую ступень психического развития и в зависимости от того, как маленький человек преодолеет трудные периоды, зависит формирование его характера, внутреннего мира и самосознания. Если родители будут неправильно вести себя в это сложное для ребёнка время, то риск возникновения у него нервно – психических заболеваний будет очень велик.

Кризис у детей обычно начинается и заканчивается незаметно. Длится несколько месяцев, но при неблагоприятном течении может затягиваться до 1- 2 лет.

Различают несколько критических периодов:

Период 1 года
- период 3х лет
- период 7ми лет

Кризис годовалого ребёнка

У ребёнка в этом возрасте открываются новые возможности по освоению окружающего мира. Он умеет ходить и говорить несколько слов. Появляется чувство самостоятельности, начинают проявляться эмоции. В этот период многое, что хочется ребёнку, делать нельзя.

Частые запреты родителей могут приводить к возникновению бурных вспышек. Поэтому нужно запрещать только то, что действительно нельзя и это «нельзя» должно быть одинаково и постоянно и в этом окружающие должны быть солидарны. Не запрещайте лишнего, пусть существуют какие-то вещи, которые ребёнку можно будет делать. Ему нужно давать возможность познавать мир, иначе психическое развитие будет недостаточное и запоздалое. В этот период постарайтесь уделять больше внимания малышу, играйте вместе с ним, много разговаривайте. Он всё понимает и много запоминает.

Ребёнок должен придерживаться режима дня, кормление проводите по часам, чтобы он не ожидал еды и не капризничал.

Создайте в доме безопасную обстановку для того, чтобы малыш, исследуя окружающий мир, не поранился. Радуйтесь его успехам вместе с ним.

Кризис 3-х летнего ребёнка

Если малыш проявляет негативизм, непокорность, упрямство и самовольство, значит, у него начался критический период. Ребёнок начинает противопоставлять себя взрослому.
Хочется всё решать самому и всё делать самому. На просьбу взрослого о чём-то следует противоположное действие.

Возникает протест против требований. Малыш кажется упрямым, но упрямство это вызвано желанием быть услышанным и стремлением показать, что у него тоже есть свое мнение, которое должны учитывать.

Это тот возраст, когда формируется воля, независимость, самостоятельность. Суть нового поведения ребёнка преследует определённые цели:

Ребенок хочет в обязательном порядке довести свои действия до конечного результата, даже, несмотря на препятствия,
- он желает демонстрировать свои успехи взрослому, без реакции которого эти успехи в большой мере теряют свою ценность,
- в этом возрасте обостряется чувство собственного достоинства – усиливается обидчивость, часто возникают эмоциональные вспышки по мелочам.

Как выйти из этого кризиса?

1. Нужно понимать, ваш малыш ведет себя так плохо не потому, что он «плохой» на самом деле, а потому, что пока не умеет по-другому. Но, конечно, одного понимания часто оказывается недостаточно, чтобы справиться с истериками. Поэтому, надо заранее подготовиться к вероятным конфликтам.

Не нужно ничего предпринимать до тех пор, пока ребёнок полностью не успокоится. Скорее всего, вы уже нашли несколько способов успокоения своего малыша. Кто-то игнорирует такие вспышки негативных эмоций. Но всё же лучше всего назревающую истерику останавливать просто переключением внимания. Трёхлетние малыши очень быстро отвлекаются, и новая игрушка, сказка или предложение заняться чем-то другим может остановить истерику и сохранить вам нервы.

2. Поощряйте своего малыша к самостоятельности. Пусть он делает ошибки, но это ничего, потому, что они происходят на ваших глазах. Зато потом, во взрослой жизни он избежит множества серьезных проблем. Было подмечено, что когда родители ограничивают или высмеивают желание ребенка быть самостоятельным, развитие маленького человечка идёт неправильно: воля и независимость трансформируются в острое чувство стыда и неуверенности. Определите для него ту грань, выходить за которую ребенок не должен никогда и в любых ситуациях их соблюдать. Например, нельзя трогать электрическую розетку, переходить дорогу на красный свет, и т.д. В других случаях предоставьте малышу свободу поступать по его собственному усмотрению.

3. Предоставьте ему право на выбор. Не заставляйте его делать того, чего он не хочет. Предложите ему альтернативу, и пускай сам выбирает. Вы сохраните спокойствие, а ребенок получит уверенность в том, что с его мнением считаются. Упрямство впоследствии перерастает в волю, в достижение поставленной цели. И вы в состоянии повернуть его именно в эту сторону, а не превратить в «ослиную» черту характера на всю жизнь.

4. Ребёнку в этом возрасте важна игра, которая служит сейчас для него основным источником познания мира. Подбрасывайте жизненные темы для этой игры, участвуйте, разыгрывайте роли, и ваш ребёнок будет всецело доверять вам.

Кризис 7-ми летнего возраста

У некоторых детей он может возникать в 6 или в 8 лет. В этом возрасте идёт интенсивный рост организма, происходят некоторые изменения, меняются зубы. Ребёнок входит в новый статус – он становится школьником.

Может появиться негативизм к своей прошедшей жизни. Дети смеются над тем, что их интересовало раньше, над той одеждой, которую они носили, над теми играми, в которые они играли. Теперь их привлекает школа. Появляется стремление к учёбе, к общению со сверстниками. В то же время, бывают моменты, когда в школу идти не хочется, как правило, это связано с боязнью не оправдать ожидания учителей, сверстников.

Основные проявления этого периода заключаются в обострении агрессивности или застенчивости, появлении страхов, неуверенности в себе, частых сомнений в своих способностях. Ребёнок начинает не просто испытывать чувства, но и осмысливать их, искать причину.
Анализируя себя самого, он обращает внимание на то, как реагируют на него, его действия и поступки окружающие. Слабое самолюбие часто бывает уязвлено и самооценка становится завышенной или заниженной.

Ребёнок начинает подражать сначала взрослым, а потом сверстникам, любит кривляться и гримасничать, что очень раздражает родителей. Он может замыкаться, а может, наоборот, быть нарочито весёлым.

Теперь, перед тем, как что-то сделать, он всё чаще задумывается и просчитывает последствия своих действий. Игра всё ещё сохраняется, но отходит на второй план - приходит понимание того, что есть и другая, взрослая жизнь. Больше всего ребёнок сейчас хочет, чтобы его уважали.

Пути разрешения кризиса

1. Чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее в школе, уделите время интеллектуальной и психологической подготовке. Научить его читать и считать проще. Важнее и труднее подготовить его морально. Хорошо, если будущий школьник будет уметь находить контакт со сверстниками и учителями, когда нужно, подчиняться общим правилам и, в то же время уметь отстаивать своё мнение.

2. Если ребёнок занят делом и не просит вашей помощи – не вмешивайтесь. Этим вы дадите ему понять, что верите в его способности и возможности.

3. Медленно, но уверенно перекладывайте ответственность за его личные дела на него самого.

4. Давайте ему возможность познать плачевные последствия своего действия или своего бездействия. В результате он начнёт взрослеть и станет сознательнее.

5. Иногда стимулируйте его на проявление заботы и участия, сославшись на утомление или неважное самочувствие.

Врач педиатр Сытник С.В.

Как взрослые, так и дети на протяжении жизни проходят через разные возрастные кризисы. Согласно утверждениям психологов, основная масса кризисных скачков, связанных с возрастом, происходит в детстве и в период отрочества. Это легко объясняется тем, что именно в эти годы у человека наблюдается наиболее динамичное развитие, которое требует постоянных перемен.

Врачи выделяют несколько кризисных периодов детского возраста

Формирование общей и нервно-психической реактивности у детей идет неравномерно. Этому процессу свойственны периодические скачки. Такие достаточно резкие и бурные качественные взрывы сменяются периодами более спокойного развития. Кризисы детского возраста разделяются на 5 основных фаз:

  1. Кризис новорожденности. Длится эта фаза 6-8, иногда 9 недель после рождения.
  2. Кризис раннего детства. Он приходится на возраст 12 - 18, 19 месяцев (рекомендуем прочитать: ).
  3. Кризис 3 лет. Может стартовать еще в 2 года и тянуться вплоть до 4.
  4. Кризис 6-8 лет (рекомендуем прочитать: ).
  5. Кризис подросткового периода. Он бывает в 12, 13, 14 лет.

Кризис новорожденности

Среди специалистов принято рассматривать детский кризис, который переживает новорожденный, с физической и психологической стороны. С точки зрения физиологии подразумевается процесс адаптации крохи к новым условиям своего существования, которое кардинально отличается от внутриутробного периода. После рождения малышу, чтобы выжить, нужно самостоятельно делать многие вещи - например, дышать, согревать себя, добывать и усваивать пищу. Чтобы помочь ребенку адаптироваться и сделать протекание этого процесса как можно менее стрессовым, родителям следует выработать спокойный режим дня, обеспечить регулярный сон и полноценное питание, наладить процесс грудного вскармливания.

На фазе психологической адаптации важнейшую роль играют действия и эмоции родителей ребенка. Грудничок, который только недавно появился на свет, еще не обладает основными навыками общения, поэтому ему требуется помощь и поддержка, особенно со стороны мамы.

Именно она способна на интуитивном уровне понять, в чем конкретно нуждается ее малыш. Однако очень сложно доверять исключительно себе и своему малышу, тем более если вокруг много бабушек, родственников и знакомых, которые постоянно что-нибудь советуют. Все, что нужно делать маме, это носить кроху на руках, прикладывать к груди, обнимать и защищать от ненужных переживаний, плюс иметь железную выдержку.


Маме новорожденного ребенка важно выстроить собственные отношения с малышом, наладить взаимопонимание

Данный кризис проходит к 6-8 неделе после рождения. О его завершении свидетельствует появление комплекса оживления. При виде маминого лица малыш начинает улыбаться или каким-то другим доступным ему способом показывать свою радость.

Кризис раннего детства

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Время кризиса раннего возраста длится с 12 месяцев до полутора лет. В этот период малыш активно познает мир вокруг себя, учится ходить и говорить. Естественно, в таком возрасте речь ребенка еще не очень понятна. В то время как родители говорят о «собственном языке» крохи, психологи ей дали название автономной детской речи.

На данном этапе к грудничку, для которого мама является центром всего его бытия, приходит понимание того, что она обладает еще и собственными интересами и желаниями, а потому не может принадлежать только ему. Вместе с этим появляется страх быть потерянным или брошенным. Именно в нем кроется причина странного поведения грудничков, которые только научились ходить. Например, они могут не отходить от мамы ни на шаг или поступать по-другому - постоянно убегать, заставляя тем самым уделять себе внимание.


Умение самостоятельно ходить становится своеобразной вехой в развитии ребенка - он потихоньку начинает осознавать свою отдельность

Эта фаза отмечает начало проявления у ребенка собственной воли и принятия им первых самостоятельных решений. Наиболее доступный и понятный ему способ отстоять свое мнение – это протест, несогласие и противопоставление себя другим. Категорически нельзя пытаться бороться в эти моменты с ребенком. Во-первых, это не даст никаких результатов, а во-вторых, сейчас ему необходимо ощущать непоколебимую любовь со стороны родителей и иметь их физическую и эмоциональную поддержку.

Для родителей важно переключиться с мысли о том, что их чадо – беспомощное создание, дать ему возможность развиваться самому на этом этапе взросления. Понятно, что требуется оценка его возможностей и при надобности периодическое подталкивание крохи к чему-то или наоборот некоторое замедление его темпа.

Психологи смогли рассчитать по неделям и месяцам периодичность кризисов у детей в первые полтора года. Они создали для этого специальный календарь в виде таблицы по неделям. Те недели, когда у ребенка наблюдается кризисное состояние, закрашены более темным цветом. Желтым оттенком обозначается благоприятное время развития, а тучкой – самые сложные периоды.


Календарь кризисов развития малыша по неделям

Кризис трех лет

Так называемый кризис 3 лет может произойти не строго в 3 года. Он имеет достаточно широкие временные границы. Время его начала и завершения может колебаться от 2 до 4 лет - это связано с индивидуальными особенностями отдельного ребенка. Также этому периоду характерны острые скачки с проявлениями, которые мало поддаются корректировке. От родителей потребуется немалое терпение и выдержка. Не стоит очень резко реагировать на истерики и капризы малыша (рекомендуем прочитать: ). Достаточно эффективным является в таких ситуациях метод переключения внимания. При очередном истерическом всплеске нужно постараться отвлечь кроху, заняв его чем-то другим, более интересным.

7 ярко выраженных симптомов кризиса 3 лет

Самыми распространенными признаками данного кризисного скачка являются:

  1. Негативизм. Кроха начинает негативно относиться к одному из родителей или даже к нескольким родственникам сразу. Это выливается в его непослушание и отказ от общения и какого-либо взаимодействия с ними.
  2. Упрямство. Требуя что-либо, ребенок становится слишком настойчивым, но при этом не имеет ни малейшего желания выслушивать позицию родителей, пытающихся объяснить ему причины, по которым они не могут исполнить его просьбу. Кроха неспособен изменить свое изначальное желание и готов отстаивать его до конца.
  3. Строптивость. Она заключается в поступках, которые дети совершают наперекор. Например, если ребенка просят собрать вещи, он разбросает еще больше игрушек, если попросить его подойти, он убежит и спрячется. Такое поведение вызвано скорее протестом против правил, установленных норм и ограничений, нежели связано с конкретным человеком.
  4. Своеволие или стремление все делать самостоятельно без помощи взрослых. В 3 года крохе трудно сделать оценку собственного потенциала и сопоставить его со своими реальными возможностями. Это приводит к тому, что он часто совершает нецелесообразные действия, в результате сердится, потерпев неудачу.
  5. Бунтарство. Желая сделать так, чтобы с его мнением считались, малыш сознательно конфликтует с окружающими.
  6. Обесценивание. Ребенок перестает ценить все, что было раньше ему дорого. Это сводится к поломанным игрушкам, порванным книгам и неуважительному отношению к близким людям.
  7. Деспотизм. Кроха требует, чтобы родители выполняли все его капризы, тем самым он пробует подчинить их своей воле.

Ранний детский аутизм

Важно не исключать возможности того, что возрастные кризисы у детей могут сопровождаться психическими отклонениями. В этот период происходит гормональная перестройка. Ее причиной служит активизация ядер промежуточного мозга и гипофиза. У ребенка стремительно идет развитие процесса познания, именно это является почвой для выявления нервно-психических заболеваний.

На этой фазе развития ребенка может сформироваться ранний детский аутизм (рекомендуем прочитать: ). Это определенное отклонение в психическом развитии. Для болезни характерно резкое снижение потребности контактировать с окружающими. Ребенок не имеет желания беседовать, общаться, он не проявляет никаких эмоций на действия других людей, то есть смех, улыбка, испуг и другие реакции ему чужды. Крохе не интересны ни игрушки, ни животные, ни новые люди. Такие дети развлекаются, повторяя однообразные движения - например, раскачивая туловище, перебирая пальцами или вращая кисти рук перед глазами. Такие особенности в поведении требует обязательной консультации психоневролога. Чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успешный результат.

У данного кризисного периода можно выделить два главных аспекта:

  1. Физическое развитие. Это очень напряженное время для организма. В этом возрасте ребенок стремительно растет с точки зрения физических показателей, совершенствует тонкости моторики рук, у него развиваются определенные достаточно сложные нервно-психические функции.
  2. Социальные перемены. Дети начинают ходить в младшие классы, им предстоит непростой процесс адаптации к новым условиям, требованиям и окружению. Такие изменения могут спровоцировать формирование у ребенка комплекса отклонений в поведении, получившего общее название «школьный невроз».

«Школьный» кризис связан с повышением нагрузок и получением новой социальной роли учащегося

Школьный невроз

Ребенку при школьном неврозе свойственны различные поведенческие отклонения. У одних школьников это:

  • повышенная тревога;
  • боязнь опоздать на занятия или сделать что-нибудь не так;
  • нарушение аппетита, которое наблюдается особенно в утренние часы перед школой, а в некоторых случаях может сопровождаться тошнотой и даже рвотой.

В других случаях подобные отклонения проявляются как:

  • отсутствие желания вставать, одеваться и идти в школу;
  • неспособность привыкнуть к дисциплине;
  • невозможность запомнить задания и отвечать на поставленные вопросы учителей.

В большинстве случаев школьный невроз можно встретить у ослабленных деток, вышедших из дошкольного возраста, но из-за физических и психических данных отстающих от однолеток.

Родителям необходимо хорошо все взвесить, прежде чем отдавать шестилетнего кроху в школу. Спешить с этим не стоит и в семь лет, если, по мнению детского врача, ребенок еще не готов к таким переменам.

Комаровский не рекомендует перегружать кроху, пока он полностью не приспособится к новому жизненному укладу. Лучше повременить с дополнительными секциями и кружками. Скрытые повреждения головного мозга, которые могли быть приобретены вследствие осложнений при родах или беременности, инфекции или травмах, полученных в дошкольном или младшем возрасте, могут проявиться в период адаптации к школе. Признаками этого выступают:

  • утомляемость;
  • двигательное беспокойство;
  • возобновление заикания, которое могло присутствовать в дошкольном возрасте;
  • недержание мочи.

Кроме обязательной помощи врача, надо создать дома спокойную атмосферу. Не ругать и не наказывать кроху, не ставить перед ним непосильных задач.

Для возраста 12-15 характерны самые заметные изменения - как в физиологии, так и с психологической точки зрения. В подростковый период у мальчиков отмечается повышенная возбудимость и несдержанность, достаточно часто они могут даже проявлять агрессию. Девочкам в этом возрасте свойственно неустойчивое настроение. Кроме того, независимо от пола, детям-подросткам характерна повышенная чувствительность, безразличие, чрезмерная обидчивость и эгоизм, а некоторые начинают проявлять к окружающим черствость, граничащую с жестокостью, особенно это касается самых близких людей.

Стремясь быть самостоятельными, не зависеть от взрослых и пытаясь самоутвердиться, подростки нередко совершают опасные и необдуманные поступки. Например, не сумев найти себя в учебе, спорте или творчестве, они начинают курить, приобщаются к алкоголю, пробуют наркотики или вступают в раннюю половую жизнь. Еще одним из способов самоутверждения у подростков является группирование, то есть времяпровождение и общение в группе сверстников.

Если сравнивать с первоклассником, то подростку требуется столько же внимания родителей, а иногда и намного больше. Однако воспринимать его необходимо как взрослого человека, а не как ребенка, и понимать, что сейчас его самолюбие особо уязвимо. Абсолютно бесполезно подростку навязывать собственное мнение. Для того чтобы добиться результата, стоит только направлять ребенка. Он должен считать, что решение принимает самостоятельно.


Подростки в период кризиса требуют едва ли не больше внимания, чем первоклассники

Психические расстройства в подростковый период

В подростковый период в некоторых случаях у детей наблюдаются определенные психические расстройства, которые достаточно сложно отличить от обычных особенностей кризисного состояния. На этом этапе развития, особенно в тех ситуациях, когда мальчик или девочка ускоренно созревают в физическом и половом плане, способна проявится скрытая до сих пор предрасположенность к серьезным заболеваниям, связанным с психикой. Совершенно не помешает и даже поможет консультация с психиатром, если в обычном поведении подростка наблюдаются следующие изменения.