Если ребёнок не хочет учиться…. Как помочь ребенку если он не хочет учиться. Что такое детский сад

Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.


Причины плохой успеваемости

Ответственность за учебу берут родители

Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.


Не стоит выполнять домашние задания за ребенка, предоставьте ему возможность научиться самооранизации и самоконтролю

Неуверенность в себе, заниженная самооценка

Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.


Станьте для своего ребенка авторитетом, поддерживайте его в трудных ситуациях

Гиперактивность

Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.


Организуйте гиперактивному ребенку режим дня и помогите освоиться с новыми правилами

Зависимость

На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.


Ограничьте пользование любыми техническими средствами у гаджет-зависимых детей, проведите это время вместе с ребенком

Одаренный, но ленивый

Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.


Чтобы одаренные дети не теряли интерес к учебе, поменяйте режим, создайте новые условия

Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.


Учитывая интересы своего ребенка, вы поможете привить у него желание учиться

Болезненный ребенок

Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.


Заинтересуйте ребенка игровыми уроками

Особенности темперамента

Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Холерик.

Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.


Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.


  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.


  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!


Среднее звено

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.


  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

Начало учебного года – обычно волнительная и радостная пора. Первоклассники наконец-то узнают, каково это, сидеть за партой, а школьники постарше встречаются с друзьями-одноклассниками, по которым очень соскучились за лето. Однако скоро сентябрьские восторги утихают, и учебный процесс входит в свою привычную колею. И вот тут-то родители школьников зачастую впадают в уныние: их дети не хотят учиться, причем совершенно! Достаточно взрослые, чтобы высказывать собственное мнение на «школьную» тему, они (в общем-то, справедливо) возмущаются ежедневными ранними подъемами, неинтересными предметами, излишне требовательными учителями. Вот и приходится мамам и папам заново переживать собственные школьные годы, постоянно «подпинывая» нерадивое чадо в сторону школы и уроков.

Итак, у вас есть проблема с предельно простой формулировкой: ребенок не хочет учиться. Что делать родителям в такой ситуации, кстати, очень распространенной?

Ребенок совсем не хочет учиться: а вы в этом уверены?

Знаете ли вы, откуда произошел термин «школа»? Это греческое слово, первоначально звучавшее как schole (схола) и имевшее значение «досуг, свободное времяпровождение, чтение, беседа, занятие в свободные часы». Древнегреческие философы приглашали людей на такие «занятия», где делились своими знаниями и опытом. Встречи учителя и учеников происходили рядом с храмами, в прохладной тени деревьев, а беседы велись спокойно и неторопливо. Чувствуете разницу с современной школой? Существующая система образования далека от исконной настолько, что отсутствие желания учиться у ребенка – вполне нормальная реакция.

Школа не учитывает потребности каждого конкретного ученика. Ее главная цель – вложить в головы учащихся определенное количество фактов, цифр и умений. Школе как системе, да и учителям как покорным ее исполнителям нужны послушные дети, которые не будут возражать, высказывать собственное мнение, заниматься тем, что нравится. В принципе, родители хотят примерно того же: чтобы ребенок в течение 11 лет поглощал нужную и не нужную ему информацию, выполнял то, что от него требуют и получал хорошие оценки. А дети более искренни, чем мы, и прямо выражают протест против навязываемых им в ультимативной форме знаний. Вспомните себя! Вам действительно нравились все школьные предметы и ежедневное выполнение домашнего задания? Вряд ли. Да и сама образовательная система изменилась далеко не в лучшую сторону.

Если смотреть в корень проблемы, становится очевидно: в реальности учиться хотят ВСЕ дети. Другой вопрос – чему и как. Не спешите ругать ребенка, стыдить его и навешивать ярлыки («ты лентяй», «интересуешься только компьютерными играми», «тебе бы только болтать на уроках» и т.п.). Постарайтесь понять причины происходящего – от основной, связанной с отрицательными моментами школьного обучения в принципе, до других возможных проблем ребенка.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Итак, почему ребенок может не хотеть учиться:

  • антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);
  • проблемы в отношениях с одноклассниками;
  • скука от учебного однообразия и усталость;
  • сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);
  • проблема утренних подъемов.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как ему помочь?

Естественно, что любящие мамы и папы обычно стремятся помочь собственному чаду, тем более, в таком важном деле, как учеба. Если вы решили серьезно разобраться в том, что мешает вашему школьнику учиться – отлично. Конечно, в первую очередь необходимо доверительно поговорить с ребенком, узнать, что для него в школе является самым неприятным, почему желание учиться исчезло и что, по его мнению, можно сделать для изменения ситуации. Надеемся, что вы не считаете своего ребенка злостным разгильдяем, стремящимся делать всё вам назло. Поговорите с ним как с взрослым человеком, наверняка эта беседа поможет вам лучше понять друг друга.

Что делать родителям при выяснении следующих причин нежелания учиться:

1) Имеются проблемы в отношениях ребенка с одноклассниками

Общение с одноклассниками – важная часть жизни школьника. И если отношения не складываются ( или он не может ни с кем по-настоящему подружиться), это накладывает отпечаток и на учебный процесс. Вспомните, как вам, взрослому человеку, бывает сложно сосредоточиться на работе, когда голова забита личными или домашними проблемами. Не ругайте ребенка, что он «страдает из-за ерунды». Старайтесь строить с ним доверительные и искренние отношения. Зная, что в семье его всегда поддержат, школьник ведет себя намного увереннее и постепенно самостоятельно справляется с проблемными ситуациями. В крайних случаях может потребоваться вмешательство родителей.

2) «Камень преткновения» – в конкретном предмете или учителе

Часто проблема с изучением какого-либо предмета связана с ведущим его учителем. Креативный, доброжелательный педагог обычно вызывает интерес как к собственной персоне, так и к преподаваемой им дисциплине. А предметы учителя, который сам по себе не нравится, будут неинтересными и нелюбимыми. Если ваш ребенок проявляет явно негативное отношение к одному из учебных предметов, выглядит подавленным, если предстоит этот урок, нужно разобраться, в чем именно проблема и обязательно ее решить.

Плохие отношения с кем-то из учителей – далеко не редкость. Бывает, что ребенок действительно плохо справляется с предметом, но настаивает, что учитель придирается к нему. Возможна и другая ситуация: ваш сын или дочка попали в разряд «нелюбимых» учеников. Да, педагоги – обычные люди, бывающие порой несправедливы. Поменять учителя обычно представляется не слишком реальным, поэтому придется что-то делать. Выслушайте жалобы ребенка и постарайтесь быть объективны. Не соглашайтесь, что «историчка дура», потому что поставила двойку. Так вы просто-напросто даете ребенку понять, что о другом человеке можно говорить грубо. Помогите школьнику с проблемным предметом, а если ситуация не улучшится, вам придется поговорить с самим учителем или с классным руководителем.

3) Ребенку тяжело рано вставать

Проблема ранних подъемов знакома многим родителям. Расталкивая нерадивое чадо в школу, они впадают в настоящее отчаяние. Звон будильника, мамины уговоры, яркий свет и даже крики совершенно не действуют. И не будут действовать! Ваш ребенок утром хочет поспать, и к неприятным ощущениям пробуждения через силу добавляется негатив от утренних скандалов. Поговорите с вашим школьником серьезно, но не рано утром, когда все нервничают и спешат.

Ваш разговор с ребенком может выглядеть примерно так:

Тебе совсем не хочется вставать по утрам в школу, да?

Ну да, трудно рано просыпаться, да еще и опять эти уроки! Надоело это всё!

Конечно, нелегко, я понимаю… А если бы ты учился во вторую смену, часов с 14, было бы лучше?

Не знаю. Тогда ведь и уроки бы заканчивались поздно…

Вот видишь. Что же можно сделать, чтобы тебе стало легче вставать?

Наверно, надо ложиться пораньше…

Как видите, в таком диалоге вы не ругаете ребенка, а выслушиваете его точку зрения и предлагаете ему самому определиться с решением проблемы.

Со своей стороны напоминайте ребенку вечером, что ему пора спать. Четкое время «отбоя» принесет пользу всем членам семьи.

4) Усталость и проблемы со здоровьем

Учеба в школе, особенно вкупе с различными дополнительными занятиями, может вызвать у ребенка серьезный стресс, усталость и переутомление. Часто родители ошибочно принимают их за лень и апатию и ругают школьника.

Усталость может быть физической, умственной или эмоциональной, в зависимости от темперамента ребенка и вида основной нагрузки. Дети, посещающие помимо школы спортивные секции, могут по-настоящему уставать, находясь целый день в движении. Отмените на время дополнительные занятия и понаблюдайте за ребенком.

Много читающие, усердные школьники часто испытывают умственную перегрузку. Они становятся рассеянными, забывчивыми, плохо фокусируют внимание. Заметив подобные «симптомы», постарайтесь увеличить физическую активность и количество времени, проводимого ребенком на свежем воздухе.

Эмоционально уставать могут особо возбудимые дети или те, у которых каждый день расписан по часам. Уроки, музыкальная школа, бассейн, кружок… Незрелая психика ребенка просто не справляется с такой нагрузкой. Увеличьте часы спокойного отдыха, больше гуляйте вместе. Минимизируйте телевизор и компьютер в жизни школьника.

5) Ребенок говорит, что учиться ему «скучно», «надоело», « лень»

Хорошо уже то, что ребенок честен с вами. А скука и лень – это нормальная реакция человека на ежедневное нахождение в четырех стенах, где его заставляют учиться, а после школы еще и делать уроки. Ведь у школьника абсолютно нет права выбора, учиться или нет. Взрослые теоретически всегда могут уволиться и поменять работу, а дети? Они просто обязаны быть послушными… Да, у родителей есть свои проблемы, но все-таки прислушайтесь к мнению собственного ребенка и постарайтесь ему помочь.

Основная проблема современных школьников – отсутствие мотивации и интереса к учебе. К сожалению, часто бывает, что уже ребенок-первоклассник не хочет учиться. Родители воодушевленно рассказывали ему о школе, и он очень ждал учебного года. А после нескольких месяцев или даже недель понял, что учеба совсем не такая, как он себе представлял. Что уж говорить про подростков – им действительно «надоедает» учиться. Стимулы в школе обычно отрицательные: «плохо напишешь контрольную – получишь тройку за четверть», «будешь учиться на двойки – вместо аттестата получишь справку» и т.п. Взрослых людей, работающих и получающих зарплату, обычно мотивируют морально или материально. Со школьниками всё, к сожалению, иначе.

Что же делать родителям? По максимуму своими силами вызывать интерес к учебе. Ругать школу, образование и учителей бесполезно. Однако со своей стороны вы можете многое, и это многое не равнозначно выполнению домашнего задания вместе с ребенком или вообще вместо него.

Как сделать так, чтобы ребенок захотел учиться?

Некоторые родители жалуются: «Ребенок не хочет ничему учиться!». Уверяем вас – это совершенно не так. Конечно, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к новому и учебе в хорошем смысле это слова даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что процесс узнавания может быть очень увлекательным.

На самом деле, задумываться о будущем, в том числе и об учебе, необходимо с раннего возраста сына или дочери. Если вы внимательно прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность попробовать себя в новых начинаниях, не ограничиваете его в увлечениях, наверняка какое-то любимое дело к школьному возрасту у него уже появится. Рисование, танцы, химические опыты – неважно. Главное, чтобы занятие по-настоящему нравилось. Если ребенок уже относительно «большой», возможно, в поиске себя ему поможет психолог или тесты профессиональной ориентации.

Наличие конкретного увлечения у ребенка станет для него стержнем, главным «вектором» в жизни. Что же делать с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и танцы? Объясните ребенку, что уроки – его работа, а аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в соответствующий ВУЗ. Если какой-то предмет дается уж очень тяжело, пусть он будет просто «для аттестата», ради оценки. Однако не делайте всей целью учебы лозунг «Учиться на пятерки!». Это бессмысленно и не принесет ребенку счастья в жизни.

Некоторые предметы, особенно нелюбимые ребенком, вы можете сделать более интересными самостоятельно. Совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии поможет школьнику взглянуть на историю другими глазами. Домашние опыты по физике, химии и биологии заинтересуют не только ребенка, но и его родителей. А обучение русскому языку и литературе вообще может происходить незаметно, если книги в вашем доме – не просто пылящийся на полке предмет декора. Пример читающих родителей творит чудеса! Ребенок, любящий читать, будет прекрасно интеллектуально развиваться, даже если школа – не самое любимое его место.

Большинство мам школьников ощущают себя так, будто учатся не их дети, а они сами. «А как иначе?» – спрашивают они. – «Если ему не напомнишь об уроках, так ничего и не сделает! Приходится стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять». В некоторых семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Хотя результат постоянных конфликтов закономерен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность или повод для манипуляции родителями.

Чтобы облегчить жизнь всей семьи, уменьшив количество споров об учебе, следуйте следующим рекомендациям психологов:

  1. Не обвиняйте, а констатируйте факты. «Уже поздно, а уроки еще не сделаны».
  2. Давайте ребенку право выбора при выполнении домашнего задания: «С какого предмета ты хочешь начать, с физики или истории?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного задания.
  3. Находите компромиссы. Не ставьте жестких временных рамок для выполнения домашнего задания. Договоритесь, что оно, к примеру, должно быть выполнено к 8 вечера, после чего вы проверите его и вместе с ребенком посмотрите интересный фильм или поиграете в настольную игру.
  4. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Непонятно, на что рассчитывают родители, говорящие: «А вот Саша учится на одни пятерки» или «Ты жалуешься, что устаешь, а Кристина и отлично учится, и танцует в школьном ансамбле, и в художественную школу ходит». Ничего, кроме злобы в адрес этих Саши и Кристины, у ребенка не возникнет. Да еще и учеба будет восприниматься как площадка для соревнования с юными дарованиями, которых ему все равно не победить.
  5. Говорите о собственных чувствах. Скажите: «Меня огорчает, что ты до самого вечера смотришь телевизор, забывая об уроках» или «Я волнуюсь из-за твоего домашнего задания: завтра тебя могут вызвать к доске, а ты толком не выучил тему».
  6. Не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Постоянный контроль как будто сообщает школьнику: «Мы считаем тебя несамостоятельным, тебе нужна помощь, иначе у тебя ничего не получится». Позвольте ребенку проявить инициативу и осознать ответственность за свои действия.
  7. Проявляйте интерес к делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям обязательно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

И напоследок небольшое пожелание всем любящим родителям: верьте своему ребенку! Он совершенно не хочет обидеть вас, когда заявляет: «Не хочу учиться!». Подобные фразы – это просьба о помощи от мамы и папы. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Чаще всего причина на поверхности – ребёнку просто лень рано подняться, собраться и вообще учиться. В такой ситуации ему просто не хватает дисциплинированности. Чтобы помочь школьнику справиться с собственной ленью, нужно придумать для него ежедневные ритуалы.

«Они важны для ребёнка с младенческого возраста, – объясняет психолог Татьяна Юрьева , – и дают малышу ощущение безопасности. По мере взросления ритуалы превращаются в привычки, от которых во многом зависит и взрослая жизнь».

Татьяна рекомендует придумать последовательность действий, которую ребёнок будет выполнять каждый день. Такой режим поможет свыкнуться со школой и снизит сопротивление. Так что мамам и папам действительно стоит напоминать о том, что нужно сложить портфель, почистить зубы и лечь спать в определённое время.

Как правило, лень появляется от того, что ребёнку не хватает мотивации . «А зачем мне ходить в школу?» – вопрос, который каждый родитель слышал хотя бы один раз.

Психолог считает, что мотивация и не появится, если не заниматься с детьми.

«Чудес не бывает. Если вы не приучаете чадо к режиму, не водили его на занятия до школы, не ждите, что 1 сентября он проснётся заряжённым мотивацией учиться. Настройтесь на воспитание в нём желания учиться. Можно мотивировать и подарками, проведя аналогию с работой взрослых».

У каждого родителя со временем формируется свой подход к тому, как убедить сына или дочь в том, что ему нужно ходить в школу. Людмила Семёнова , мама 7-летнего Вани и 12-летнего Егора , считает, что главное – объяснить, что знания, полученные в школе, понадобятся в дальнейшей жизни.

«Старший иногда ленится учиться, младший только пойдёт в первый класс, но на вопрос, хочет ли в школу, отвечает «не очень». Для первоклашек очень важен последний год в детском садике. У нас были хорошие воспитатели, которые хорошо подготовили его к школе. Чтобы побороть лень сыновей, я говорю, что школа – это важный этап в жизни, который поможет определиться с профессией и продолжить дальше обучение», – говорит Людмила.

Фото Натальи Малыхиной

Для первоклашек, которых пугает неизвестная школа, психолог советует рассказывать сказки о школе.

«В них главный герой может сначала не хотеть ходить в школу, а потом полюбить учёбу. Также помогут рассказы о том, что там будут старые друзья или появятся новые. Лучше приучать к школьному режиму заранее. Водите на подготовку к школе, чтобы ребёнок привыкал к месту и занятиям», – добавляет Татьяна Юрьева.

«Меня там обижают»

Иногда причиной могут стать плохие отношения с одноклассниками или учителями. Замкнутый ребёнок, скорее всего, даже не скажет родителям о том, что его обижают одноклассники.

«Проведите параллель со своей жизнью: если у вас сложные отношения с коллегами, хочется вам идти на работу? Коммуникативные барьеры, неумение находить общий язык с новыми людьми, конфликты, недопонимание, детская жестокость – всё это может надолго отбить желание ходить в школу», – отмечает психолог.

Татьяна Юрьева обращает внимание на то, что важно не переусердствовать с защитой ребёнка. Действительно, бывают такие тяжёлые ситуации, когда нужно сменить класс или даже школу. Но ребёнок должен учиться справляться с трудностями, поэтому в некритических ситуациях лучше помочь найти общий язык с учителями и с одноклассниками.

«Вся наша жизнь зачастую определяется коммуникативными навыками. Если вы научите ребёнка с раннего возраста находить общий язык с окружающими, вы дадите ему очень важный жизненный навык. Если у вас самих трудности в общении, прибегайте к помощи профессионалов: привлекайте детских, школьных психологов, водите в группы социальной адаптации», – добавляет Татьяна.

Кроме того, стоит поговорить и с преподавателями, которые подскажут, какие проблемы в коллективе есть у ребёнка. Дети могут вести себя абсолютно по‑разному дома и в классе, поэтому важен взгляд со стороны. Учительница русского языка Ирина Голубева советует родителям уметь смотреть на детские конфликты отстранённо:

«Вспомните кольцо Соломона с надписью «всё проходит» – любой конфликт рано или поздно разрешится. Из любой неприятности можно извлечь пользу, если не принимать позицию жертвы и не обвинять окружающих в случившемся. Любой кризис – это рост личности».

Фото Натальи Малыхиной

Ещё один совет – записать ребёнка на кружок или секцию, в которую ему давно хотелось. Так у вашего чада появится ещё один круг знакомых и любимое занятие.

«Увлечение послужит источником положительных эмоций. Когда человек развивается, обнаруживает в себе талант, переживает успех, он становится более уверенным в себе, а самооценка повышается. Так у ребёнка, которого обижают в школе, вырабатывается иммунитет к нападкам одноклассников», – считает Ирина.

«Не справляюсь»

Часто взрослые стремятся воплотить свои нереализованные мечты в детях. Такие родители могут не учитывать способности и желания собственного ребёнка. В итоге школьник не справляется с поставленной планкой, и из этого тоже вырастает нежелание учиться.

«Очень часто родители хотят, чтобы их чадо стало вундеркиндом. Для этого отдают детей в престижные школы с углублёнными программами, не обращая особого внимания на их возможности и желания. Как это ни болезненно, но иногда следует признать, что ребёнок не тянет сложную программу. Вместо того чтобы окружать его репетиторами и дополнительными занятиями, может, стоит подумать о смене класса или школы?» – рассуждает Татьяна Юрьева.

Кроме того, нежелание ребёнка просыпаться рано утром и идти на занятия может быть связано с объективной усталостью. Для того чтобы она не накапливалась, нужно обеспечивать активный отдых.

«Играя в компьютерные игры, ребёнок не отдыхает. Мозг по‑прежнему перегружается информацией и её обработкой. В выходные устраивайте разгрузочные от учёбы дни. Гуляйте с ребёнком и давайте ему побегать и попрыгать», – разъясняет психолог.

После долгого отдыха, например летних каникул, не ждите, что дети быстро втянутся в школьный режим. Вспомните, как сами привыкаете к рабочему графику после отпуска.

Фото из личного архива

Ещё одна причина, по которой сын или дочь могут не справляться с учёбой, – это неврологические трудности .

«Дети могут быть неусидчивы и невнимательны из‑за неврологических проблем, не устранённых своевременно. Нарушенное кровообращение, внутричерепное давление, незрелость нервной системы могут физически не давать ребёнку справляться с возросшими умственными нагрузками. Конечно, устранением неврологических проблем нужно заниматься с рождения, но лучше поздно, чем никогда», – отмечает психолог.

Тёплые слова и понимание

В любой ситуации, какой бы ни оказался ваш ребёнок, поддерживайте его.

«Поддержка создаёт чувство безопасности, без которого не обойтись ему в современном мире. Как бы вы ни были заняты, найдите время, чтобы выслушать ребёнка. Интересуйтесь прежде всего не его оценками в школе, а его внутренними переживаниями. Не скупитесь на тёплые слова и объятия, ведь с поддержкой близких можно преодолеть любые трудности», – советует Ирина Голубева.

Быть внимательным рекомендует и психолог Татьяна Юрьева: контакт нужно устанавливать с ребёнком с самого маленького возраста, чтобы не было так трудно в подростковом. Также важно помнить, что ваш ребёнок – личность, поэтому не стоит мешать ему принимать самостоятельные решения.

«Разрешите ребёнку быть отдельным человеком, а не частью вас. Позвольте делать ошибки и нарабатывать свой опыт. Это, конечно, не просто, но чем раньше вы признаете в сыне или дочери отдельную личность, тем больше шансов сохранить действительно близкие отношения», – подытоживает психолог.

А ещё почитайте материал Ольги Муштаевой о том, как правильно составить распорядок дня школьника .

Наталья Малыхина

Учиться не хочет. По дому помогать не хочет. Ребенок ничем не интересуется и не делает ничего! К сожалению, такая ситуация знакома многим родителям. В чем причины детской лени и как с ней бороться - разберем в сегодняшней статье.

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека
Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали инициативу: "Ты еще маленький, я сама все уберу!", "Не трогай, а то испортишь!", "Не бери чашку - разобьешь!". В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у ребенка может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут "неумехой"?

2. Особенности темперамента
Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на оценке его темперамента. Может быть, он - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако ребята с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука
Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или педагоги постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в школе и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, делать уборку в своей комнате.

4. Непонимание: зачем это делать?
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность
Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать мотивацию, вызвать желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он, в свою очередь, будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи
Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, не хочет учить стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был "награжден" насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь . Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на "просиживание" за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы ребенок равнялся на вас .

Поощряйте самостоятельность ребенка и помните, что чрезмерная опека лишь вредит ему. Ничего страшного не случится, если ребенок подметет пол не так чисто, как это сделали бы вы, или же разобьет одну чашку из сервиза, пока расставляет их в серванте. Это не беда и не трагедия!

Не наказывайте принудительным трудом ("За непослушание сегодня будешь мыть посуду!", "Раз не сделал уроки - иди убирайся в комнате!"). Подобные взыскания вызовут отвращение к любой работе и абсолютное нежелание трудиться. А нежелание трудиться, в свою очередь, породит лень.

Почаще давайте ребенку мелкие поручения , только делайте это не приказным тоном, а в форме просьбы. Так ребенок почувствует, что вы доверяете ему - это повысит его самооценку. Не ругайтесь, если у него что-то не получается с первого раза, лучше спокойным и доброжелательным тоном объясните, как можно все исправить.

Составьте расписание домашних дел для всех членов семьи и научите ребенка его придерживаться, закрепите за ним несколько посильных занятий. Но не забывайте следовать расписанию и сами! В противном случае, наблюдая за вами, ребенок однажды заявит, что не хочет сегодня убирать свои вещи и сделает это завтра, потому что устал.

Следите за режимом ребенка. Помните, что помимо домашних заданий и выполнения поручений по дому, он должен гулять, играть и полноценно отдыхать (однако обращайте внимание, чтобы ребенок не злоупотреблял такими "ленивым" досугом, как просмотр телевизора и времяпрепровождение за компьютером). Если режим сна, отдыха и работы ребенка постоянно меняется, то сбиваются и его биоритмы, а это провоцирует проблемы со здоровьем и появление плохого настроения.

Всегда поощряйте стремление ребенка помочь вам. Помните, что лень развивается именно тогда, когда вы запрещаете ему что-то делать. Выполняйте домашние дела вместе с ребенком и не забывайте всегда хвалить его за помощь.

Безусловно, каждой маме приятно ощущать себя самым важным человеком для своего малыша. Но радость быстро исчезает, когда ребенок начинает ходить за вами хвостиком. Согласитесь, если держать его постоянно на руках (), то совершенно не остается времени на домашнюю работу и отдых. Приходится буквально бегать по дому, стараясь убраться и приготовить ужин, пока кроха спит. Что следует предпринять, если ребенок не отпускает вас ни на секунду?

Почему так происходит?

Казалось бы, мамочка уже много раз уходила и возвращалась. Пора привыкнуть и уяснить, что в кратковременной разлуке нет ничего страшного, но все равно – крики и громкий рев. Причины такого поведения определить непросто, но, установив их, вы сможете исправить ситуацию.

  • Единое целое

В первые годы жизни кроха активно изучает мир, кажущийся ему огромным, неизведанным и порой пугающим. Новые знания он получает под присмотром любимой мамочки, которая находится постоянно рядом: и днем, и ночью. Неудивительно, что лишь вместе с ней малыш начинает чувствовать себя в полной безопасности, а если она исчезает, появляется беспокойство.

  • Сигнал о неблагополучии
  • Страх одиночества

Малыш начинает бояться, что мама не вернется из магазина, если родители применяют угрозу в качестве воспитательных методов: «Не перестанешь щипаться и кусаться – уйду от тебя!» Услышав эту фразу несколько раз, он думает, что его бросают из-за плохого поведения.

  • Мамина тревожность

Так как связь между ребенком и матерью крепка, малыш чувствует ее тревогу даже на расстоянии и сам становится беспокойным. Пусть он не понимает причину вашего стресса (скандал в семье, финансовые неурядицы), но твердо уверен – ему нужно быть с вами.

  • Недостаток внимания

Кажется, вы целый день проводите с крохой, не выходите из детской, а он все равно дергает за руку и постоянно напоминаете о себе. Это происходит потому, что вы рядом, но не вместе: общаетесь в соцсетях, болтаете с подругой по телефону или смотрите бесконечные сериалы. Чтобы обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать.

«Мамина» дочка. Ребенок очень привязан к маме

Преодолеваем излишнюю привязанность

Итак, с возможными источниками нежелания детей отпускать маму мы разобрались. Как помочь себе и малышу?

  1. Самое главное – запаситесь терпением. Если у вас не получается ребенка отвлечь, займитесь домашней работой вместе. Учитесь комментировать и показывать все, что делаете на кухне (конечно, соблюдая технику безопасности) или в гостиной. Через несколько лет ваш ребенок станет настоящим помощником.
  2. Обычные прятки – полезное занятие для развития у маленьких детей самостоятельности, способности оставаться одному и ждать вас. Спрячьтесь поблизости от ребенка, пусть он находит маму и радуется. А еще он поймет, что ничего ужасного не случилось, пока вас не было.
  3. Старайтесь почаще оставлять ребенка с родственниками: отцом, бабушкой или дедушкой. Чем больше дети контактируют с другими взрослыми, тем им проще отпускать своих мам.
  4. Обнимайте, целуйте, ласкайте малыша, играйте в его любимые игры. Отложите в сторону телефон и ноутбук, а когда ребенок получит необходимую порцию вашего внимания, ему не будет нужно добиваться его «запрещенными» способами.
  5. Выберите момент, когда кроха занят игрой и объясните, что ненадолго выйдете из комнаты. К примеру: «Дима, мне нужно приготовить чашку чая, я скоро вернусь» . Скоро малыш привыкнет, что вы держите обещание и возвращаетесь, а значит, можно попробовать выходить из дома.
  6. Никогда не уходите на улицу тайком, даже если вам необходимо отлучиться на пару минуток. Представьте себе состояние крохи, когда он обнаружит, что вы пропали. Он станет искать вас, рыдать в голос, а когда вы возвратитесь, не отойдет ни на шаг.
  7. Не забывайте, что ребенок остро реагирует на все родительские чувства и ваша печаль перед разлукой может его испугать. Уходите и возвращайтесь с улыбкой на лице. Это облегчит разрешение данной проблемы.

Моему 2,4 тоже плачет, когда ухожу…я ему все время объясняю куда я и зачем, например — мне надо в магазин, я приду через 10 минут и принесу тебе сок, и спокойно ухожу, вроде понимает чето, он бежит к окну и машет мне по дороге, прихожу — говорю, ну что плакал? он говорит — да, пакал….

Приучайте малышку постепенно к Вашему отсутствию. Причем, постарайтесь именно не ускользать незаметно, а уходить, помахав ей при этом рукой, можно и поцеловать в щечку (если не вцепится мертвой хваткой). Затем сразу же уходите, без разговоров, прямо на её глазах….Можете даже уйти без особого повода: просто постоять у подъезда 10-15 мин. и возвращайтесь обратно. Постепенно интервалы отсутствия нужно увеличивать. Но всегда Вы должны соблюдать ритуал прощания: помахали рукой «пока-пока, я скоро приду» и уходите, не оглядываясь. Когда Вы уходите, то с дочкой, конечно, кто-то должен остаться. Она, безусловно, будет сильно плакать, может даже биться в истерике. Ничего. Не обращайте внимания. Пусть тот, кто с ней остается, объяснит, что мама скоро придет. А через 10 минут. глядишь, и Вы снова дома!))) У ребенка должен сложиться в голове стереотип: мама уходит, но она всегда возвращается. Ребенок будет плакать после Ваших уходов несколько дней. а может быть и недельки 2-3 проплачет, похнычет. А потом перестанет. Этот процесс привыкания к отсутствию мамы очень тяжелый и нелегко дается как маме, так и ребенку. Но пройти этот путь нужно, ведь ребенок не сможет быть постоянно с мамой (и наоборот). Начните приучать уже сегодня и вот увидите — все у Вас получится! Удачи!

Здравствуйте! Это возрастная особенность такая, норма поведения.
Ребенку начинает казаться, что мама ушла навсегда и не вернется, отсюда такой безудержный плач.
Есть еще мнение, что малыш сам боится уползти и потеряться.
Я не хочу вас пугать, но страх потрери мамы так называемый, проходит у всех детей в разном возрасте. У моей дочки только к двум годам закончилось это. У кого-то раньше.
Главное продолжать объяснять что мама вернется, мама рядом, все хорошо, всяко успокаивать.

Для того, чтобы ребенок перестал ходить за Вами по пятам, плакать, чуть только Вы вышли из машины или из дома, необходимо установить с ним надежную привязанность, необходимо, чтобы ребенок успокоился, перестал бояться потерять маму. А для этого в первую очередь необходимо убрать из жизни ребенка разделение везде, где это только возможно.

В каких случаях ребенок может чувствовать разделение?

Раздельный сон с рождения
Раннее переселение в свою комнату
Страх «приучить к ручкам»
Частые разлуки
Мамина отстраненность, задумчивость, «витание в облаках» (физически рядом с ребенком, но в мыслях - далеко)
Нежелание разговаривать, игнорирование
Тайм-ауты (в комнату, в угол)
Физические наказания
Обида на ребенка, мама «дуется»
Манипулирование любовью
Запреты плакать
Запрет быть собой, непринятие
Ребенок начинает ходить в садик
Рождение брата/сестры
Ребенок потерялся и испугался
Страх смерти родителей
Угрозы расставания («мама уйдет без тебя», «ну и оставайся тут один»)
Угрозы отдать кому-то, если будет плохо себя вести
Проведенное лето у бабушки
Развод родителей
Чрезмерная строгость родителей, авторитарность

Это, конечно, не полный список. Посмотрите, проанализируйте. Постарайтесь исключить то, что возможно: например, перестать использовать разделяющую дисциплину при воспитании, если вы ее используете. Здорово, что ребенок с рождения спит с Вами, но это, конечно, не панацея. Хотя это очень помогает восполнить контакт, которого не хватало в течение дня. Особенно, если перед сном вы проводите время вместе, болтаете, читаете или что-то другое, но главное - чтобы это приносило вам обеим положительные эмоции.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Не сравнивайте разных деток, каждый из них – отдельная личность с неповторимым характером. Но они обладают общей чертой: одинаково нуждаются в родительской ласке и заботе, только одни меньше, а другие больше. Не огорчайтесь, если сейчас малыш излишне к вам привязан и не отпускает от себя. Скоро он подрастет, станет самостоятельнее, и у вас, наконец, появится свободное время.

Видео: Ребенок не отпускает маму ни на шаг: что делать?

Марина Романенко – психолог, создатель «Академии Профессионального Родительства», бизнес-коуч и мама четверых (на двоих с мужем) детей, рассказывает, почему дети не отпускают маму ни на шаг и как научить ребенка оставаться одному!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Как себя вести с “ребенком-хвостиком”? “Совет детского психолога”

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!