Сказки для детей на экономическую тему. Сказочная экономика. Когда - Экономишь

по мотивам сказок А.С.Пушкина

"Сказка ложь, да в ней намек! Добрым мол одцам урок."

На одном большом острове в океане правил когда-то молодой князь Гвидон и женился он на прекрасной царевне Лебеди.

Много было на том острове разного богатства: и леса, и горы, и заливные луга, и много рыбы в океане. Однако народ острова жил бедно, так как в ту пору в качестве денег в ходу были золотые, да серебряные монеты, да еще драгоценные камни, а на острове не добывалось ни злата, ни серебра, ни каменей драгоценных. А все это было привозное - заморское, из соседнего царства - государства, где правил славный царь Салтан. По указу царя Салтана его купцы закупали на острове только лес, да уголь и более - ничего. И вот, сколько закупят купцы заморские этого товару, столько и денег ходило, а других денег на острове в ходу не было. А князю Гвидону надо было еще платить целому войску великанов - "Все равны, как на подбор; старый дядька Черномор с ними из моря выходит и попарно их выводит, чтобы остров тот хранить и дозором обходить..."

Еще надо было содержать большой княжеский двор, чиновников, да многочисленную челядь, чтобы перед заморскими гостями в грязь лицом не ударить. Как оплатит все это князь, так денег в казне боле и нет, народу перепадали жалкие крохи. Так что, жили люди в основном своим натуральным хозяйством - "сколько потопали, столько и полопали." Между собой люди занимались натуральным обменом, так что торговля не развивалась.

Хоть леса и руды на острове было много, так ведь когда-нибудь могло и закончиться. А чем тогда торговать, и где потом деньги брать? Сильно об этом кручинился молодой князь.

Как водится, князь еще разбирал споры между людьми и вершил правый суд. А споров было очень много, почитай каждый день приходилось разбирать - сколько и на что можно менять разного товару. Каждый, кто приходил, был обижен и жаловался князю, что его мол обделили и обобрали. Так что, вместо того, чтобы с молодой женой - лебедушкой о наследниках радеть, приходилось одни и те-же жалобы каждый день слушать, "ряды рядить, да лясы точить."

И еще очень печалился князь Гвидон, что в городе, да и в округе бродят много нищих, оборванных людишек и просят подаяния. Беда в том, что много среди нищих было вдов с голодными детишками: у какой муж - рыбак в шторм пропадет, у какой - на лесоповале надорвется или в шахте поломается. Все, пиши:- пропало, детей кормить нечем. И шли вдовы с детками в город к добросердечному князю просить подаяния. Много он милостыни раздавал, только нищих становилось все больше и больше. А заморские купцы его еще и подначивали - "Что это у тебя столько нищих, князь? Не умеешь ты стало-быть ни хозяйство вести, ни порядок навести."

Князь у купцов спрашивал: "А что в царстве славного Салтана делается? Как он с нищетой справляется?"

На что гости отвечали: "Как царские слуги увидят какую-нибудь нищенку с ребенком, так они их хватают, в бочку сажают, да в море-океан с горы сбрасывают. И нищих в том царстве-государстве, почитай - и не видать. Хоть баб, да их детишек всем жалко, да делать нечего, надо-же как-то с нищетой бороться."

И вот Князь три ночи не спал, не ел - все думу думал: как нищету одолеть и всех богатыми сделать, и при этом жизни человеческие не губить?

"Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?" - Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает: "Грусть-тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось. Где-то есть ель в лесу, под елью белка; диво, право, не безделка - белка песенки поет да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд; но, быть может, люди врут".

Князю лебедь отвечает: "Свет о белке правду бает; это чудо знаю я; полно, князь, душа моя, не печалься; рада службу оказать тебе я в дружбу".

Жена князя была волшебницей, она умела превращаться хоть в лебедя, хоть в муху, хоть в комара, и в таком обличие летала в дальние три-девятые и три-десятые царства, и даже в другие - параллельные миры. Она смотрела, что там происходит и могла присылать от туда разные диковинки, каких на острове сроду не видывали.

И вот, по желанию Гвидона, выросла на княжеском дворе ель с золотыми орешками и изумрудными ядрами, которые белка добывала, да еще при этом и песни пела.

Князь было собрался из золотых скорлупок лить монеты, да пускать их в ход по свету, а княгиня и говорит: "Ты князь, у ели стражу поставь, пусть люди на это чудо из далека любуются, а все золотые скорлупки, да изумрудные ядрышки в казну, под спуд запирай. А народу раздавай золотые деньги да изумруды, но только не реальные, а виртуальные. и чтобы торговля велась через магазины - тоже виртуальные."

"Это как же так?" - Изумился князь.

"А так, елка с золотыми орешками у тебя одна и белка тоже одна, а народу много. Как начнут они товар производить и торговлю вести, и с этого - богатеть, так ни каких шишек не напасешься. Ты народу объяви, что мол для сохранности от грабителей - злодеев, все эти драгоценности будут храниться в княжеской казне, а народ будет регулярно получать необходимое количество денег в виде условных чисел на их именных счетах и люди смогут самостоятельно ими распоряжаться для ведения хозяйства и торговли. И объяви, что количество условных чисел соответствует определенному количеству ценностей, хранящихся в княжеской казне."

Князь сначала обрадовался: "Это ты хорошо придумала! Выходит, что виртуальных денег я смогу раздавать сколько угодно!"

А волшебница отвечает: "Да, только я это не сама придумала, а в три-десятом царстве подсмотрела. Скоро от туда придет корабль и привезет волшебные зеркала - айфоны, через которые люди будут управлять своими виртуальными деньгами. Но за айфоны пока придется заплатить настоящим золотом и настоящими изумрудами, так как к тебе пока еще не достает доверия у заморских купцов."

"Но погоди!" - Воскликнул князь: "От куда же возьмется доверие? Когда я умру, наследники откроют мои закрома и увидят, что на самом деле там драгоценностей - кот наплакал. Что они тогда обо мне скажут?"

"Не тревожься об этом, князь!" - Ответила княгиня лебедь: "Пусть люди вначале привыкнут к виртуальным деньгам, да на собственном опыте убедятся, что для торговли им не нужны ни золото, ни изумруды, а нужны только виртуальные числа на их денежных счетах, да государственный закон - принимать эти числа в уплату за реальные товары. А потом мы как-нибудь эту привязку к золоту и отменим. В тех дальних мирах, где я побывала, "золотого стандарта" давно уж и в помине нет."

Но все-таки у князя ни как не могло уложиться в голове, как с помощью каких-то абстрактных, не реальных чисел, можно добывать реальные ценности, он ведь никогда такого не видывал и никогда о таком не слыхивал. Тогда княгиня дала ему волшебное зеркало - айфон и сказала: "Вот, иди поиграй в социальную игру, а заодно и потренируйся."

Несколько дней князь игрался с демо-версией в социальной игре, пока постепенно не начал постигать суть дела, но кое-какие неразрешенные вопросы все-таки остались. Пришел князь к своей лебедушке и спрашивает: "Если золотой стандарт - это фикция, то чем тогда инвестиционные деньги реально обеспечены? И сколько их надо выпускать? И почему их объем надо к народонаселению привязывать?"

"Реально инвестиционные деньги обеспечены потенциалом." - Ответила лебедушка.

"Каким таким потенциалом?" - Изумился князь.

"В первую очередь - человеческим созидательным потенциалом, а во вторую очередь - потенциалом окружающей нас природы. Поэтому деньги должны быть привязаны к населению. Вот мы идем с тобой сейчас по песчаному берегу и ты думаешь, что из песка невозможно построить прочный дом; а между тем, человек придумал как превращать песок в легкую, но прочную пену, из которой можно строить легкие и прочные дома. Человек способен придумать и потом воплотить в реальной жизни такое, что без него в природе никогда не было и не будет. Вот волшебное зеркало у тебя в руках - его тоже человек придумал.

С другой стороны, производство без людей - покупателей не имеет смысла, поэтому потребительские деньги тоже должны быть привязаны к народонаселению, чтобы люди смогли спокойно жить и самовоспроизводством заниматься (детей растить да воспитывать) да еще, чтобы все находили себе занятие по душе и сотрудничали друг с другом для совместного созидания разных благ.

Но есть такие страны, где деньги привязаны к ростовщикам, и люди к ним за деньгами на поклон ходят. Если ростовщик захочет, может деньги дать, а может и не дать, а может все имущество у должника отнять и по миру его пустить. Потому, что владеет ростовщиком страсть власти и наживы - маммона, и испытывает он такой голод, который невозможно ни чем утолить, хоть ты все богатства мира влей в его ненасытную глотку."

"От чего же зарождается такая ненасытная страсть?" - Подивился молодой князь.

"От страха нищеты, поэтому нищету надобно одолеть, но не уничтожая нищих (от этого страх только растет), а нужно людей умиротворить и обнадежить. Для этого им надобно обеспечить достойный (не нищенский) базовый уровень жизни и вселить уверенность в завтрашнем дне. Когда человек уверен, что ни он, ни его близкие не будут страдать от голода и холода, и что есть у них надежная защита, тогда сможет человек спокойно посвятить себя тому, к чему у него душа лежит. А чем более люди образованы и развиты духовно, тем больше у них проявляется жажда творчества, тем больше им хочется созидать что-то новое и доселе невиданное."

"Все это хорошо." - Вздохнул князь: "Но если людей обеспечить базовым уровнем жизни, никто тогда и работать не захочет."

"Не беспокойся!" - Ответила княгиня: "В других странах проводили такие эксперименты, где людям просто раздавали деньги. Вначале они, правда - пили и гуляли, но потом брались за голову, и начинали порядок наводить да жизнь обустраивать, человеческое здравомыслие еще никто не отменял."

"А от чего зависит базовый уровень жизни?" - Поинтересовался князь.

"От технического прогресса. Чем выше уровень технического прогресса, тем ниже потребность в рабочих руках, то есть в людях, делающих монотонную стандартную работу. Но зато, повышается потребность в специалистах, обладающих высокой умственной способностью и глубокими знаниями. Хоть их труд оценивается высоко, но в общем и целом затраты на человеческий труд сокращаются, это называется - сокращение внутренних затрат. Но, с другой стороны, все руководители предприятий заинтересованы в росте объемов производства и сбыта своей продукции. Этот парадокс как раз и устраняется при помощи электронной денежной системы (системы распределения благ). Когда на потребительские счета граждан регулярно перечисляются деньги, составляющие разницу между объемами предложения продукции (в деньгах) и объемами спроса, обеспеченного заработанными деньгами."

"Почему деньги должны быть разделены на два отдельных потока - инвестиционные и потребительские?" - Спросил князь, подумав.

Должен работать сбалансированный товарно-денежный механизм, чтобы с одной стороны - не было перепроизводства товаров или денег, а с другой стороны - нехватки товаров или денег. Такой механизм автоматически регулируется и отлаживается с помощью электронной денежной системы и электронной системы товарного оборота.

Инвестиционные деньги можно тратить только на средства производства и на материалы и еще - на оплату труда. Потребительские деньги тратятся уже на готовую продукцию. Чтобы деньги контролировались по назначению платежей применяются автоматические ограничители и контролеры. Для этого используются два вида электронных порталов, через которые проводятся электронные (безналичные) платежи: один портал для частных инвесторов и частных покупателей розничной продукции; второй портал - для производителей продукции, через него ведется торговля промышленным оборудованием и оптовая торговля сырьем и материалами, а также к нему подключена электронная биржа труда.

Чтобы цены были предсказуемыми и фиксировались на определенный отрезок времени, по всей цепочке заключаются длинносрочные договоры поставок продукции и различных услуг по фиксированной цене."

"Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; о н бежит себе в волнах н а раздутых парусах м имо острова крутого,м имо города большого; п ушки с пристани палят, к ораблю пристать велят. Пристают к заставе гости. Князь Гвидон зовет их в гости. Он их кормит, и поит, и ответ держать велит: "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет, т орговали мы недаром н еуказанным товаром; а лежит нам путь далек: ... м имо острова Буяна, в царство славного Салтана".
Князь им вымолвил тогда: "Добрый путь вам, господа, п о морю по Окияну к славному царю Салтану; д а напомните ему, г осударю своему: к нам он в гости обещался, а доселе не собрался - ш лю ему я свой поклон".

Весь товар скупил Гвидон, а назывался он - айфон.

Уговорил князь остаться на острове двух специалистов, которых звали Ай и Ти, а остальных гостей отпустил с миром. Ай Ти - Специалисты помогли Гвидону организовать беспроводную сеть - интернет, а питание все IT-устройства получали от солнечных батарей.

Потом князь раздал всем жителям острова, и малым и старым, волшебные зеркала - айфоны и велел играть в социальные игры, чтобы значит - нужные знания получать и цифровые технологии изучать, да учиться понимать - как при помощи виртуальных чисел торговать и реальные богатства преумножать. А тем, кто грамоту не разумеет - велел через интернет ее изучать.

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."

И вот, прошло какое-то время и повелел молодой князь каждому жителю острова, и малому и старому, открыть по два счета в специальном электронном банке. На один счет приказал князь каждый месяц начислять деньги инвестиционные - инвесты, а на второй счет начислять деньги потребительские (как-бы, на потребу) и назывались они - потребы. Доступ к счетам был само-собой - через айфоны. И еще объявил князь, что деньги эти, хоть их потрогать и нельзя, но самые, что ни на есть - настоящие и обеспечены они золотом и изумрудами, которые хранятся в княжеской казне. А кто сомневается, пусть приходит на княжеский двор и на белочку с золотыми олешками полюбуется: "И усеян двор большой золотою скорлупой."

Куплю-продажу такими нереальными деньгами князь приказал вести только через специальные (тоже нереальные) интернет-магазины, которые все прописывались на специальном электронном портале.

И вот, на таком портале дает один человек объявление: "Желаю мол птице-ферму открыть, чтобы птицей и яйцами торговать. Кому птица, да яйца потребны?"

Одни люди откликаются: "Мне потребны! Да мне потребны!" А другие люди добавляют: "Мы тоже хотим покупать, да только у нас денег нет."

Или наоборот, кто-то делает заявку: "Мол желаю хлеб покупать - три буханки в неделю, вот по такой цене. Кто еще хочет покупать?" И другие люди откликаются: "Мы хотим! Да мы хотим!"

Тут вступает в действие еще один электронный портал - оптовая товарно-сырьевая биржа. На ней пекарь делает предварительную заявку: нужно столько-то муки, яиц, сахара и всего-прочего для выпуска хлеба, в оптовых объемах по фиксированной цене в течении одного года - как минимум. И еще нужно столько-то сотрудников, вот на такую зарплату.

Узнав что по чем и в какие сроки, и подсчитав предварительный спрос, пекарь на специальной программе делает расчет (бизнес-план) и делает на первом портале объявление: "Желаю расширить производство хлеба. Нужны инвестиции в таком-то размере и нужны постоянные покупатели, которые будут покупать целый год вот такой объем хлеба - минимум. А качество хлеба я гарантирую вот такое, и поставки своевременные тоже гарантирую. А цена хлеба для покупателей предварительно будет вот такая, а всем инвесторам - скидки (или бонусы, или баллы) вот такие. Люди откликаются: "Да, мы его знаем, он печет хороший хлеб, согласны покупать столько-то и столько-то в течение всего года." А другие люди отвечают: "А мы согласны покупать, да еще и инвестировать столько-то, да столько-то."

Как набралось у пекаря нужное количество инвестиций и покупателей, так пошло-поехало, процесс запущен!

Между всеми участниками заключаются предварительные договоры о намерениях, которые обязательны к исполнению в том случае, если все стороны будут соблюдать взятые на себя обязательства. Там уже окончательно утрясаются все цены, объемы и сроки, и процесс переходит в стадию реального воплощения, то есть - в стадию создания новых реальных благ с помощью виртуальных чисел (электронных денег).

Для всех производителей продукции, кто пользуется ресурсами живой природы, князь повелел ввести налог "на природосбережение" для того, чтобы люди о природе заботились, и если срубят какое дерево, чтобы новое посадили, или - убьют какую живность, чтоб новую вырастили.

Наш князь никогда не забывал о вдовах и сиротах, о больных и престарелых и поэтому он издает указ - чтобы в следующем году на потребу всем гражданам (и старым, и малым) регулярно перечислять на их потребительские счета деньги в размере разницы между объемами реального производства и объемами денежного спроса (то есть спроса, обеспеченного заработанными деньгами). Но пусть там будет действовать внешний ограничитель в виде "базового уровня жизни", чтобы у людей был стимул самим деньги зарабатывать и еще, чтобы понапрасну природные ресурсы не переводить. С этой целью князь обязывает всех производителей подсчитывать реальный спрос и сравнивать его с денежным спросом, да рассчитывать: в каких объемах смогут они в следующем году увеличить свое производство, и на сколько процентов смогут удовлетворить реальный спрос. И чтобы всю эту информацию производители на электронных информационных порталах размещали.

Тут может возникнуть вопрос: почему базовый уровень жизни надобно обеспечивать всем людям, а не только нищим, больным, престарелым да убогим? Как справедливо рассудил князь - нельзя кого-то обидеть и кого-то обделить, ведь все мы под богом ходим, как говорится: "от сумы да от тюрьмы не зарекайся."

И еще на собственном опыте убедился Гвидон, что невозможно подсчитать и определить - кто достоин княжеской милости, а кто не достоин. И вместо того, чтобы содержать целую армию чиновников, юристов, охранников, да полицейских (для защиты сытых людей от голодных), лучше будет обеспечить всех людей поголовно таким достойным уровнем жизни, который способно создать и поддерживать все ныне живущее сообщество.

"Ветер весело шумит, с удно весело бежит м имо острова Буяна, в царство славного Салтана - и желанная страна в от уж издали видна; в от на берег вышли гости; ц арь Салтан зовет их в гости,... видят: весь сияя в злате, ц арь Салтан сидит в палате н а престоле и в венце, с грустной думой на лице... Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: "Ой вы, гости-господа, д олго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ: "Мы объехали весь свет; з а морем житье не худо; в свете ж вот какое чудо: о стров на море лежит, г рад на острове стоит с златоглавыми церквами, с теремами да садами, ... Все в том острове богаты, и зоб нет, везде палаты; а сидит в нем князь Гвидон; о н прислал тебе поклон". Царь Салтан дивится чуду. "Если только жив я буду, ч удный остров навещу, у Гвидона погощу". А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой н е хотят его пустить ч удный остров навестить."

Ведь ткачиха с поварихой вышли замуж за местных ростовщиков. А ростовщики в первую голову думают о своей мошне - о маммоне. Им выгоднее народ всегда в страхе и невежестве держать, вдов с детишками в бочках в море бросать, да кровушку народную с помощью долговой повинности сосать.


Интеллектуальный марафон

Тема: «Экономика для детей в сказках, играх, задачках»


  • Развитие экономической грамотности детей.

  • Развитие у детей социального интеллекта: усвоение ряда базовых экономических понятий.
Оборудование: книга Т.Смирновой «Белка и компания», ноутбук.

Ход занятия.


  1. Введение
Сегодня необычный классный час:

Кот Матроскин в гостях у нас.

В экономическую игру поиграем,

Кто на что горазд узнаем.

Как вы думаете, что такое экономика?

Экономика – это наука, которая изучает совокупность расходов, доходов, обмена, производства и проч. Хотя экономика и относительно новая наука, но люди пользовались ею уже давно. Сам термин «Экономика» впервые появился в IV веке до н. э., данный самим Аристотелем, а в дословном переводе с др. греческого экономика обозначает «Ведение хозяйства».


  1. Знакомство с книгой Т.Смирновой «Белка и компания»

  2. Чтение отрывка из сказки « Как Миша из покупателя превратился в продавца »
Как Миша из покупателя превратился в продавца

О том, с чего нужно начинать,

если хочешь организовать свое дело,

и как определить, что в этом деле самое главное

Как-то раз, проснувшись после зимней спячки, вылез Миша из любимой берлоги и глазам своим не поверил: такая красота вокруг - просто дух захватывает! Весь лес словно вымытый стоит, переливаясь всеми цветами радуги в лучах нежного мартовскогo солнышка. Ветки берез, сосен, елей так четко вырисовываются на фоне сияющего голубизной неба, что кажется, будто они выписаны мастерской рукой художника и служат декорацией для сказочного спектакля, в котором все волшебное: и этот лес, и небо, и белый-пребелый снег, от которого, если на него долго смотреть, аж глаза зажмуриваются...

Весь день Миша катался на санках, кувыркался в снегу, и вот результат: к вечеру у него заболело горло. Срочно нужны чай с малиновым вареньем и горячее молоко! Но в берлоге ничего этого не оказалось. Побрел Миша на лесной рынок, а там уже никого нет - поздно пришел. Побежал Миша в магазин к Винни-Пуху - и тут неудача, на дверях записка: "Ушел в свой родной лес на день рождения ослика Иа". "Эх, - огорчился Миша, - был бы у меня свой магазин, всего бы вдоволь было". И решил он открыть свой магазин.

Сказано - сделано. На следующий день рано-рано утром Миша, хотя еще и чувствовал себя не очень хорошо, чисто вымел берлогу, установил посредине прилавок, поставил на него найденные на лесной свалке чугунные весы и важно уселся ждать покупателей.

Забежал к Мише Зайчик - внук старого Зайца.

Ты что, в снежки играть не идешь?

Не могу, я теперь - хозяин магазина. Видишь, торгую.

Торгуешь? А чем ты торгуешь?

Почесал Миша затылок, а ответить-то и нечего и торговать нечем. Зайчик постоял-постоял, пожал плечиками и убежал. Расстроился Миша, чуть не плачет. Стал он думать-гадать: отчего же у него ничего не получается?

Думал-думал и наконец понял, что главное в магазине - не весы, не прилавок и даже не продавец, а то, чем торгуют, - ТОВАР.

!Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

Забегал Миша по берлоге, ищет, что выложить на прилавок. Нашел дырявый резиновый мячик, хотел его на прилавок положить, да вовремя спохватился: кому же такое старье нужно? Подумал было свою шубу продать, да шуба самому пригодится.

И вспомнил Миша, что в дальней кладовке у него несколько бочонков меда припрятано. Что может быть вкуснее и полезнее меда для любого лесного жителя!

Выкатил Миша пять бочонков из кладовки, расставил их на прилавке и уселся ждать покупателей. Глядит он на мед и думает: "Странное дело! Когда я мед в лесу собирал - это был просто мед диких пчел. Когда мед в кладовке лежал - это был просто мед запасливого медвежонка".

Но тут Мишины думы прервал новый гость - Ежонок. Он купил баночку меда для своего любимого старого дедушки.

Так началась торговля в Мишином магазине. И скоро на прилавке этого магазина стояли не только бочонки с душистым медом, но и много других вкусных товаров. А где Миша раздобыл их? Об этом ты узнаешь в следующей истории.

А теперь заглянем в одну очень умную книгу, которую начинающему бизнесмену Мише подарил мудрый Филин, узнавший от лесной сплетницы Сороки новость об открытии магазина. Он сказал, что эта книга, хотя и называется скучно "Задачник", поможет Мише (и тебе тоже) овладеть новыми знаниями в области экономики.

ЗАДАЧНИК МУДРОГО ФИЛИНА

1. Отгадай загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто... товар

3. Внимательно посмотри на рисунок и карандашом скажи, что можно купить? Подумай, почему не все можно купить и продать. Как ты считаешь, что еще не продается и не покупается? Обсуди это со взрослыми.


  1. Игра-презентация
Кот Матроскин принёс карту, на которой вы видите столбы с указателями. Ваша задача выбрать первое направление из четырёх:

  • Загадки

  • Викторина

  • Игры

  • Мульти-пульти
Загадки

  1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (супермаркет)


  1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (товар)


  1. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (продавцы)

  1. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (весы)

  1. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (кассир)

  1. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.

Все налоги целый день. (бухгалтер)


  1. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (товар).

  1. И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату).

  1. Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине. (копилка)

Викторина


  1. Что делает с рублём копейка? (воспитывает, бережёт, питает).

  2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей, сто евро, сто лет одиночества).

  3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (зелёный рынок, ёлочный базар, колючий аукцион).

  4. Месяц школьных базаров - это … (сентябрь, май, август).

  5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок, кошка, собака).

  6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные, домашние, ручные).

  7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы, сухарики, картофельное пюре).

  8. Главный рекламный агент болота – это …Кто? (цапля, лягушка, кулик).

  9. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (Дымково, Хохлома, Гжель).

  10. «Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. (Перро, Андерсен, Гримм).

  11. В каком российском городе есть Банковский мост? (В Москве, в Санкт-Петербурге, в Самаре).
Игры

  1. Угадайте, что купил Матроскин в магазине? (5 рублей)
а) 3+2 - калачи

3+4 – колбаса

2+4 – конфеты

б) 9-5 – кружка

7-2 – самовар

6-2 – ведёрко


  1. Матроскин решил купить валенки.
Когда это сделать дешевле: летом или зимой? (летом).

  1. Матроскин открыл молочный магазин.
Какой продукт лишний? (конфеты).

  1. Решите ребус и вы узнаете, куда отнёс
заработанные деньги Матроскин. (банк)

,

Мульти-пульти


  1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков?

  2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

  3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

  4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

  5. Посмотрите отрывок из мультфильма и скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»

  1. Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие. Каждый выскажите свое мнение об игре, продолжив предложение.
Я узнал …

Мне было …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Жили-были в Поросятомегаполисе три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Они вели натуральное хозяйство: выращивали овощи на своем огороде и продавали их на местном рынке. Шло время, поросята взрослели. Их потребности с каждым днем росли: расходов становилось больше, чем доходов. Кроме того, в Поростятомегаполисе стали поговаривать о приближении экономического кризиса.

Как-то раз старший поросенок Ниф-Ниф сказал: «Мы стали взрослыми, пора нам подумать о том, как жить дальше. Мой бизнес-план таков: я хочу взять кредит, чтобы построить новый теплый дом для нас братьев и много красивых домов для других поросят. Хорошие теплые дома всегда будут пользоваться спросом! Я думаю, что строительство - очень прибыльный бизнес. Хотите мне помогать?».

Но его братьям не хотелось браться за тяжелую кропотливую работу.

«Рыть землю и таскать камни - это занятие не для меня!»,- сказал Нуф-Нуф. Недолго думая, он потратил все хрюшбели (деньги, имеющие обращение в Поросятомегаполисе), полученные от продажи овощей на рынке, на приобретение валюты более богатой страны - Львяндии. Нуф-нуф решил стать богатым за счет падения курса хрюшбелей и продажи льволаров (валюты Львяндии) по спекулятивным ценам.

Отказался строить дома и младший поросенок Наф-Наф. Он сказал, что знает, как можно очень быстро и сразу заработать кучу не только хрюшбелей, но и льволаров. Как стало известно позднее, он украл хрюшбели у живущих по соседству поросят, связался с мафией и приобрел у них партию запрещенного препарата - звероспайса, под воздействием которого поросята резко меняли свое поведение в худшую сторону: они теряли связь с реальным миром, становились злыми, жадными.

В это время старший поросенок Ниф-Ниф построил дом для своей семьи и приступил к строительству новых домов. Трудно иногда было ему, не все всегда получалось, но он твердо шел к намеченной цели. Компания Ниф-Нифа успешно строила один дом за другим. Бизнес его развивался.

Средний брат Нуф-Нуф воспользовался ситуацией спроса на льволары в Поросятомегаполисе. Он продал приобретенные им льволары по более высоким ценам и смог заработать значительную сумму денег. Однако, он не думал о будущем и все заработанные им деньги он потратил на развлечения. Целыми днями поросенок только и делал, что играл в свои поросячьи игры, прыгал, развлекался. А хрюшбель в это время усилил свои позиции. В итоге - Нуф-Нуф остался ни с чем. Помощи ему ждать было неоткуда. Он с поникшей головой пришел к старшему брату.

Еще сложнее была ситуация с младшим братом - Наф-Нафом. За продажу звероспайса он был задержан и приговорен к большому сроку лишения свободы. Карьера Наф-Нафа, как бизнесмена, бесславно закончилась.

Вот и все, что мы знаем про трех поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

Мораль этой сказки такова - веди честный бизнес и не зарабатывай деньги на горе и несчастье других! Ничто в этой жизни не дается даром!

Интересная заметка Edward L. Glaeser в ньюйорктамсовском блоге " Еconomix ". Автор, отрекомендовав себя экономически мыслящим родителем, задается вопросом как учить экономике (или по крайней мере экономности) своих детей... и обращается к теме поиска экономического смысла в детских сказках.
К счастью, столь любимые детьми истории могут служить блестящей иллюстрацией основных положений экономической науки. Многие сказки уже включают в скрытые экономические наставления, а родителям только и остается сформулировать их вместе с моралью, закрывая книгу.

Возможно, самый известный пример очаровательной экономики является -в-очарование является «Волшебник Изумрудного города » (в англоязычном девичестве: «Волшебник страны Оз»). Эту книгу ваще можно рассматривать как не очень завуалированную аллегорию, описывающую финансовые дебаты популистского толка, денежно-кредитную политику США в конце XIX века. Там есть фермер, пролетарий, споры о соотношение унции золота и денежной массы.

Однако, в произведении слишком много примеров нерациональных экономических действий. Так, одной из центральных идей сказки является свободный выпуск большого числа серебряных монет, что, конечно, сразу может напомнить нам о политике, стимулирующей инфляцию.

Не менее интересными с точки зрения обучения детей экономике представляется сказка «Три Поросенка ». Она рассказывает не только о том, что качественные стройматериалы гарантируют надежность и безопасность, но и о том, какую роль играют разумные инвестиции, приносящие отдачу и признание в подходящий момент.

Сказка «Джек и Бобовое Дерево » повествует о том, что авантюрные предприятия все же могут неожиданно принести большой доход, но также несут риск быть съеденным гигантом.

Есть сказки, где показана важная роль сотрудничества. Коллективное взаимодействие играет решающую роль в «Бременских музыкантах ».

Первой же работой об экономическом подтексте сказок у Эдварда Глазера была статья о сказке «Золушка », опубликованная в научном журнале.
Он пытался объяснить, почему «инвестируют» только в двух дочерей, хотя экономические стандарты зачастую пропагандируют более равномерное распределение ресурсов. Сама история объясняет этот факт гипотезой о произволе "злой мачехи", которая решает игнорировать интересы Золушки в пользу своих дочек. Автор блога предлагает другое объяснение: предложение на рынке браков было слишком ограниченным, тем более, что принц вообще был единственным. В таком случае победитель может быть тоже только один, и, с экономической точки зрения, действительно лучше сократить число конкурентов, в которых стоит инвестировать. И в этом смысле мачеха из сказки «поставила не на ту лошадку», но это делает ее действия неразумными, а не злономеренными.

А я подумал: а на примере каких русских сказок можно объяснить экономическую логику. Пошарил в памяти.

Я когда то « » разъяснил. Но это про отношение с женщиной. В крайнем случае, про агрессивный маркетинг. А вот чисто правовой экономической логики нормально функционирующего рынка… Может вы подскажете?

ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»

Занятие:

«Экономика в сказках»

6 класс

воспитатель Трохимчук Т.Г.

2018 год.

Цель

Программные задачи:

Образовательные:

-

-

2. Развивающие:

-

-

- 3.Воспитательные:

Воспитывать

» Сказки –

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование

Посмотрели на гостей, сели правильно. Отвечать на вопросы когда вас спросят и уметь слушать других.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети:

Воспитатель:

Для чего нужны деньги?

Дети:

Воспитатель:

Ответы детей : «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Карлик - нос», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик», «Сказка о Попе и его работнике Балде».

Воспитатель:

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

-

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что? (Доход)

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом? (Потребности)

потребности (надо)

(Раздать карточки детям для в группах работы)

Расход семьи : (в месяц)

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход: 1000 рублей

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

? Расход

Д Р , Д

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к. (Сбережения?)

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

: раздать детям Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним его? (Красная шапочка)

В:

В:

Продолжение сказки «Красная шапочка»

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка: учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В:

В : Как вы думаете ,

В:

Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

- Поиграем в игру: «Дорого, дёшево» Я буду говорить вам Крылатые выражения, фразы.

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

Подведение итогов.

Вопрос:

И на этом наше занятия закончилось, спасибо за внимания.

Занятие: «Экономика в сказках» 6 класс.

Цель : познакомить детей с основами экономического воспитания через знакомство со сказками и её героями.

Программные задачи:

Образовательные:

- закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

- познакомить с экономическим понятием: потребность « Хочу» и « Надо».

2. Развивающие:

- развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления,

- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас,

- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение. 3.Воспитательные:

Воспитыватьлюбознательность в процессе познавательно - деятельности

Формировать положительные взаимоотношения детей.

Предварительная работа: « Чтение художественной литературы » Сказки –

«Три поросёнка» английская сказка, «Петушок и бобовое зернышко» - русская народная сказка, «Как старик корову продавал» С. Михалков, «Золотой ключик или приключения Буратино», «Трое из Простоквашино», «Красная шапочка» Ш. Перро,

«Мужик и медведь» .

Материал и оборудование . Презентация, карточки с заданиями, загадки, отрывки сказок на новый лад, карточки - сочини продолжения сказки «Красная шапочка» используя такие слова (Зарплата, стипендия, труд, пенсия, семейный бюджет и т.д.; Экономический словарь - где будут делать записи.

Звучит музыка из кинофильма «Приключения Буратино» песенка Лисы Алисы.

Организационный момент:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные!

Дети: Деньги, монеты (рассматривание монет разных стран: Крона- Чехия, Казахстан – тенге, Украина- гривна, Россия- рубль) Страны Евро союза- евро.

Воспитатель: Правильно, ребята, ответьте мне на второй вопрос.

Для чего нужны деньги?

Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать.

Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям, в без них прожить невозможно.

А вспомните, пожалуйста, героев сказок, мультфильмов, где они покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги.

Ответы детей :

Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Вот видите, даже сказочные персонажи живут, так же как и люди. Хотите получше узнать о них? Давайте отправимся со сказочными героями в мир Экономики.

Кто прочитает тему занятия?

Тема: «Экономика в сказках»

Ребята обратите внимания, что у вас лежит на краю стола.

- Экономический словарь, в него вы будете записывать слова, а какие вы узнаете во время занятия.

Я вас прошу быть внимательными.

Сказка «Три поросёнка»

Ситуация 1 .

Жили-были три брата, три поросенка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Три брата поросёнка были очень трудолюбивые, они работали на стройке. И за свой труд получали зарплату. Накопили денег и решили построить дом.

И вот заспорили поросята, из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф предлагает строить дом из соломы, так как солома дешевый строительный материал. Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее. Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы к детям:

Подумайте и скажите зарплата для поросят это что?

Наводящие вопросы: А деньги что они приносят людям?

Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили в Сибири?

Ситуация 2. Ребята внимательно слушаем.

Долго спорили три поросенка и, наконец, решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили все необходимые для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди, и разные инструменты. Потратили поросята все деньги, и были очень довольны.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

Израсходованные деньги – это Доход? Расход? Прибыль?

Что такое расход?

Какое слово запишем в экономический словарь? Деньги, Расход.

Ситуация 3 . Ребята внимательно слушаем.

Живут поросята в новом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, покупают дрова.

Подумайте и скажите это, что? Как можно сказать одним словом?

Перед поросятами встала серьезная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для оплаты, и приступили к расчетам. Поросята успешно справились с задачей, но и увидели свои потребности (надо)

(Раздать карточки детям для работы в группах)

Расход семьи : (в месяц)

    Покупка продуктов питания - 300 руб.00к.

    Покупка одежды, обуви - 500 руб.00к.

    Оплата за электроэнергию – 150 руб.00к.

    Оплата за воду – 20 руб.00к.

    Оплата за телефон - 10 руб.80к.

    Покупка дров - 19 руб.20к.

расход:

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как можно назвать деньги, потраченные поросятами? Расход

Назовите, в каком случае можно сказать об экономии денег:

Подумайте и скажите. О какой семье можно сказать, что они хорошо живут.

Д Р , Д

Учет доходов и расходов каждой семьи в течение недели, месяца или даже года – это Семейный бюджет.

Самостоятельное решение на карточках (Индивидуальная работа)

Бюджет семьи:

Доход 1500руб.90к.

Расход - 1000 руб.00к .

500 руб.90к.

«Три поросенка». Ребята внимательно слушаем.

Ситуация 4.

Пришел однажды Волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в нее. А в шкатулке большое количество монет разного достоинства. «Откуда у вас столько денег?» - удивленно спрашивает волк. «Мы очень внимательно ведем учет семейных расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку», - с гордостью сообщили поросята.

Вопросы к детям: Подумайте и скажите.

Как называются деньги, которые поросята откладывали в копилку?

Как называются оставшиеся деньги поросят: заработная плата, накопление, подарок, сбережение?

Что такое денежное накопление (сбережение )? Когда оно появляется?

Когда - Экономишь

Какое слово запишем в экономический словарь? Сбережения.

- Поросята рассказали Волку разные истории : Экономические задачи, решить самостоятельно.

- Будьте внимательны.

    Экономическая задача - по электроэнергии

Это было однажды Ниф-Ниф когда уходил на работу, забыл выключить свет.

Какой ущерб нанес семейному бюджету Ниф-Ниф, если за час использования электроэнергии поросята платили 3 рубля, а свет горел 8 часов?

Решение: ________________________________

    Экономическая задача - о воде.

Как-то у поросят сломался кран, они его быстро починили. Но посчитали если:

При неисправности крана, с самой тонкой струйкой за сутки может уйти в канализацию до 15 литров питьевой воды. Сколько литров питьевой воды уйдет в канализацию за месяц (30 дней)?

Решение: ______________________________________

Бабушка девочку очень любила

Шапочку Красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А, ну-ка ребята вспомним её? (Красная шапочка)

В: Вы помните, что случилось с Красной шапочкой? (Ответы детей)

В: А как же сказка закончилась? (Ответы детей)

А давайте вы сочините сказку на новый лад используя такие слова: Труд, зарплата, стипендия, пенсия, семейный бюджет: расход, доход.

(Дети рассказывают свои сказки).

Предлагаю свой вариант сказки «Красная шапочка »

После того как охотники спасли бабушку и Красную Шапочку от волка, бабушка стала жить вместе с Красной Шапочкой и её мамой. Мама стала работать в детском саду воспитателем и получать за свой труд зарплату. Красная шапочка : учится шить одежду и за хорошую учёбу получать - стипендию. Бабушка уже не работает, но зато что она много лет проработала на фабрике, она теперь получает пенсию. И семейный бюджет позволяет Красной Шапочке, маме и бабушке ездить отдыхать на море всей семьей.

А как вы думаете, почему они могут позволить ездить отдыхать на море?

    Заключительная игра:

Дидактическая игра: « Доход - расход»

Я начну, а вы кончайте

Хором мне не отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

Из чего состоит семейный бюджет? (Ответы детей) дохода и расхода.

Поиграем в игру: «Дорого, дёшево»

ДОРОГО ДЁШЕВО

На вес золота

За бесценок

По божеской цене

Не подступиться

Цена кусается

Не по карману

По сходной цене

В: Ребята, все желания сказочных героев можно назвать одним словом – «потребности». Давайте вместе повторим – «Потребности».

В: Потребности - это всё то, в чем нуждаются все сказочные герои и люди.

В: А вы, знаете, что есть потребности без которых нельзя прожить, их называют потребностями « Надо» т.е то что нужно каждому человеку,

В : Как вы думаете , какие это потребности – назовите? (Ответы детей) Продукты питания, одежда. обувь, оплата электричество, покупка дров, оплата за вода

В: Есть потребности, без которых можно обойтись их называют потребностями

« Хочу» - Путешествия, покупка телефона, домашнего кино-тетра, бытовой техники для кухни. Без чего может прожить человек.

Подведение итогов: Ребята мы сегодня в экономический словарь записывали слова .

Деньги, расход, доход- семейный бюджет, потребность.

Угадайте, что в «Шкатулке» (находятся шоколадные монеты)

Вопрос: Их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других - мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)