Как помочь родителям в учебе. Как помочь ребенку в учебе? Сводить все к учебе

План беседы

  1. Соблюдение режима дня - важное условие успешной учёбы.
  2. Контроль за выполнением домашних заданий школьниками.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания.

Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может заменить семейное воспитание.

Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях.

Родители организуют и следят за режимом дня школьников; они проверяют выполнение домашних заданий и приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления.

Планируя учебную работу школьника и другие обязанности по дому, свободные занятия, родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время.

Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу - его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать - её посылают гулять с младшим братом.

В зависимости от нервной системы ребёнка такое переключение может происходит быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом трудности.

При первом же появлении у ребенка трудностей в учебе или общении родители должны суметь помочь ему. Им полезно знать, какие умения необходимы для успешного обучения в начальной школе и перехода в среднюю, чтобы при необходимости оказать сыну или дочери содействие в их приобретении или развитии.

Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своем и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее неудовольствие, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только что-нибудь начну интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе здесь положила деньги» Или сыну: «Заканчивай стругать пропеллер, через 10 минут будем накрывать стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое(если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить дела до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, к труду.
Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Таким образом, главная задача - помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Для того, чтобы контролировать выполнение домашних заданий школьниками, нужно следить за записями домашних заданий в дневнике.

После этого важно проверить сам факт выполнения . А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради - не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: « ты неправильно решил задачу, вспомни, как вы ты проверял решение таких задач в классе. Каким способом можно проверить - есть у тебя ошибка или нет?» И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задает одно или два задания, родители заставляют выполнить четыре - лучше будет знать! Причем это делается за счет свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устают и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Если родители хотят дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть согласовано с учителем.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой.. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. На приготовление уроков в среднем отводится не более 1 ч в первом классе. Более длительная работа над домашними уроками проходит при сниженной работоспособности и малоэффективна. Кроме того, продолжительные занятия дома укорачивают время отдыха, что не может не отразиться на состоянии здоровья учащихся. Из практики видно, что дети очень часто на приготовление домашних заданий тратят больше времени, чем рекомендуется. Объясняется это не столько объёмом заданий, сколько неправильной организацией домашней работы учащихся. Иногда родители не обращают внимания на то, как дети выполняют домашние задания, и не создают необходимых условий их выполнения.

Первым условием успешного приготовления домашних уроков является установление для них строго определенного времени. Если ученик приступает к приготовлению домашних уроков в одно и тоже время, у него вырабатывается к этому привычка, он быстрее втягивается в работу, легче запоминает и усваивает материал, затрачивает меньше времени.

Учащимся, занимающимся в первую смену, для выполнения домашних уроков лучше отвести время с 16 часов. Откладывать домашнюю работу на более позднее время недопустимо. Дело в том, что работоспособность человека к вечеру снижается и выполнение домашних заданий в поздние часы требует у детей в полтора - два раза больше времени. Страдает при этом и качество работы. А во 2 - 4 классах на приготовление уроков отводится до 1,5 часа.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в первом классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать.

Этот недостаток мог бы быть преодолен со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. раздражаясь они начинают кричать на сын(или дочь), называть его тупицей.. в результате дело идёт ещё хуже. ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. терпение родителей. доброжелательный тон -- важное условие успешной помощи ребёнку в школе. Главная задача родителей - проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, все ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос. Но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Речь идет о следующих умениях:

  • собирать портфель;
  • здороваться со старшими и сверстниками;
  • задавать вопросы;
  • отвечать на вопросы;
  • внимательно слушать других людей -взрослых и ровесников;
  • выполнять задания и поручения взрослых;
  • обращаться за помощью, если что-то непонятно или не получается;
  • сосредоточенно заниматься одним делом, не отвлекаясь;
  • правильно обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
  • распределять работу на части;
  • правильно реагировать на замечания;
  • выражать свое согласие или несогласие с чем-либо;
  • аргументировать свое мнение;
  • считаться с мнением других и учитывать его;
  • устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
  • самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени;
  • делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

Приучите ребенка организовывать рабочее место.

  • Рабочее место должно быть достаточно освещено.
  • Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
  • Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше через час полтора после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

Если ребенок посещает кружок или спит после школы, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для семилетнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

На перерыв достаточно пяти минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседание, прыжки, наклоны и т.д.).

Никогда не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

Не заставляйте ребенка переделывать плохо выполненную классную работу.

Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается ребенком как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

Если учебный материал ребенком плохо усвоен, следует позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

Присутствуя при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, помогайте, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но никогда не подменяйте его деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания могут делать много ошибок, помарок из-за неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.

Школа дает ученику научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать окружающим, чувствовать их состояние. Человек, лишенный в детстве родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. В благополучных семьях ребенок — самая большая ценность для взрослых — родителей, бабушек и дедушек. Они стремятся понять и узнать его, относятся к нему с уважением.

  • Если ребенок действительно нуждается в общении с вами, оставьте свои дела и займитесь им.
  • Всегда советуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
  • Признавайтесь ребенку в своих ошибках, совершенных по отношению к нему.
  • Извиняйтесь перед ребенком в случае вашей неправоты.
  • Чаще ставьте себя на место ребенка.
  • Не допускайте в своей речи слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
  • Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
  • Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
  • Проявляйте интерес и внимание к событиям в жизни ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам, поддерживайте в случаях неудач.
  • Помните: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»(Эрма Бомбек).

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Джайнот X. Поведение родителей при выполнении детьми домашних заданий //Урал.
  2. Вестн. 2000. № 3.Как педагоги могут помочь родителям работать с детьми над домашними заданиями // Образование в современной школе. 2002. № 3.
  3. О.С. Богданова, В.И. Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах», 2000 г.
  4. З.П. Громова «Гигиена и физическое воспитание школьника в семье» В помощь учителю и классному руководителю, 2001 год
  5. Журнал «Начальная школа» 2015 год

Организуем пространство

Для школьника очень важно, где и как он делает уроки. Для правильной организации пространства дома необходимы: условия, атрибуты, среда. Условия - выделяем ребенку такое рабочее место, чтобы ему хотелось там находиться даже просто так. При этом стоит избегать мест с наличием магнитофона и/или телевизора.

Атрибуты - в начале года учитель, как правило, дает список необходимых вещей. К этому списку стоит отнестись со всей серьезностью. Обычная ситуация: учитель простит на следующий урок принести транспортир или нитки, а у вас дома старая деревянная линейка от дедушки и ржавая иголка. И все это выясняется поздно вечером, когда магазины уже закрыты. В результате ребенок придет на урок неподготовленным. Рекомендуется также пересмотреть домашнюю библиотеку и при необходимости пополнить ее последними изданиями.

Среда - в доме следует создать такую атмосферу, чтобы ребенок видел, что всякое умение и знание в почете. Если у родителей другое мнение, то и ребенок не будет тянуться выполнять уроки.

Организуем время

Научите ребенка планировать не только день, но и рабочую неделю. Объемную работу, пусть даже легкую, следует выполнять заранее. Постарайтесь приучить ребенка к этому. Ведь согласитесь, что нарисовать картину или раскрасить контурную карту можно в свободное время. Что касается письменных уроков, то тут мнения психологов расходятся: одни считают, что вначале нужно выполнять легкие предметы, а затем переходить к предметам, которые даются сложнее; другие полагают, что начинать нужно с головоломных задач, потом приступать к заданиям полегче. Но здесь следует ориентироваться на самого ребенка и поступать так, как ему удобнее и проще.

Организуем ребенка

Проверяя домашнее задание ребенка, при обнаружении ошибок не нужно указывать на то, что он сделал неправильно. К этому лучше подойти с другой стороны, сказав, что он допустил несколько ошибок. Также следует попросить его их найти. Подсказки допускаются в том случае, если школяр окончательно запутался.

Первое время лучше контролировать, как ребенок выполняет домашнее задание, особенно если ребенок учится в начальной школе. Не нужно бежать на кухню готовить ужин, лучше посидите рядом с ребенком, и тогда вы сможете не только помочь, когда он сделает помарку, но и подружиться с ним еще ближе.

Помогайте ребенку, особенно по тем предметам, которые ему не даются. Не можете сами научить, обратитесь по возможности за помощью репетитора. Очень важно научить ребенка не списывать у других, не пользоваться готовыми домашними работами.

Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или же как они считают нужным это делать.
Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше - заранее.

Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок - это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.

Особенно тяжелый период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения.

Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.

Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?

Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия:

Воспитание ответственности

Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, - воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни.

Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:
Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...
Я хочу, чтобы ты мне помог...
У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...

Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится. Главное, подбодрить:
Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься - и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник.
Посмотри. Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй.

Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», - у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.

Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано:
Так, давай посмотрим, что тебе задано. Решить задачу. Ну хорошо, решай, а потом обязательно покажи мне. Мне тоже интересно, как она решается. Если что-то тебе будет непонятно, пожалуйста, спрашивай меня. А я пока буду заниматься своими делами.

Доводи начатое до конца

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?»

В ответ можно услышать все что угодно:
Я устал.
У меня ничего не получается.
По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю.
Я пойду погуляю.
Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно? Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели.
Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.

Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать:
Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу.
Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки.

Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное - нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь:
Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай.
У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь.
Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить.
Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять.
Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться.
Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет.

Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.

Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи:
Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю.

После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.

Ранее мы писали, как важно соблюдать принцип постепенности в учебе. Доведение дела до конца прямо с ним перекликается. Если в процессе обучения ребенка постоянно соблюдать принцип постепенности, то это поможет ему научиться доводить каждое задание и каждое дело до конца.

Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка

Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом:
Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.
Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.

Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.

Не запугивайте ребенка

Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.

Иногда это звучит наоборот:

Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.

Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.

Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.

Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.

Не ругайте ребенка за плохие отметки

Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся.

Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство.

Иногда дети получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не зазубрил материал, а получил «двойку» за то, что не ответил, потому что ничего не понял, его тоже нельзя ругать. Это не его вина. Ему надо помочь разобраться в материале.

Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность побольше попрактиковаться в нем.

Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки просто исправляются, чтобы потом их не повторять.

Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.

Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость

Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него:
Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю.
Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением.
Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.

Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, - уже не остается времени на уроки.

Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.

Итак, мы должны заинтересовать ребенка учебой. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь.

Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание. Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!
Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям.

Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.

Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!

Родители школьников в большинстве случаев утвердительно ответят на вопрос, хотели бы они чтобы их ребенок учился на «отлично»? Хорошо известно, что главным критерием для показателя успешности школьника является высокие школьные оценки и первые места на олимпиадах. Успеваемость по школьной программе в конечном итоге оказывает сильное влияние на взаимодействие ребенка с окружающими - родителями, сверстниками и педагогами. Успех, в целом, является общим достижением не только школьника, но и родителей вместе с учителями.

Успеваемость ребенка в школе - главная проблема родителей, некоторые из них даже считают, что детей в школе ничему толком не учат. Достаточно распространенными являются ситуации, при которых школьник усердно занимается, но в результате получает невысокие отметки. Родители в таком случае всеми силами пытаются подтянуть успеваемость своего чада, но с каждым учебным годом школьник учится все хуже. Некоторые взрослые в итоге бросают это дело, считая, что из ребенка уже ничего путного не выйдет, но большинство принимают неудачи малыша слишком близко к сердцу, особенно мамы. Как же лучше поступать в такой ситуации родителям, чтобы смириться с тем, что их ребенок не станет отличником?

Основные ошибки родителей

В первую очередь, следует осознать, что отличники в будущем далеко не всегда становятся успешными. Это объясняется тем, что отличник из-за постоянной загруженности домашним заданием, уроками с репетиторами, внешкольными кружками и секциями не замечает того, что происходит вокруг него, не знает чем увлекаются одноклассники. Зачастую, у такого ребенка нет времени на прогулки с друзьями, чтение любимых книг и интересное именно ему хобби. В конечном итоге, такой человек может, уже учась в университете, бросить учебу, и все жизнь проходить «вечным студентом», так и не заставив себя продолжить обучение. Ему за все годы может надоесть постоянно зубрить материал и он захочет только отдыхать от родительского контроля, учебников и домашних заданий.

Ситуация усугубляется еще и тем, что требовательные и тщеславные родители регулярно предъявляют к ребенку повышенные требования, что провоцирует появление «синдрома отличника». Со временем, у школьника могут начаться проблемы со сном, а организм физически и психологически будет истощаться, из-за чего ребенок станет тревожным и плаксивым. Повзрослев, бывший несостоявшийся отличник будет не способен самостоятельно оценивать результаты собственной работы, для этого ему необходимо признание окружающих - начальника, родителей, товарищей и других значимых людей. Более того, следует отметить, что человек с «синдромом отличника» негативно реагирует на критику и неудачи, так как для него это не только небольшая неприятность, а целая катастрофа.

Как родители могут помочь ребенку лучше учиться?

Опускать руки, когда ребенок не очень хорошо учиться, естественно, не стоит, так как именно в этот период жизни он особенно нуждается в поддержке родителей. Школьник должен осознать, что в первую очередь он учится и живет для себя, а не для родителей. У него обязано проявится желание хорошо учиться, чтобы поступить в ВУЗ, получить желаемую профессию и стать высококлассным специалистом. Независимо от возраста школьника, рекомендуется помогать ему выполнять домашнее задание по мере необходимости. Помогать, а не делать за него, чтобы не оказывать медвежью услугу. Кроме этого, противопоказано заставлять школьника все свободное время выполнять домашнее задание, к примеру, переписывая по нескольку раз домашнюю работу. Младшему школьнику подобное времяпрепровождение не принесет никакой пользы. Будет лучше сесть вместе с ним и попытаться разобраться, достаточно ли он понимает изучаемый материал, по какому предмету его необходимо подтянуть. Когда пробел в знаниях достаточно велик, следует обратиться за помощью к репетитору, чтобы не терять зря время и улучшить успеваемость малыша еще в младших классах.

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.