Брать ли ребенка на руки? "ручной" ребенок. Какие вещи необходимо покупать заранее

Сегодня мнение педиатров, педагогов и детских психологов кардинально изменилось: брать на руки ребенка можно и даже нужно, особенно когда у него возникает такая потребность.


Все родители знают, что плачущий младенец быстро успокоится, если взять его на руки. А подросший малыш начинает проситься на руки уже осознанно. Зачем же ему это нужно? Что это ему дает? Понимание того, что происходит с крохой, поможет неопытным родителям принять решение в этом вопросе. Находясь девять месяцев в утробе матери, ребенок привык ощущать маму рядом, сердечный ритм мамы является для него естественным. Именно поэтому, особенно первое время, он чувствует себя спокойнее именно на руках.


Тактильный контакт с мамой создает у ребенка ощущение защищенности, а это помогает адаптироваться к новой для него среде обитания. Грудничку такой контакт необходим, и он добивается его самым доступным ему способом – плачем. Когда мать держит ребенка на руках, расстояние между ребенком и лицом матери составляет 30-40 см, что наиболее оптимально для зрительной системы . При этом не будем забывать, что человеческое лицо – для ребенка это гораздо больше, чем просто объект для созерцания.


Немного подросшие малыши любят, когда их носят на руках по комнате, что-то показывают и рассказывают. Ребенок нуждается в вас для получения новой информации об окружающем мире за пределами кроватки или манежа, т.е. с вашей помощью он удовлетворяет свою потребность в новых впечатлениях. Но основная потребность ребенка, просящего взять его на руки – это, конечно, потребность эмоционального контакта. Каждый человек в детстве должен получать достаточно внимания и ласки со стороны матери. Дети, испытывавшие в младенчестве и раннем возрасте чувство одиночества, вырастают эмоционально неразвитыми, замкнутыми, неуверенными в себе, а это не лучшим образом повлияет на всю их дальнейшую жизнь.


Итак, на руках у матери малыш получает больше возможности для психоэмоционального развития. Можно даже сказать, что ребенок имеет право требовать, чтобы родители взяли его на руки. Не отказывайте ему в этом. Мать, которая боится избаловать ребенка, в первую очередь думает о собственном комфорте, не заботясь при этом о реальных потребностях малыша. Маленьких детей можно и нужно брать на руки, ведь для них это является лучшим доказательством того, что мир вокруг надежен, а они сами нужны и любимы.


Конечно, для загруженной ежедневными домашними делами мамы малыш на руках создает определенные неудобства. Но не следует расценивать время, проведенное с ребенком, как потерянное – не забывайте о положительных эмоциях, которые получает при общении с ребенком сама мама.

Когда ребенок только рождается, мама старается уделять малышу все возможное время, наблюдает за ним, кормит, укладывает спать, передвигаясь по квартире, постоянно носит его на руках. Ребенок привыкает находиться всегда в контакте с мамой, чувствовать ее, ощущать ее запах и настроение, которое передается и ему. Но ребенок растет, и мама уже не может проводить с ним все свое время, ребенку начинает не хватать внимания мамы, он капризничает. Как же отучить малыша от постоянного контакта с мамой, как не сделать его "ручным ребенком"? Может ли излишняя опека и потакание ребенку плохо отразиться на его развитии, самостоятельности, не будет ли это вредным для его дальнейшей жизни?

Пока мама молодая, ей хочется запомнить каждое мгновение развития малыша, не пропустить даже самой малости, а груз колоссальной ответственности побуждает ее постоянно следить за ребенком. Однако, старшее поколение, мамы и бабушки, которые воспитали зачастую не одного ребенка, уверяют нас, что вредно ребенку всегда находиться у мамы на руках, отучать малютку от рук гораздо сложнее, чем в принципе не допустить привыкания.

Основной совет взрослого поколения – брать ребенка на руки только в случае необходимости! Если ребенок сухой, сытый, то он должен самостоятельно играть, его всегда можно чем-то занять, или занимаясь делами, разговаривать с ним, но не носить из комнаты в комнату, чтобы постоянно он был рядом с вами.

Действительно, когда малышу уже 7-8 месяцев, он самостоятельно сидит и ползает, а вам необходимо приготовить ужин или обед, устройте малышу на кухне безопасное пространство, где бы он мог спать или играть, но он должен всегда видеть вас. Это может быть специальная передвижная кроватка, коляска или стульчик. Вы будете находиться в поле его зрения, он будет спокоен, вы всегда сможете контролировать его.

Если вы работающая мама, и занимаетесь чем-либо за компьютером, поставьте кроватку неподалеку, и периодически подходите к ребенку, постоянно разговаривайте с ним, иногда можете взять на руки и походить с ним, но не держите его около компьютера, пусть малыш занимается своими детскими заботами, играет, разглядывает что-то.

Молодым мамам кажется, что они будут хорошей мамочкой, если будут 100 процентов времени проводить с ребенком, многие перестают даже ухаживать за собой, полностью увлекаясь заботами о ребенке. Этого делать категорически не следует, вы будете замечательной мамочкой даже если не будете постоянно "сюсюкать" с ребенком, постоянно развлекать его и носить на руках.

В воспитании детей не должно быть крайностей. Ребенок очень чувствует маму, ему передается ее психо-эмоциональное состояние, он начинает капризничать, если маму что-то беспокоит, если мама плохо себя чувствует и т.д. А это значит, что потребность у ребенка в маме существует, и очень сильная. Непосредственно после рождения малыша, следует носить его на руках, особенно когда вы укладываете его спать, он чувствует себя спокойно и засыпает. Только во всем нужно знать меру, если в самом начале ребенок плохо осознает окружающий мир, ему очень нужна мама, ее внимание и ласка, то чем старше он становится, тем больше ему нужно свободы и личного пространства, но многие мамы так же продолжают навязывать ребенку свое излишнее внимание.

Польза от контакта малыша с мамой

В самом начале жизни контакт с мамой необходим ребенку, он помогает правильной работе всего организма. Мамино тепло его согревает, грудное молоко быстрее позволяет набираться сил, ребенок становится крепче, лучше адаптируется к новому для него миру и ритму. В возрасте до трех месяцев у малышей из-за слабого еще пищеварительного тракта бывают колики, в этом случае мама может легко помочь ребенку, положив его животиком себе на животик, малыш согреется и колики пройдут.

После шести месяцев у крохи начинают резаться зубки, постоянный зуд и боль беспокоит ребенка, он больше капризничает, хуже кушает, и только мама облегчит его страдания, прижмет к груди и обнимет, так боль утихнет и малыш заснет.

Если малыш простудился, у него температура, именно тепло мамы будет согревать его во сне, ему будет легче на руках у мамы, к тому же необходимо кормить малыша грудным молоком во время болезни, оно поможет ему справиться с вирусом быстрее, ведь в молоке мамы находятся полезные вещества, так необходимые для роста и развития здорового детского организма.

К тому же пребывание малыша на руках у мамы очень благотворно влияет на его физическое развитие. Сразу после рождения ребенок еще не может управлять своим телом его мыщцы не слушаются, движения хаотичны и непонятны, он не может самостоятельно держать головку и поворачивать ей. Лежа в кроватке он не тренирует мыщцы, они постоянно расслаблены, на руках у мамы происходит обратный процесс, наоборот, ребенок вынужден постоянно тренировать их, ведь ему приходиться быть в постоянном движении, ведь и мама постоянно движется, меняет направление, наклоняется, поворачивается, у ребенка тренируется вестибулярный аппарат. Происходят мягкая и постоянная тренировка крохи, это позволяет лучше и быстрее развиваться физически. С одной стороны, он не делает ничего самостоятельно, однако мышцы вынуждены постоянно напрягаться и расслабляться, тренируясь таким образом. Если ребенка регулярно носить на руках, он раньше начнет держать головку и научится переворачиваться со спинки на животик, быстрее научится ползать.

Ношение крохи на руках положительно сказывается на его психологическом состоянии. Когда он был в животике у мамы, ему было спокойно и комфортно, он слышал стук сердца, ощущал тепло, получал питание и кислород, слышал тихие голоса. Когда он родился, чтобы ему плавно перестроиться новому миру, ему просто необходимо слышать стук маминого сердца, получать питание от мамы, ощущать ее запах. Пока ребенка все пугает, ему нужно создать спокойную атмосферу, немного похожую на ту, к которой он привык, поэтому если вы совсем малютку оставите в кроватке, он заплачет, испугавшись, что остался один, он еще не знает, что с этим делать. Если же вы будете регулярно оставлять его, у него появятся внутренние страхи, например, потерять близких, страх одиночества, они могут сохраниться и перейдут во взрослую жизнь, трансформировавшись в комплексы. Поэтому педиатры советуют мамам не оставлять ребенка одного, даже если он в кроватке, то он должен видеть вас, если вы в другой комнате, то старайтесь скорее вернуться или дождитесь, пока малыш уснет, а потом занимайтесь делами. Не обязательно всегда держать его на ручках, достаточно находиться рядом, разговаривать с ним ласково, петь песенки, чтобы он слышал добрый голос и ощущал вашу любовь.

Дети больше привязаны к тем родителям, которые носили их в детстве на руках, у них более развито чувство взаимопонимания. Они лучше чувствуют проблемы и радость друг друга, такие семьи крепче, дети общаются с родителями всю жизнь ласковее, отношения более добрые, в отличие от тех, когда ребенок был предоставлен сам себе и его не носили на руках.

Как правильно носить ребенка на руках?

Носить ребенка на руках можно и нужно, но делать это следует в меру и чем старше малыш, тем меньше стараться брать его на руки, но мало просто носить кроху, нужно делать это правильно, чтобы не нанести травму хрупкому телу и позвоночнику ребенка.

Многие мамы очень бояться брать новорожденного на руки, бояться переворачивать его, чтобы поменять подгузник, боятся купать, чтобы не причинить боль, таким хрупким созданием выглядит младенец. Этот страх и приводит к тому, что они не часто берут ребенка на руки, а только, чтобы покормить или переодеть.

Существуют положения, в которых ребенок чувствует себя комфортно, и даже младенцу удобно на руках, и нежные косточки не повредятся. Главная проблема у новорожденных – они не могут держать головку, об этом следует помнить, когда вы берете ребенка на руки, и кладете в кроватку.

Если вам необходимо взять ребенка из кроватки или с пеленального столика, то сделайте это следующим образом: двумя рукам поднимайте его под ручки, а пальцами сзади поддерживайте головку, чтобы хрупкие шейные позвонки не получили сильную нагрузку.

Носить ребенка следует так: головка должна находиться на локтевом сгибе, спинка на предплечье попка поддерживается ладонью мамы, вторая рука страхует ребенка сверху. В таком положении ребенок может кушать, спать и просто перемещаться вместе с мамой, его тело не устает. После еды следует держать малыша вертикально, потому что у крохи бывает отрыжка, а в таком положении ему легче отрыгнуть. Такое положение очень удобно детям, когда они не хотят спать, они наблюдают за людьми, предметами, изучают мир вокруг, в таком положении его лучше всего видно. Необходимо развернуть ребенка к себе животиком, прижать к себе, поддерживая своим предплечьем его спинку, положить головку на плечо. Не давите на ребенка, но страхуйте его головку, чтобы она резко не откинулась назад, и не причинила ему неудобство и боль. Не сажайте его на вторую руку, а именно прижимайте к себе, ведь у крохи еще неокрепшие тазобедренные суставы, поэтому сидячее положение противопоказано, особенно девочкам до 6 месяцев.

Каждая мама сама решает для себя. Сколько носить ребенка на руках, но тот факт, что взаимодействие с мамой необходимо ребенку для правильного развития, неоспорим, ведь дети чувствуют любовь, которую дает им мама.

Не только новоиспеченным маме и папе, но и остальным членам семьи необходимо понимать, как правильно держать новорожденного, каким образом его следует брать на руки и укладывать в кроватку. Необходимо обеспечить малышу комфорт и полную безопасность, а для этого следует придерживаться строгих правил.

Забота о безопасности

При неправильной поддержке в процессе ношения новорожденного ребенка на руках горизонтально или столбиком возникает риск искривления позвоночника, повреждения тазобедренных суставов, падения грудничка с высоты. Если регулярно держать новорожденного неправильно, ухудшается его мышечный тонус (он снижается или возникает перенапряжение мышц), нарушается развитие моторных навыков.

Обратите внимание:

  • На первом месяце жизни у малыша очень слабая мышечная система, суставы и кости отличаются высокой пластичностью и их легко деформировать. Из-за уязвимости скелета необходимо очень аккуратно обращаться с грудничком.
  • Головку малыша требуется поддерживать до той поры, пока он сам не начнет ее уверенно держать – это происходит приблизительно в три месяца при правильном развитии ребенка. Когда берете, укладываете, держите младенца горизонтально или столбиком, строго следите, чтобы головка не свисала, запрокинувшись назад.
  • Вес ребенка, когда его носят на руках столбиком или в иных позах, должен равномерно распределяться по ключевым точкам опоры – следует поддерживать и фиксировать голову, спину, таз.
  • Чтобы малыш срыгнул воздух после кормления, оставив молоко в желудке, его носят столбиком в течение нескольких минут. Но вертикальная нагрузка на позвоночник в первые два-три месяца жизни не должна быть длительной, это опасно для неокрепшего скелета.

  • Суставы грудничка в первые недели чрезвычайно слабы, их легко вывихнуть, малыша нельзя приподнимать, держа за ручки. рекомендуется выполнять после достижения трехмесячного возраста.
  • Не следует сильно прижимать ребенка к телу при ношении столбиком и в других позах, это чревато повреждением грудной клетки. Если поддерживать ребенка под лопатки, нагрузка на позвоночник распределится правильно.
  • Никогда не поднимайте малыша одной рукой, поскольку его легко случайно уронить. Обязательно используйте обе руки, чтобы обеспечить безопасность.

Как брать на руки

Собираясь взять ребенка на руки для кормления или купания, подойдите к кроватке, ласково заговорите с малышом, подведите ладонь одной руки под затылок малыша, а второй – под таз. После чего поднимайте грудничка плавно, не торопясь, но уверенно. Важно, чтобы голова располагалась несколько выше, чем поясница и ножки.

Если малыша в возрасте более двух недель выложили на животик, возьмите его на руки, подсунув ладонь под его грудь, при этом придерживайте шейку ребенка полукольцом из большого и указательного пальца. Другую ладонь следует подвести под живот.

Как положить новорожденного

Если вам требуется положить грудничка в кроватку после купания или кормления, осторожно прижмите его к себе, вместе с малышом наклонитесь над кроваткой. Одна ладонь должна поддерживать плечи и шею с головой, вторая – таз и спинку. Аккуратно отведите малыша от себя, опустите его на постель.

Несколько секунд не убирайте руки, чтобы сохранить контакт, пока ребенок привыкает к новому положению. Затем осторожно высвободите ладони и укройте младенца одеялом.

Поза «колыбелька»

Как правильно держать новорожденного в классическом варианте «колыбелька»? Для этого младенца укладывают на предплечье одной руки, вторая рука при этом придерживает ножки. Поза удобна для ношения и кормления, поскольку голова лежит у сгиба локтя, ножки и ручки не болтаются. Ребенок ощущает комфорт и безопасность. Стремясь избежать деформации скелета, держите ребенка попеременно на обеих руках.

Поза «на животе»

При ношении на животе у новорожденного укрепляются все мышцы тела, развивается навык держать голову. Малыша следует держать таким образом, чтобы он опирался грудью на предплечье одной руки взрослого, вторая рука размещается под животом. Ножки ребенка свободно свисают, ручки располагаются над опорным предплечьем.

Сбоку на руках

Этот способ ношения ребенка на руках подходит для новорожденных и малышей до полугода, он создает эффект уютного гнездышка, в котором малыш ощущает тепло мамы. Младенец, не умеющий самостоятельно держать голову, имеет возможность затылком опереться на мамино плечо, благодаря чему поза комфортна и безопасна.

Ребенка берут вертикально с небольшим наклоном на себя, развернув лицом вперед. Придерживать его следует в районе груди и подмышек одной рукой, ручки малыша при этом располагаются поверх вашего предплечья. Второй рукой обхватите ступни и приподнимите их так, чтобы развести бедра и колени малыша.

В такой позе ребенок чувствует себя защищенным и при этом имеет возможность знакомиться с окружающим миром. Одновременно происходит тренировка мышц шеи и брюшного пресса, тазобедренные суставы располагаются в позиции, полезной для профилактики дисплазии.

Во время кормления

Если во время кормления мама сидит, малыша следует держать в позе «колыбелька» – этот вариант подходит для естественного и искусственного вскармливания. Тельце и голова размещаются на предплечье, ножки придерживайте второй рукой. Для кормления лежа малыша укладывают параллельно маминому телу, немного запрокинув ему голову назад.

После кормления (поза «столбиком»)

После того, как грудничок поел, его требуется подержать столбиком, дав возможность срыгнуть воздух, попавший при сосании груди или бутылочки. Для правильной поддержки малыша столбиком его разворачивают вертикально в положение лицом к себе. Одной рукой осторожно фиксируйте голову и шею, а второй ладонью – ноги и таз. В положении столбиком ребенок должен опираться подбородком о плечо взрослого.

Избыток воздуха в желудке оборачивается коликами или провоцирует срыгивание пищи, подробнее о том, как распознать и чем лечить данные явления, читайте в статье по ссылке . Малыша требуется носить столбиком после еды до тех пор, пока он не научится самостоятельно сидеть.

При купании

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно и ассоциировал купание с приятными эмоциями, действуйте особенно осторожно и бережно. В позе на спине голова ребенка должна размещаться на запястье руки, которая поддерживает спинку, второй рукой можно его мыть. Следите, чтобы нос и рот не погружались в воду. В позе на животе малыш может поплавать в большой ванне. Придерживайте грудничка пальцами одной руки за подбородок, контролируйте, чтобы вода не попала в рот и нос.

При подмывании

Новорожденного требуется несколько раз в день подмывать, чтобы избежать раздражения чувствительной кожи выделениями. Если делаете это в одиночку, действовать нужно очень осторожно, поскольку держать ребенка приходится одной рукой.

При подмывании младенец должен лежать животиком на раскрытой ладони, грудью на предплечье, головой на локтевом сгибе. Вторая рука остается свободной для манипуляций. После завершения подмывания накиньте на малыша пеленку и отнесите на пеленальный столик вытираться и одеваться, придерживая второй рукой.

Недоношенный малыш

Все рекомендации, которые относятся к новорожденным, подходят и для недоношенных детей, которые родились с дефицитом массы тела. Важно понимать, что к таким малышам следует относиться особенно бережно, так как выше риск нанести вред неокрепшему организму. Но это не повод реже держать недоношенного ребенка на руках – напротив, именно таким малышам требуется постоянный тактильный контакт с мамой, это способствует их росту и развитию.

Вопрос, как правильно держать новорожденного, в первую очередь актуален для молодых, неопытных родителей. Но сложности будут возникать лишь в первые дни общения с грудничком. Через две-три недели все действия выполняются родителями автоматически. Опыт, интуиция и здравый смысл подсказывают, как обращаться с ребенком, чтобы не причинить ему вред и создать комфортные условия.

Отношение человека к жизни, к окружающей его реальности является одной из важных характеристик личности. И основы мировосприятия любого человека закладываются в первые годы жизни. Для правильного развития ребенка очень важно, в частности, осознание им собственной значимости, которую обеспечивает уверенность в том, что он нужен своим родителям. И самым главным доказательством искренней любви близких для младенца является немедленная реакция на его желания.

Психическое развитие новорожденного

Новорожденный в основном только ест и спит. На втором и тем более третьем месяце в жизнь ребенка входят периоды бодрствования, которые все больше увеличиваются. Сидеть малыш еще не умеет, но желание созерцать окружающий мир у него очень велико, и кроха сообщает вам об этом настойчивыми "просьбами" взять его на руки. Психическое развитие новорожденного ребенка сопровождают следующие очень важные процессы:

  • социальная адаптация - поэтому для полноценного, гармоничного развития малышу необходимо общение с людьми);
  • импринтинг - запечатлевание в памяти младенца впечатлений и образов, воспринятых в первые минуты после рождения наиболее важных объектов;
  • эмоциональное развитие: маленькому ребенку особенно необходимы положительные эмоции
  • они стимулируют развитие его психики, тогда как отрицательные, наоборот, тормозят;
  • интеллектуальное развитие: следует удовлетворять огромную потребность ребенка в новых впечатлениях ненасыщаемость в получении новых впечатлений (остановить этот процесс может только переутомление);
  • необходимость в получении все более усложняющейся информации

Существует очень простой способ, удовлетворяющий практически всем этим требованиям: ЧАЩЕ БРАТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ.

Чудодейственный физический контакт

Ношение ребенка на руках способствует развитию у него тактильной чувствительности (чувства прикосновения, осязания). Для малыша эти чувства являются едва ли не главными. Об этом свидетельствует, например, раннее внутриутробное (на 5-6 неделе беременности) формирование тактильных рецепторов (нервных клеток, передающих в головной мозг информацию о прикосновении и осязании), опережающее развитие всех других органов чувств. Тактильные рецепторы не собраны в один орган, как глаз или ухо, а рассеяны по всему телу, особенно их много на кончиках пальцев и губах, меньше всего - на плечах, бедрах и спине. Выделяют несколько видов и типов таких нервных клеток. Одни быстро передают в мозг информацию о касании и отключаются (например, мы быстро перестаем ощущать давление ремешка от часов на руке), другие работают медленнее, но зато длительно посылают сигналы в мозг, где осуществляется их обработка. При этом, ваши действия должны начинаться с одного - подойти к ребенку и взять на руки, что бы переодеть, накормить, укачать, спеть колыбельную песенку (при этом малышу совсем не важно есть ли у вас музыкальный слух) и пр.. Прижавшись к матери, малыш успокаивается, согревается, не тратит время и энергию на крик и плач, а начинает присматриваться и прислушиваться ко всему, что происходит вокруг. Кроме того,

  • Ношение на руках тренирует вестибулярный аппарат (особенно если мама периодически будет ходить по кругу, например, вокруг стола, одновременно совершая плавные движения из стороны в сторону, вверх-вниз и вперед-назад).
  • Наблюдая за артикуляцией матери, слушая ее, ребенок готовится к самостоятельному освоению речи.
  • Малыш может улавливать интонации знакомого с внутриутробного периода жизни голоса, перенимать эмоциональное состояние матери.
  • У молодой мамы снижается тревожность и улучшается настроение (что особенно важно при депрессивном состоянии, наблюдающемся у некоторых женщин после родов).
  • Практический опыт наглядно демонстрирует, что недоношенные дети быстрее догоняют сверстников в развитии, если растут, находясь постоянно в непосредственной близости от матери -на руках: даже ее дыхание способствует стабилизации дыхательного ритма младенца.

Берем на руки - балуем?

Можно ли, часто беря малыша на руки, избаловать его? Если потребности ребенка не игнорируют, не отказывают ему в ласке и тактильном контакте, то это вовсе не означает, что его балуют и плохо воспитывают. Любовь -это не синоним плохого воспитания, тем более, если мы говорим о малыше, которому всего несколько недель. Существует мнение, что до 12 месяцев избаловать ребенка нельзя -до этого возраста все его "капризы" обоснованы потребностями, поэтому взрослый должен во всем потакать малышу. И только по достижении малышом года родители должны выборочно относиться к его запросам -исходя из того, чем они вызваны. С этого возраста малышу уже можно прививать понятие о том, что потребности есть не только у него, но и у окружающих его людей. Во что выливается наша сдержанность Жесткие методики воспитания, согласно которым брать ребенка на руки означает баловать его, игнорируют естественную потребность малыша в постоянном присутствии матери (или того, кто за ним ухаживает). Пропагандируя принцип раннего формирования "самостоятельности", они имеют существенные отрицательные черты. Во-первых, у ребенка, сознательно отлучаемого от матери, не формируется доверительное, доброе отношение к миру, и это непременно негативно скажется в его взрослой жизни. Во-вторых, ограничение телесного контакта между матерью и малышом не способствует возникновению между ними взаимных чувств. Неудивительно, что ребенок в подобных случаях воспринимается как помеха для привычного образа жизни и обычных дел. А кроха постоянно нуждается в общении и его плач -это призыв ко всем и в первую очередь к маме: "Я голоден!", "У меня грязный подгузник!", "Мне трудно уснуть!". Ведь даже в тех случаях, когда, казалось бы, нет никаких причин для слез, малыш может разразиться обиженным или сердитым плачем -потому что он еще не готов к одиночеству, слишком сильна еще его биологическая связь с мамой. В-третьих, следует иметь в виду, что строгое отношение к ребенку, когда взрослые стараются не показывать своих чувств и эмоций по отношению к чаду, не является залогом хорошего воспитания малыша и его дальнейшей успешности. Конечно, чаще всего у молодой мамы очень много хлопот по дому. Поэтому если она будет часто брать малыша на руки, придется пожертвовать какими-то делами. К тому же носить ребенка на руках еще и физически не очень легко. В общем, при желании причин для сведения телесного контакта с ребенком к минимуму можно найти множество. Здесь необходимо расставить приоритеты и решить, что для вас важнее -ежедневная рутина или развитие ребенка. Если же вы хотите как следует заниматься ребенком и одновременно не запустить быт, поищите себе помощников-союзников, с которыми можно все успеть.

Держим ребенка правильно

Итак, если вы осознали важность непосредственного физического контакта с ребенком и решили применить его на практике, вам осталась самая малость -научиться носить кроху на руках правильно. Как держать ребенка на руках, чтобы не причинить ему вреда? Ведь длительное пребывание крохи в неправильной позе может стать причиной формирования у него в дальнейшем дефектов осанки и искривления позвоночника. Положение малыша на руках у матери (или другого взрослого) прежде всего зависит от его возраста, а также и от того, будет ли он спать или "гулять" вместе с мамой.. До 2-2,5 месяцев (а иногда и дольше) головку малыша обязательно нужно поддерживать, поэтому в горизонтальном положении (лицом вверх) устройте ребенка на вашей руке так, чтобы его затылок лег вам на локоть, спинка -на предплечье, а ваши кисти должны поддерживать попу и бедра малыша. Можно положить малыша на ваше предплечье и животом. В этом случае голова малыша должна оказаться в сгибе локтя, а ваши кисти сомкнутся на животе крохи, и одна рука пройдет между ножками карапуза. Если вы хотите подержать ребенка в вертикальном положении, например для того, чтобы он срыгнул лишний воздух, то поддерживайте ему голову и спинку: одну свою ладонь положите на затылок малыша, предплечьем плотно прижмите его тело к себе. Второй рукой фиксируйте ягодицы крохи. Внимание! Ни в коем случае не присаживайте ребенка себе на руку до уверенного овладения им навыка сидения, что происходит в среднем в возрасте 6-ти месяцев. С 2,5-3 месяцев уже можно носить малыша, повернув его лицом от себя, одной рукой придерживая его на уровне груди, другой -на уровне бедер.

Как облегчить "свою ношу"

Малыш растет, увеличивается масса его тела, и носить кроху долго на руках становится тяжело (особенно после 3-месячного возраста, когда вес ребенка достигает в среднем 6 кг). Здесь могут выручить вас на какое-то время вспомогательные приспособления для ношения детей, например беби-слинг и рюкзачок-"кенгуру". Беби-слинг -это современная модификация лоскута ткани, которым подвязывают ребенка к матери в некоторых азиатских и африканских странах.). Беби-слинг обеспечивает тесный физический контакт матери и ребенка и все уже перечисленные преимущества такой близости. Кроме того, с ним при необходимости проще покормить ребенка грудью, находясь на улице или в другом общественном месте, -широкий лоскут ткани укроет от нескромных взглядов; удобно укачивать и убаюкивать ребенка. Носить младенца в лоскуте можно начиная с его рождения и дополутора лет. Все зависит от веса малыша и ваших физических возможностей. Еще очень важно найти оптимальную позицию для ребенка и для мамы, которая обеспечивала бы обоим максимальный комфорт. Основными положениями малыша в беби-слинге являются горизонтальное, с поддержкой позвоночника, и (для более старших детей) приподнятое вертикальное или сидячее, когда ребенок плотно притянут к вам тканью. Рюкзак-"кенгуру" можно использовать только после того, как малыш научится уверенно держать голову и у него окрепнут мышцы. Предпочтение следует отдать рюкзакам с жесткой спинкой. Но все же слишком увлекаться беби-слингом и рюкзаком-"кенгуру" не стоит. Во-первых, малышу все же полезнее лежать на жестком матрасе кроватки или коляски. Во-вторых вряд ли ребенку понравится спать сидя в рюкзаке. И в-третьих, длительное нахождение ребенка в одной и той же позе, обуславливающей неравномерную нагрузку на различные отделы позвоночника, может спровоцировать патологию опорно-двигательного аппарата. Поэтому не рекомендуется держать малыша в Бэби-слинге и "кенгуру" более 40 минут в сутки. Когда ребенок немного повзрослеет, можно практиковать позу, когда малыш сидит на мамином боку, лицом к ней. Преимущества такого положения: у мамы свободна одна рука, а у ребенка отличный обзор. Если маме по состоянию здоровья не рекомендуется брать малыша на руки, то можно чаще класть его к себе на живот, сажать его на колени или поручить эту почетную обязанность папе. Периодически следует оставлять малыша одного в кроватке или манеже -вы ведь тоже устаете от излишнего общения даже с самым приятным вам человеком. Но при этом мама не должна надолго пропадать из поля зрения крохи, Дайте ребенку возможность самостоятельно любоваться или играть игрушками, ощупывать одеяло, изучать собственные кулачки… Это также очень важно для полноценного развития малыша -вряд ли он научится ползать, а затем и ходить, если все время будет находиться на маминых руках. Естественное отлучение от рук Чем ближе возраст полутора -двух лет, тем реже мы носим ребенка на руках. Дети этого возраста все больше стремятся к самостоятельности, активно и неутомимо исследуют окружающий мир. Но все равно они найдут время, чтобы удобно устроиться на коленях родителей, а устав от долгой прогулки, с удовольствием залезают к папе "на ручки" или на шею. В этом возрасте (как и в гораздо более позднем) им все так же необходимы любовь и ласка, внимание и забота, и все так же они нуждаются в физическом контакте с родителями. Причем это в одинаковой степени важно как для девочек, так и для мальчиков. Воспитание мужественности вовсе не должно сопровождаться отсутствием родительской ласки. Ребенок любого пола и любого возраста нуждается в поцелуе мамы перед сном и после пробуждения, в ласковом и успокаивающем объятии. Конечно, воспитание каждого ребенка -это сугубо индивидуальный процесс. Уже в раннем возрасте заметна разница между малышами: одни с удовольствием возятся с игрушками в одиночестве, другие требуют постоянного присутствия матери. Такое поведение обусловлено как особенностями темперамента, характера малыша, так и педагогическим мастерством (или промахами) родителей. Улыбайтесь своему ребенку, будьте внимательны к нему -это позволит вам лучше чувствовать друг друга. Наградой за ваше терпение и любовь будет счастливый, любящий малыш и в дальнейшем ваш "ручной" ребенок сможет стать опорой для вас и собственной семьи.

Чего нельзя делать взрослым, общаясь с ребенком?

  • Постоянно тормошить и тискать ребенка, не считаясь с его состоянием и желанием.
  • Подбрасывать ребенка вверх (часто это делают отцы и дедушки), так как можно уронить малыша и травмировать его.
  • Целовать лицо ребенка, особенно на первом году жизни, чтобы не заразить кроху какой-нибудь инфекцией, например герпесом.

Для выхаживания новорожденных или маловесных, недоношенных детей особенно хороша "тактика кенгуру", когда во время дневного сна малыша укладывают маме на грудь (животиком вниз). При этом женщине надо устроиться поудобнее, принять полугоризонтальное положение в кровати или на диване, подложив под спину две-три подушки. В таком положении ребенку комфортно, уютно и проспать он может гораздо дольше. Мама в это время тоже может подремать или почитать книгу.

Ученые утверждают

Американские ученые установили, что прикосновения к телу способствуют лучшему формированию иммунитета, стимулируют центральную нервную систему, выработку гормонов и даже повышают уровень гемоглобина в организме человека. Психологи располагают данными, что те дети, которым не давали плакать в первые месяцы жизни, вовремя устраняли причины дискомфорта, впоследствии выросли более спокойными, чем те, которым предоставляли возможность "наплакаться".

Известно, что уровень психомоторного развития детей, постоянно находящихся "на маме", выше, нежели у тех их сверстников, телесный контакт с матерью у которых ограничен (правда, это касается лишь первых лет жизни). К таким выводам пришли исследователи, изучавшие детей в африканских странах, где малыши с рождения находятся на спине у мамы, привязанные к ней платком или куском материи. Причем матери настолько хорошо "чувствуют" своих детей, что даже не пользуются пеленками: в нужный момент они просто достают чадо из лоскута, "высаживают" и после отправления ребенком физиологических потребностей помещают обратно.

"Ребенок должен жить на руках!" — сказала мне врач, когда моей дочке был один день от роду и я робко пожаловалась, что она все время желает быть на руках, но даже так не успокаивается. При всей категоричности этого замечания в нем большая доля истины. Доктор тут же показала мне, как правильно взять ребенка, и — о чудо! — малышка тут же затихла. Действительно, мамины руки — самое теплое, мягкое и родное место для младенца, они обнимут, согреют, помогут, поддержат. Именно на маминых руках детки первого года жизни проводят большую часть времени — спят, едят, общаются с мамой, познают окружающий мир.

Природой задумано, что женщина рождается с материнским инстинктом , он зреет и просыпается в разные периоды ее жизни, обостряется в беременность. Специалисты считают, что окончательно он запускается в процессе родов, точнее, в конце потужного периода. Именно поэтому так важно, чтобы сразу после рождения малыш попал маме на грудь — это своеобразный сигнал для организма матери: с младенцем все в порядке, он жив и нуждается в мамином молоке. Получение такого сигнала помогает в дальнейшем и , и избежать послеродовой депрессии .

Но ведь малыша нужно не просто любить, поддаваясь инстинктам, о крохе нужно заботиться, ухаживать, помогать ему расти. Тут вступает в силу понятие материнского поведения . Конечно, что-то мама делает именно инстинктивно, и делает правильно, но чему-то, как ни странно, можно и нужно учиться. Именно учиться!

Возникает резонный вопрос: а как же раньше? Раньше: когда не было ни курсов для молодых родителей, ни консультантов по вскармливанию и уходу, ни даже умных книжек для мам и пап? Ответ: преемственность поколений . Маленькая девочка, а потом девушка и вот уже будущая мама всегда была окружена большим числом разновозрастных сестер, братьев. Училась искусству материнства у собственной мамы, становясь старше — помогала маме и старшим сестрам с их детьми и, родив своего ребенка, уже вполне умела с ним обращаться. В традиционных культурах до сих пор так и есть, но в цивилизованном обществе говорят, что по-настоящему опытной мама становится только после рождения четвертого ребенка.

А что же делать мамам, родившим первенца, которым, возможно, и не суждено иметь четверых детей? Так и оставаться неопытными? Конечно, нет! Всему можно научиться, и родительству в том числе.

Начинаем

Итак: что нужно знать маме, чтобы правильно начать носить младенца на руках? Что новорожденный не умеет держать голову, его позвоночник еще не имеет изгибов, необходимых для сидения и прямохождения; что лучше всего малыш первых недель жизни видит на расстоянии 30 см (как раз расстояние от маминого лица до груди); что большой поток зрительной информации может повредить младенцу.

Прежде всего, маме стоит научиться носить кроху в положении классической колыбельки . Малыш повернут к маме животиком или немного развернут на спинку, полностью лежит на одной руке или поддерживается двумя, но обязательное правило: голова малыша чуть запрокинута и лежит в локтевом сгибе мамы. Так можно и спать, и бодрствовать, и при необходимости — сосать мамину грудь.

Важно, чтобы головка была немного запрокинута, а не наклонена к груди — тогда малышу не будет трудно дышать и ротик свободно открывается для захвата груди. Таким образом, на одной зрительной линии должны находиться ушко, плечо и бедро крохи.

Порой детки не засыпают у груди, а в этом положении, если требуется, малыша удобно укачать спать. Чаще всего маме сподручнее носить ребенка только на одной стороне (причем это не зависит от того, левша мама или правша), и все же рекомендуется использовать попеременно правую и левую руки. Это служит профилактикой искривления позвоночника ребенка, способствует гармоничному развитию всего скелета и мышечного аппарата, правильному развитию зрения и даже, как показывают некоторые исследования, развитию мозга. Кроме того, так малыш может одинаково по времени сосать левую и правую грудь, не происходит дисбаланса количества молока и размера желез, а у крохи идет правильное развитие челюстного аппарата. Ношение на разных руках также немаловажно для маминой осанки, здоровья спины, плеч, рук.

Еще одно надежное и удобное положение, которое нравится многим деткам с рождения: ношение "столбиком" . Бывает, малыш расстроен, плачет или кричит и ему практически невозможно дать грудь — тогда это положение незаменимо, чтобы успокоить младенца. Малыш головой располагается на плече мамы, она поддерживает его сначала двумя, а по мере приобретения навыка — одной рукой, что освобождает вторую руку для .

Новорожденного важно поддерживать в районе лопаток, а не снизу позвоночника под попу, чтобы не создавать нежелательной компрессии (сдавливания) позвоночника. Если новорожденный поддерживается одной рукой (головка поддерживается указательным пальцем под ушком), его удобно практически положить на плечо, т.е. не только головка младенца, но и ручки окажутся у мамы на плече. Так можно полулежать с малышом, сидеть, стоять и ходить.

Деток часто успокаивает покачивание, самое безопасное и удобное для спины мамы: скручивания влево и вправо вокруг позвоночника. Такая поддержка может помочь крохе избавиться от доставляющего дискомфорт проглоченного во время кормления воздуха. (Напомним, что рекомендация "Держать малыша столбиком после кормления" актуальна скорее для деток, кормящихся из бутылочки. При заглатывания воздуха практически не происходит.) Поддержка "столбиком" способствует укреплению мышц спины новорожденного и правильному развитию позвоночника.

Непривычно?

Порой детки по тем или иным причинам рождаются с какими-то родовыми травмами, неврологическими заболеваниями, или у них могут просто болеть, например, ушки. Тогда мама ищет положение, в котором малышу наименее больно быть на руках, сосать грудь. А какие-то положения даже способствуют более быстрому выздоровлению.

Пример: 2-недельный малыш, страдающий кривошеей, отказывался от одной груди и хотел быть у мамы на руках только с одной стороны (это довольно быстро может привести к снижению лактации, отказу и от второй груди, не говоря уже о мамином подавленном душевном состоянии). Очевидно, ему было просто больно лежать на втором боку. Выходом становится кормление и ношение малыша из-под мышки : таким образом, мама меняет руки и кормит обеими грудями, но малыш всегда находится на одном боку и не испытывает дискомфорта несмотря на заболевание.

Рассмотрим эту интересную и почему-то часто игнорируемую мамами позу: малыш располагается из-под мышки , большая часть веса тела малыша приходится на мамино бедро, одной рукой мама придерживает спинку и голову ребенка, вторая рука при этом свободна. Такая поза очень подходит для спеленатого малыша. Напомним, что в любом случае должно быть свободным: ручки складываются на груди или животе ребенка, ножки могут свободно двигаться в пеленке. Можно припеленывать только ручки, особенно если они мешают крохе спать или сосать грудь. Или только ножки (пеленка тогда пройдет под мышками малыша), особенно если мама пользуется многоразовыми подгузниками .

Многим деткам нравится такое положение: лежа животиком у мамы на руке . Рука согнута в локте, предплечье прижато к животу мамы, ладонь мамы под грудью ребенка (для наглядности: поза чем-то напоминает вид леопарда, лежащего на ветке). Рука мамы может быть и под ушком крохи, если он совсем маленький и полностью помещается на предплечье. Вторая рука может быть свободна, а может тоже поддерживать младенца.

Эта поза хороша, если малыш капризничает, а также — если слишком долго спит, например, в кроватке, и его нужно разбудить для кормления (многие детки быстро просыпаются, если их берут на руки, переворачивают на живот и голова лишается опоры). Отметим, что это безопасное положение, если малыш еще не держит голову. Так можно носить кроху с рождения и пока он помещается на предплечье. Подросшие детки воспринимают такой способ ношения как игру: это же так здорово — летать на родительских руках, рассекая воздух, как вертолет или Карлсон!

На предплечье малыша также можно располагать головой в сторону локтя взрослого, и тоже можно придерживать или не придерживать второй рукой. Если прижать руку с ребенком в животу носящего, вес придется отчасти на руку, отчасти на живот. Пока кроха помещается на предплечье — отличная поза для хождения с деткой по дому.

Мы упомянули, что есть способы поддержки, позволяющие быстро и безболезненно разбудить спящего младенца. Для этого также очень подходит так называемая шейно-тоническая гимнастика . Новорожденный держится взрослым двумя руками вертикально, большие пальцы проходят под мышками и оказываются на грудке, остальные пальцы направлены вверх, крепко поддерживают голову в районе затылка около ушек и чуть выше. Малыша в таком положении можно понаклонять вперед-назад, покачать из стороны в сторону — маленькие глазки практически сразу откроются.

Лягушка на бедре

Малыш подрастает, увереннее начинает держать голову, в возрасте примерно месяца или чуть позже ему уже может не нравиться бодрствовать в положении колыбельки (зато кормиться и спать так — по-прежнему очень удобно, а главное надежно!). Кроха все больше и больше хочет располагаться вертикально. Если малыш уже согласен широко разводить ножки (примерно с полутора месяцев, а с двух-трех месяцев — точно), значит, уже безопасно носить его на животе или бедре с широко разведенными ножками ("поза лягушки") . До месяца младенцу ножки широко не разводят (по крайней мере, для длительного ношения) из-за особенностей младенческой системы кровообращения.

Сначала мама все-таки учится брать и носить кроху на животе, можно назвать такую поддержку "столбиком с разведенными ножками" . На бедре малышей рекомендуется носить примерно с 3 месяцев, т.к. на бедре сложнее контролировать головку и неокрепшую спину младенца. Поначалу, пока малыш еще не очень хорошо держит спинку, кроху нужно обязательно поддерживать, направляя свое предплечье по диагонали от лопаток к ножкам ребенка, можно даже ладонью держать бедро ребенка. Становясь старше, детки, которых часто носят таким способом, довольно быстро учатся разводить ножки, как только их берут на руки, и сразу "цепляются" за маму, практически сами за нее держатся, помогая маме их нести.

На бедре малыша носить легче (можно его поддерживать лишь одной рукой), он как бы сидит на бедре, при этом плотно прижат к маме, и нежелательной нагрузки на его позвоночник и промежность не происходит. Зато на животе удобно нести спящего ребенка, поддерживая его двумя руками. Так малыша относительно легко и очень удобно носить довольно долго, до 3-4 лет, т.е. до того возраста, пока ребенку требуется хоть иногда быть у мамы на ручках. Поза безопасна для спины взрослого (родитель при этом не прогибается, не наклоняется в одну из сторон).

Как правильно носить новорожденного и показать ему мир?

Примерно в возрасте 3-4 месяцев или немного раньше многие мамы замечают, как они говорят, желание малыша быть только лицом от мамы. Давайте разберемся: чего же на самом деле хочет ребенок? Познавать мир, смотреть вокруг себя! Но так как ползать или самостоятельно сидеть кроха пока не в состоянии, приходится изучать окружающий мир на родительских руках. Как быть?

Маме нужно понять, что ребенок желание "быть лицом от мамы" как таковое выразить пока просто не может — он мал еще для принятия таких решений. Мал он так же и для того, чтобы воспринимать и обрабатывать огромный поток зрительной, эмоциональной информации, которую он получит, будучи повернут лицом от взрослого, — особенно если мама несет малыша, и "картинка" все время стремительно меняется. Да, детки при этом затихают, даже успокаиваются, если плакали, но хорошо ли такое видимое "спокойствие" для их психики.

Кроме того, в 3-4 месяца зрение младенца еще не до конца сформировалось. Очевидно, что четкого, понятного изображения малыш не получит, а получит мелькающие с большой скоростью кадры. Это уже не полезное изучение мира, а перегрузка детского мозга, порой даже ведущая к своеобразному "отключению" — когда малыш засыпает в таком положении. Но это не здоровый сон — это защитная реакция, усталость от полученной информации. То есть такое положение становится чем-то вроде вредной привычки для младенца.

Как же показать малышу мир без вреда для него? На помощь приходят позы для ношения, когда кроха имеет возможность смотреть вокруг и в любой момент уткнуться в маму носиком, спрятаться, передохнуть. Это уже описанные способы ношения на бедре, на животе взрослого, когда ребенок смотрит из-за спины (в положении столбиком), лежит на руке взрослого, на спине взрослого (ношение в слинге или эргономичном рюкзачке).

Стоит также упомянуть, что положение на руках "лицом от взрослого" никак не способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и даже может быть опасным при каких-то уже имеющихся проблемах. Взрослому в таком положении нести малыша намного тяжелее, чем, например, на бедре. Весь вес тела ребенка приходится на руки, поэтому приходится прогибаться назад, наклоняться в одну из сторон, что неизбежно ведет к боли и дальнейшим проблемам в области поясницы, плечевого пояса.

Замечено, что частое и долговременно пребывание лицом от мамы также может провоцировать . Если малыш успел привыкнуть к такому способу ношения и уже протестует против остальных, никогда не поздно его "переучить", стоит проявить лишь немного терпения и родительской настойчивости — ведь это нужно вашему чаду!

Существует способ ношения малыша, присаживая его на руку (на предплечье) взрослого . В этом положении нет ничего нежелательного для ребенка, даже того, который еще не сидит сам, однако это довольно тяжело для взрослого. Возможно, такой способ хорош для того, чтобы кратковременно взять ребенка на руки, но не для длительного ношения.

Отметим, что если ребенку не нравится тот или иной способ ношения, порой стоит разобраться, почему. Возможно, малышу неудобна одежда — например, когда малыш разводит ножки на бедре взрослого, ползунки могут чрезмерно натягиваться и давить на маленькие пальчики, доставляя дискомфорт. Всегда прислушивайтесь к чаду, иногда выражаемое недовольство — сигнал того, что у малыша что-то болит. При смене положения дискомфорт уменьшится, но проблема может остаться, и ее нужно решать.

Тяжело?

Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: "Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!?" Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается. Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.

Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам. Но это не повод не носить малыша на руках, так как правильные (подчеркиваем!) способы ношения ребенка никак не могут отрицательно сказаться на здоровье матери.

На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины. Сталкивалась я также и с настоящим удивлением и даже восторгом бабушек и дедушек: малыша, оказывается, можно носить на бедре и к тому же это совсем не тяжело!

Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми. Таким образом, такой важный для человечества принцип преемственности, конечно, видоизменяется, но все-таки не исчезает бесследно.

Фото предоставили: Ольга Белова, Полина Мальченко, Марина Маслакова, Александра (shusya3), Анастасия Полугрудова.