Игры для детей задержкой психического развития. Коррекционные занятия для детей с зпр. Особенности проявления ЗПР

ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Разработала

«ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции; накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.

Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, ассиметричные движения (правая рука вверх, левая вперёд) и т. д.

2.Ведущий одновременно с показом движений называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимание на его команды.

«УЗНАЙ ДРУГА»

ЦЕЛЬ: Развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

ВАРИАНТ: если игрок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

ЦЕЛЬ: Активизировать речевую деятельность, развивать память и быстроту реакции, формировать способности имитировать животных (собаку)

Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне, другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,

Что же будет?

Дети подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

ИГР, УПРАЖНЕНИЯ

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

ЦЕЛЬ: Научить детей запоминать имена друг друга и устанавливать контакт.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнеси его ласковое имя»

«ПАРОВОЗИК»

ЦЕЛЬ: Дети запоминают имена друг друга.

Выбирают ребёнка «паровозик» - едет по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух».Подъедет к любому ребёнку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и называет своё имя. Ребёнок в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъедет к любому ребёнку со словами «паровозик чух-чух-чух» - и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

«ЖУЧОК»

ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный фон, развивать тактильную чувствительность и наблюдательность.

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

«БИП»

ЦЕЛЬ: Сплочение группы.

Дети сидят на стульчиках, Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком сидит, говорит: «БИП».

«ПОТЕРЯЛСЯ РЕБЁНОК»

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, способствует распознаванию по голосу.

Воспитатель: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды, но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребёнок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал»

«ВСЕ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: Развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

На полу нарисован круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.

«ПОРВИ КРУГ»

ЦЕЛЬ: Способствует большей включённости детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Дети стоят в кругу, крепковзявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 метров. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё. Следующего игрока вызывает другая команда.

«СНЕЖИНКИ»

ЦЕЛЬ: Обучение сотрудничеству.

МАТЕРИАЛ: бумага, ножницы.

Попросить каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звёздочку. Напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.

«РИСУЕМ ВСЕЙ ГРУППОЙ»

ЦЕЛЬ: Способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

МАТЕРИАЛ: лист ватмана, восковые мелки.

«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаге одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я вам дам каждому из вас только 1 мелок, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками.

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение.

«ЛАДОНЬ НА ЛАДОНЬ»

ЦЕЛЬ: Развитие умения согласовывать действия с партнёром.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть сооруженная ребёнком гора или река.

«МЕНЯЕМСЯ ПУГОВИЦАМИ»

ЦЕЛЬ: Побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

МАТЕРИАЛ: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Воспитатель перемешивает пуговицы и затем раздаёт каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребёнок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определённого цвета. Для этого ему придётся обмениваться пуговицами с другими детьми.

ДРУЖНАЯ КОМАНДА.

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ.

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества.

«ПРОГУЛКА С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

ЦЕЛЬ: ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ДОВЕРИЮ И ФОРМИРУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Дети по желанию разбиваются на пары – ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берёт ведомого за руки и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами.

Ведомый должен полностью доверять ведущему. Дети меняются через некоторое время.

«СЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

ЦЕЛЬ: Формирует бережное и доверительное отношение к партнёру.

Игра выполняется на ковре, без обуви.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок ложиться на ковёр на спину, другой ребёнок становится перед ним на колени. Лежащий ребёнок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребёнка, стоящего перед ним, слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.

«ЗООПАРК»

ЦЕЛЬ: Помогает снять напряжение.

Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

«МЕДВЕЖАТА»

ЦЕЛЬ: Упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал

Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движентя.

Введение

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности,способ переработки полученных из окружающего миравпечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления ивоображения ребенка, его эмоциональность, активность,развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.

У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте игра является основным методом обучения.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве.

Актуальность работы:

Современный этап развития психологической науки характеризуется усилением внимания к изучению различных особенностей и вариантов детского развития. Противоречивость социально-экономических реалий современного общества порождает увеличение количества детей с проблемами в развитии. С особой силой эти проблемы заявляют о себе в процессе школьного обучения, когда отставание в развитии становится очевидным. Между тем, важнейшая особенность детей с пограничными формами нервно-психических расстройств и отклонений в развитии проявляется в том, что большинство из них нуждается не столько в лечении, сколько в создании специальных условий обучения и воспитания. Иначе говоря, комплекс нервно-психических нарушений, свойственных этим детям, требует не столько медицинской, сколько психолого-педагогической коррекции, основанной на клинической, психологической и педагогической диагностике.

Таким образом, игровая деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста является актуальной проблемой процесса обучения.

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности игровой деятельности младших школьников с ЗПР.

Объект исследования – игровая деятельность детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

Предмет исследования – влияние дефекта (ЗПР) на игровую деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – особенности игровой деятельности младших школьников с ЗПР проявляются в низкой игровой активности, в сравнительно низком уровне уверенности в себе и в ограниченности игровых ролей.

Задачи работы:

1) рассмотреть литературу по проблеме исследования;

2) провести эмпирическое исследование особенностей игровой деятельности детей. 3) сделать выводы.

Методы исследования:

Теоретические – анализ и синтез теоретических исследований по проблематике работы.

Экспериментальные – определение выборки исследования, методик, проведение диагностики, статистическая обработка и интерпретация результатов.

Организация исследования. В исследовании приняли участие учащиеся коррекционного класса в возрасте от 7 до 8 лет (6 человек) с диагнозом «ЗПР» МДОУ №14, г. Клинцы.

1. Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению. ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе. Характерные особенности детей ЗПР: – Снижение работоспособности; – Повышенная истощаемость; – Неустойчивое внимание; – Недостаточность произвольной памяти; – Отставание в развитии мышления; – Дефекты звукопроизношения; – Своеобразное поведение; – Бедный словарный запас слов; – Низкий навык самоконтроля; – Незрелость эмоционально-волевой сферы; – Ограниченный запас общих сведений и представлений; – Слабая техника чтения; – Трудности в счёте и решении задач по математике. Под термином «задержка психического развития» понимается отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе усвоения им государственного стандарта школьных знаний. Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которой лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям школы.

Его недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которое обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы. Основной причиной отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, при родовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и её основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставания в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространённых форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7–10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

2. Психологические основы игры детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры, как средство воспитания. В различных педагогических системах, игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре. Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка с задержкой в развитии и найти её место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.

Понятие «игра», как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определенно или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности – например, «отдых» или «развлечение» – игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность – «работу». Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игра интенсивно развивается и достигает в дошкольном возрасте своего высшего уровня. Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: во-первых, при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; во-вторых, раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве, в формировании этой важнейшей деятельности ребенка.

В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделены педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития ролевой игры. Мы не будем подробно излагать полученные в педагогических наблюдениях данные и анализировать их. Приведем лишь несколько примеров обобщения этих данных.

Екатерина Евгеньевна Шавлак
Игры для детей с ЗПР

Игры для детей с задержкой психического развития

Игра "Найди отличие" (3-5лет)

Цель : развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей . В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается) . Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут

Игра "Обезьянки" (1, 5-7 лет)

Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование : кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т. д.

Ход игры : ведущий предлагает детям : "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра) . Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант : построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом) .

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Иголка и нитка» (3-7лет)

Цель : развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции у детей , страдающих задержкой психического развития.

С аутичным ребенком воспитатель выполняет движение вместе, держа его за руку.

Ход : Дети становятся друг за другом.

Первый – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Игру сопровождает французская народная песня «Горбуны» .

Продолжительность 7-10 минут

Игра «Идем за Синей птицей» (5-7лет)

Цель : тренировать эмоционально-волевую сферу у детей .

Ход : Дети идут по залу змейкой, взявшись за руки, произносят многократно под музыку (И. Сац «Шествие» ) слова :

Мы длинной вереницей

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей,

Идем за Синей птицей.

Продолжительность 5-7минут

Игра «Флажок» (3-7лет)

Цель : преодоление двигательного автоматизма. Рекомендуется гипер- и гипоактивным детям.

Ход : Играющие ходят по залу под «Болгарскую песню» в обработке Т. Ломовой. Когда ведущий поднимает вверх флажок,

все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Продолжительность 7-10 минут

Игра : «Картинки» (3-7лет)

Цель : развивать зрительную память (кратковременную и долговременную) .

Инструкция : Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет (время показа 1-2секунды) . А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

Продолжительность 5-7минут

«Игра в слова» (5-7лет)

Цель : развитие слуховой памяти.

Инструкция :

Я назову несколько слов, а вы их запомните : стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например :

Мальчик устал

Девочка плачет

Папа читает

Мама готовит

Бабушка отдыхает

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Продолжительность 7-10минут

Игра : «Угадай, что я загадал?» (5-7лет)

Цель : развивать образную память, речь.

Ход : Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например : этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Чудесный мешочек» . (6-7лет)

Цель : Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация» .

Ход : В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет : «У меня красный кружок, у меня жёлтый кружок, у меня зелёный кружок» . Все кружочки выставляются на доске. Дети отвечают на вопрос : «Что у меня выставлено на доске?» (Круги) .

Продолжительность 7-10минут

Упражнение «Назови три предмета» (5-7лет)

Цель : Формирование мыслительной операции «конкретизация» .

Ход : Правила игры : детям предлагается поймать мяч и на одно слово педагога подобрать три, подходящие к нему. Например, к слову мебель –диван, стол, кровать и т. д.

Продолжительность 7-10минут

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Игры для детей 2–3 лет Игры на развитие мелкой моторики. Для детей 2-3лет. Материал: небольшая игрушка и фольга Ход игры: Раздаются игрушки детям. В: Даша, посмотри.

Игры для детей 2–3 лет Зима пришла! Цель игры: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде. Ход игры: дети находятся на площадке. По сигналу.

Игры для детей Салки в две команды Две команды «Убегай» и «Догоняй» выстраиваются в две шеренги. По команде ведущего одновременно выбегают по одному.

Игры для детей «Дорожки» На полу (земле, песке) прорисовывают или выкладывают дорожки самых разнообразных форм и протяжённости. Задача ребёнка – пройти.

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития .

Задержка психического развития - это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

  • Частичная недостаточность отдельных познавательных функций;
  • Эмоционально - волевая незрелость;
  • Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности , родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения - подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонема тического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой . Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно - развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом , психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра - это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

Какое время года недавно закончилось?

Какое время года сейчас?

После, какого времени года приходит весна?

С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель:

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

  1. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель:

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

  1. Найти все большие фигуры.
  2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

  1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.
  2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

  1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.
  2. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

  1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.
  2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.

.Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. (Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

« Что изменилось?».

Картотека игр для формирования математических представлений у детей с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста

Действия с множествами

Действия с множествами предметов обучают, прежде всего, сравнению множеств, учат понимать, где много, а где мало предметов, упражняют в пересчете. Дети с ЗПР могут зрительно определить контрастные по количеству множества. Трудности встречаются при уравнивании множеств, порой ребенок сам не в состоянии понять, как предметов может получиться поровну, сколько предметов нужно добавить или убрать.Педагог должен не просто показать ребенку, как этот сделать, но создать проблемную ситуацию, чтобы ребенок осознал процесс, приобрел известный опыт, закрепил навык. Можно применять настольные, подвижные, сюжетные игры, материалы сказок, обслуживающий труд.

Подвижная игра «Мишка и пчелы».
Цель: закреплять понятия «один и много», «больше-меньше», «много-мало».
Педагог вносит игрушку-медвежонка (предварительно можно загадать загадку про медведя) и объясняет правила игры: дети – пчелки, они собирают мед, а мишка хочет мед забрать. Чтобы спасти мед, дети должны быстро сесть на приготовленные заранее стульчики, причем стульчиков должно быть на 1 меньше, чем детей. Дети об этом не знают. Перед началом игры педагог обращает внимание детей на то, что пчелок много и стульев много, а мишка только один. Педагог берет на себя и роль ведущего, и роль водящего:
На полянке на лесной
Кружат пчелки день-деньской.
Мед душистый ищут,
Рядом мишка рыщет.
Пчелки, улетайте,
Мед скорей спасайте!
Только добежав до стульев, дети обнаруживают, что стульчиков всем не хватило. Дефектолог знакомит детей с понятием «мало – много».

Игра «Бабочки и цветы».
Цель: учить сравнивать множества наложением и приложением, уравнивать множества, соотносить объекты по цвету
Оборудование: вырезанные из бумаги цветы и бабочки 4 – 6 цветов (парные по цвету бабочки и цветы).
Предварительно можно загадать детям загадку:
Что за странные цветы,
Не боятся высоты?
Вверх со стебелька взлетели
И, смотрите, полетели! (бабочки)
Педагог предлагает детям разложить на столе 4 цветка разного цвета.
Варианты заданий:
- положить на каждый цветок бабочку такого же цвета;
- положить столько же бабочек, сколько цветов;
- положить бабочек меньше, чем цветов;
- положить бабочек больше, чем цветов;
- положить бабочек в количестве, отличном от количества цветов (по заданию дефектолога) и уравнять множества.

Игра «Чаепитие кукол»
Цель: учить прикладывать предметы «один к одному», устанавливать соответствия между элементами множеств, учит уравнивать множества двумя способами.
Оборудование: 4 куклы, набор кукольной посуды на 4 персоны.
Варианты заданий:
- как узнать, хватит ли каждой кукле чашки, блюдца, ложки? (метод приложения «один к одному»);
- каких либо предметов посуды может быть больше или меньше количества кукол (уравнивание множеств двумя способами).

Динамическая пауза «Огород».
Цель: учить сравнивать 3 множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество, добиваться понимание относительности количественной характеристики множества.
Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).
Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:
То, что мы весной сажали,
То, что летом поливали,
То, что осенью собрали,
Урожаем мы назвали.
Наберем-ка овощей для салата и для щей!
По заданию дефектолога дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:
- какие овощи собрали;
- сколько групп овощей получилось;
- как узнать, каких овощей больше, меньше;
- каких овощей больше (меньше) всего;
- Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

Упражнение «Посчитай, сравни, проверь».
Цель: учить сравнивать множества с помощью подсчета их элементов, осуществлять проверку своих действий.
Оборудование: наглядный картинный материал, счетный материал, геометрические фигуры.
Дети пересчитывают элементы данных множеств (элементы множеств расположены в произвольном порядке) и сравнивают количественный состав множеств, проверка осуществляется способом приложения «один к одному».

Группировки.
Упражнения по группировке могут проводиться по одному и более признакам.
Например, собрать множество больших предметов; множество больших круглых предметов; множество больших круглых красных предметов; множество маленьких синих предметов и т.п. На ранних этапах применяются более простые группировки, которые значительно усложняются по мере обучения. Данный тип упражнений помогает так же устанавливать признаки сходства и различия.

Количество и счёт.

Формирование счетного навыка, умение понимать математическую задачу, выполнение простых счетных операций – залог успешного обучения в школе. Дефектолог учит детей различать количество и цифру, соотносить их. Упражняя в пересчете объектов, добивается не простого механического перечисления цифр, но понимания самого процесса пересчета, называния итогового числа. Данный вид деятельности представляет наибольшую трудность для детей с ЗПР. Чтобы избежать переутомления, потерю интереса, дефектолог обязательно должен вносить элемент игры, не завышать требований. Инструкции должны быть максимально просты и доступны для восприятия детьми. Можно применять разнообразный наглядный материал, интересный счетный материал, опираться на личный опыт детей, использовать произведения художественной литературы. В качестве вспомогательного средства можно пользоваться счетными палочками.
Следует учить дошкольников прямому и обратному счету, умению ориентироваться в числовом ряду, развивать навыки контроля и самоконтороля.

Отсчет заданного количества объектов.
Цель: учить выбирать только заданное количество предметов, следовать инструкции.
Варианты заданий:
- «Рассольник» - согласно тексту, дети выбирают из общего количества овощей заданное:
Очень рад сегодня кролик,
Будет он варить рассольник.
Надо: 3 морковки, луку 2 головки
И соленый огурец; кто нашел их – молодец!
- «Считай, не ошибись!» - отсчет заданного количества геометрических фигур.
- «Магазин» - дети отсчитывают нужное количество монет-кружков за купленный товар и кладут их рядом с изображением «товара»:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем в магазин играть.
Если хочешь что купить,
Надо деньги заплатить.
За машинку пять монеток,
За матрешку только три,
За конфетку две монетки,
6 за мячик посмотри.
2 монетки за грибок
И 4 за цветок.
Все могу я покупать –
Хорошо уметь считать!
Вопросы:
- какой товар самый дорогой (дешевый)?;
- за какой товар уплачено одинаковое количество монеток?;
- сколько стоит матрешка, мячик и т.п.?

Использование литературных текстов.
Используются отрывки из известных детям литературных произведений. Например:
- Сколько пациентов пришло на прием к доктору Айболиту?

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
(К.Чуковский «Доктор Айболит»)

Сколько вещей убежало от грязнули:
«Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка, ускакала от меня».
(К.Чуковский «Мойдодыр»)

Сколько вещей сдала дама в багаж?
Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.
(С. Маршак «Багаж»)

Сколько зверей встретил в лесу колобок?
Колобок, колобок, у него румяный бок.
На окошке он студился, прыг с окна и покатился.
Встретил зайку, волка встретил,
Встретил бурого медведя.
И лису он повстречал, да на зуб лисе попал.
(по сказке «Колобок»)

Сколько зверей живет в теремке?
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Там мышка-норушка живет,
И лягушка-квакушка живет.
Там заинька серый живет
И лисичка-сестричка живет.
Волк с медведем там тоже живут,
Все веселые песни поют.
(по сказке «Теремок»)

Сколько героев тянут репку?
Мышка с кошкой,
Жучка с внучкой,
Бабка с Дедкой тянут репку.
(по сказке «Репка»)

Сколько было Бременских музыкантов?
И отправились в город Бремен осел, пес, кот да петух.
(бр. Гримм «Бременские музыканты»)

Тексты для упражнений в пересчете предметов.
- Вышла мышка поиграть, красный мячик покатать,
Ей навстречу два мышонка, они держат мячик желтый.
Красный мячик, желтый мячик,
Сколько их так звонко скачет?
- Жил да был один пингвин, рядом жил еще один.
- Ты сосед и я сосед, это много или нет?

Прискакала белка к белке, принесла грибы в тарелке:
- Гриб тебе и мне грибок. Сосчитать грибы кто смог?

Подарила мама Маше шарик красный с петушком,
Подарил ей братик Саша шарик с зайчиком-пушком.
Так давайте, дети, скажем
Сколько шариков у Маши.

Что в корзинке у Иринки?
Груша, персик, мандаринка.
Кто успел пересчитать фрукты у Иринки?

На кормушке нашей птички:
Голубь, воробей, синичка.
Все клюют, а не зевают.
Птичек кто пересчитает?

На полке Ванюшки стояли игрушки:
Мячик, лошадка, машинка, лягушка.
Сколько игрушек на полке Ванюшки?

Оля, Коля, Саша, Маша любят весело играть,
Если к ним придет Наташа, то детишек станет…5.

К медвежонку на обед заглянул енот-сосед,
А потом пришли лисичка, ежик, белка и синичка,
Забежал веселый зайка. Всех гостей пересчитай-ка!

Что растет на нашей грядке? Огурцы и перец сладкий,
Свекла есть и есть морковка, помидоры и чеснок,
Выросла еще капуста. В огороде здесь не пусто.
Только лук, зеленый лук не растет на грядке тут
- На лугу-лужочке расцвели цветочки.
Очень рада Настя им, тем цветочкам полевым.
Настя собрала букет, и чего там только нет:
Василек там и ромашка, клевер – луговая кашка,
Мак, подсолнух, незабудка, ох, собрать букет не шутка,
Лютик Настенька добавит, сколько всех цветочков станет?

Листья кружатся, летят, в нашем парке листопад!
Собираю я листочки: лист с березы, лист с дубочка,
Лист с осины, лист с рябины, лист ивовый – длинный-длинный,
Лист кленовый, расписной, тополиный лист резной,
И еще листочек с вишни. Сколько всех в букете вышло?

Динамическая пауза «Мы считать умеем…» :
- Мы считать умеем рожки у козленка – 1, 2.
Мы считать умеем ножки у теленка – 1, 2, 3, 4.
Мы считать умеем пальцы на руке – 1, 2, 3, 4, 5.
А сможем мы пересчитать волосы на голове?

Тексты для составления и решения примеров и задач.
- У маленькой Маши 2 белых котенка,
И есть еще серый – шалун, непоседа,
А сколько их вместе не может сказать, давайте поможем котят сосчитать.

У Сашки в кармашке лежат 3 конфеты,
И Маша конфетку-ириску дала.
К своим трем конфетам добавил и эту,
А сколько их вместе не знает пока.

Медвежонок 2 шара правой лапою держал,
Медвежонок 2 шара левой лапою держал.
Сколько шариков у мишки?
Посчитайте-ка, детишки.

К нам пришли издалека 2 смешных снеговика,
И еще мы двух слепили. Сколько стало всех?...4

3 сороки-балаболки тараторили на елке,
И еще 2 тут как тут, вести на хвосте несут.
Всех сорок пересчитай и скорее отвечай.

На проталинке лесной есть подснежник голубой,
И еще один за кочкой, и 4 за пенечком.
Кто успел пересчитать, сколько всех цветочков?

На кормушку, посмотри, прилетели снегири,
Не один, а 2 и 5. Кто успел их сосчитать?

Кузовок в руке держу, за малинкою иду.
В кузовке уже 5 ягод, 3 на кустике висят,
Если их сорвать с кусточка, сколько станет в кузовочке?

Было у мышек 6 книжек,
Одну книжку сгрызли мышки,
Сколько осталось книжек у нехороших мышек?

5 морковок зайка взял, 2 бельчонку он отдал.
Сколько у него в остатке? Посчитайте-ка, ребятки.

Ежик 7 грибов нашел, 5 он положил на стол,
Остальные дал соседу – угощение к обеду.
И задумался сосед, много дал он или нет?

10 орешков белка нашла, 4 орешка ежу отдала.
Сколько у белки осталось орешков,
Вы посчитайте, ребята без спешки.

Волк козе на день рожденья
В знак большого уваженья
Подарил букет цветов –
9 чудных васильков.
На букет коза смотрела, сразу 6 цветочков съела.
Что осталось от букета – посчитайте сами это.

5 собрал морковок зайка, 2 морковки сразу съел.
Сколько же морковок зайка донести домой сумел?

Было у мишки 4 конфетки,
2 подарил он белке-соседке.
Ну-ка, скорей отвечайте, детишки,
Сколько конфеток осталось у мишки?

8 яблок у зайчонка, 2 он подарил бельчонку.
Поскорее отвечай-ка, сколько яблочек у зайки?

Тексты для упражнений в прямом и обратном счете.
Цель: упражнять в прямом и обратном счете, учить ориентироваться в числовом ряду, развивать память, внимание.
Числовой ряд представлен на доске, дети работают вместе с дефектологом.

Можем мы теперь считать,
Можем с цифрами играть:
Мы на 6 ступенек вверх поднимаемся: 1, 2, 3, 4, 5, 6,
Мы на 6 ступенек вниз опускаемся: 6, 5, 4, 3, 2, 1,
Можем даже так скакать: 1, 3, 5,
Можем даже так залезть: 2, 4, 6.

Стали мы совсем большими: вот какими, вот какими.
Мы на 7 ступенек вверх поднимаемся - повторить 2 – 3 раза
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
И на 7 ступенек вниз опускаемся –
7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
Топнем 7 раз, хлопнем 7 раз, прыгнем 7 раз.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы считать.
Вот на 5 ступенек вверх поднимаемся,
Вот на пять ступенек вниз опускаемся,
Вот на 7 ступенек вверх поднимаемся,
Вот на 7 ступенек вниз опускаемся,
А теперь мы поднялись от одного до девяти,
Опустились сразу вдруг с девяти мы вниз до двух,
С двух до четырех опять стали мы наверх шагать,
С четырех и до восьми мы тихонько вверх пошли,
От восьми прошли на десять, вниз потом сбежали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять, было весело считать!

Стала Машенька большая, сама по лесенке шагает,
Посмотри: один, два, три.
И опять: четыре, пять.
Нелегко, высоко.
5, 4, 3 и 2 – ловко Маша вниз сошла.
Прыг на первую опять, можно снова начинать.
1, 2, 3, 4, 5. 5, 4, 3, 2, 1.

Игра «Ох, уж этот Незнайка!» .
Цель: закреплять знание графического обозначения цифр, места цифры в числовом ряду.
Игра предусматривает исправление детьми намеренно допущенных ошибок в расположении цифр и их графическом изображении. Например: дефектолог меняет местами цифры, сходные по написанию (2 и 5, 6 и 9, 1 и 7); пропускает цифру в числовом ряду, использует перевернутое написание цифр. Важно, чтобы ребенок сам заметил допущенные неточности.

«Утка с утятами»
Цель. Развивать у детей представление о сохранении количества.
Материал. Набор уток с утятами. Один большой и десять маленьких одноцветных кругов.
Педагог, предлагая детям взять с подноса одну утку-маму и отсчитать для нее утят, обращает их внимание на то, чтобы утята обязательно находились рядом с мамой и чтобы дети запомнили количество деток-утят.
Как плавает утка со своими утятами? Ваши утки будут плавать так, как я покажу, а вы поможете ей проследить, чтобы никто не потерялся.
Педагог показывает на фланелеграфе пространственное расположение утки с утятами: слева - направо, сверху - вниз, снизу-вверх, справа - налево, вокруг утки и др. По ходу игры задает вопросы: сколько у твоей утки утят? Все ли они на месте? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?

«Знакомимся с цифрами»
Цель. Подобрать цифру к каждой карточке с изображением количества предметов.
Материал. Счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.
Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

«Угадайка»
Цель. Упражнять детей в счёте.
Материал. Коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

«Весёлый счёт»
Цель. Развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр.
Материал. Для проведения игры понадобятся две таблицы, расчерченные на 10 квадратов. В каждом квадрате написано число от 1 до 10 в произвольном порядке. В зависимости от подготовленности детей количество квадратов в таблице и цифр может быть больше.
В состязании принимают участие два игрока. По сигналу они начинают считать от 1 до 10, указывая на соответствующие цифры карандашами. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Весёлая гусеница»
Цель. Упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, последующего и предыдущего числа.
Материал. Из картона изготавливается карточка на ней изображение гусеницы.
На теле гусеницы расположены цифры, некоторые цифры отсутствуют. Вырезаются из картона кружочки с цифрами соответствующего размера.
Содержание. Гусеницы очень любят веселиться. Они играли и потеряли цифры. Помогите гусеницам. Дети выбирают и выкладывают пропущенные цифры.

«Подбери игрушку»
Цель. упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал. Игрушки.
Педагог объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Костя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Машины»
Цель. закрепить знания последовательности чисел в пределах 10.
Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин - 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.
Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров.

«Живые числа»
Цель. упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» - они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).
Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

«Сосчитай правильно»
Цель. упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - останавливаются. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц, показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Пространственная ориентировка

Известную трудность встречает развитие у дошкольников с ЗПР пространственного гнозиса. Дети путают лево и право, направление движения вперед-назад, вверх-вниз, плохо ориентируются на листе бумаги. Одна из задач коррекционного обучения и развития – предотвращение и коррекция оптико-пространственных агнозий. Предлагаем ряд игр и упражнений, направленных на обучение детей ориентированию на плоскости и в пространстве.

1. Игра – хоровод «Теремок» .
Цель: Знакомство и закрепление понятий «внутри – снаружи».
Оборудование: игрушки – мышка, лягушка, петушок, волк.
Стоит в поле теремок-теремок. – дети ходят хороводом
Он не низок не высок, не высок.
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Там мышка-норушка живет, - мышку поместить внутри хоровода
Тесто месит, пироги печет.
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Там лягушка-квакушка живет, - лягушку поместить внутрь хоровода
Чисто-чисто убирает, пол метет.
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
Там живет голосистый петушок, - петушка поместить внутрь хоровода
Днем и ночью сторожит он теремок.
А кого мы не пустим в теремок?
От кого дверь закроем на замок?
Уходи-уходи, сердитый волк! - оставить волка за пределами хоровода
И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

2. Динамическая пауза «Солнышко высоко…»
Цель: закрепление понятий «высоко-низко», «далеко-близко».
Солнышко высоко, – дети поднимают руки вверх
А тропинка низко. – дети наклоняются вниз
Что за лесом – далеко, – дети вытягивают руки вперед
Перед лесом – близко. – дети прижимают руки к груди

3. Упражнение с флажками .
Цель: вырабатывать умение понимать инструкцию по выполнению действий и направлений движения.
Все движения выполняются согласно тексту.

Друг за другом шагай,
Свой флажок поднимай.
Выше, выше, еще выше
Свой флажок поднимай!
Друг за другом шагай,
Свой флажок опускай.
Ниже, ниже, еще ниже
Свой флажок опускай!
А теперь остановись,
В круг лицом повернись,
Правой ручкой помаши,
Левой ручкой помаши,
И с флажками попляши!

4. Игра «Снеговик-снеговичок» .
Цель: вырабатывать умение определять у себя правую и левую руку и ногу.
Снеговик-снеговичок, топни ножками – топ-топ,
Снеговик-снеговичок, хлопни ручками – хлоп-хлоп.
Левой ножкой топ-топ, левой ручкой хлоп-хлоп,
Правой ножкой топ-топ, правой ручкой хлоп-хлоп.
(Несколько раз продолжается чередование рук и ног)
Вот такой снеговичок наш забавный старичок!

5. Игра «Шофер» .
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «левый верхний, левый нижний, правый верхний, правый нижний угол», «в центре» (посередине).
При желании эту игру можно провести не только за столом, но и на ковре.
Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине прямоугольником-гаражом, игрушечные автомобили на каждого ребенка.
Дети ставят машину «в гараж». По команде дефектолога машину перемещают в правый верхний, левый нижний угол и т.д. Перед началом задания целесообразно провести пальчиковое упражнение «Шофер».
Би-би-би, на машине я качу.
Би-би-би, стать шофером я хочу.
Би-би-би, я лечу во весь опор.
Би-би-би, самый лучший я шофер!

6. Игра «Я иду искать» .
Цель: учить отыскивать предмет по заданному направлению движения.
Предметы могут быть действительно спрятаны, а могут быть на виду; важно, чтобы ребенок правильно следовал инструкциям, даваемым дефектологом. На первом году обучения инструкции предельно просты: дойди до большого стола и посмотри под стол, кто там? и т.п. Постепенно они усложняются до серии инструкций с использованием счета шагов и сменой направления движения. В некоторых случаях, после выполнения задания, ребенку предлагается указать более рациональный путь. Например, дефектолог дает инструкцию: «Пройди вперед по диагонали налево, повернись направо, пройди прямо до окна направо. Кто там?» далее можно спросить о том, как быстрее добраться до данного предмета (сразу пройти вперед по диагонали направо). Перед выполнением заданий проводится динамическая пауза, которая настраивает детей на игру.

Что любят делать мышки? Пищать, пищать, пищать!
Что любят делать зайки? Скакать, скакать, скакать!
Что любят делать птички? Летать, летать, летать!
Что любят делать дети? Играть, играть, играть!
Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать!

7. Динамическая пауза «Матрешки» .
Цель: вырабатывать умение ориентироваться в пространстве относительно себя.
Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:
Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.
Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:
Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.
Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:
Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,
Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.
Чередование можно продолжить несколько раз.

8. Пальчиковое упражнение «Побежали пальчики» .
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.
Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой
Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой
Обе вы хорошие – поглаживать тыльные стороны ладоней
Ловкие, умелые – поглаживать ладони
Озорные пальчики – сжимать и разжимать пальцы
У девочек и мальчиков.
Их никак не удержать – переплести пальцы в «замок»
Все они хотят играть – потряхивать кистями рук
Пусть побегают немножко
По листочку пальчики,
Только вы не ошибайтесь,
Девочки и мальчики.
Побежали в серединку –
Увидали там малинку!
В правый верхний уголок –
Увидали там цветок!
Вниз спустились, в угол левый –
Скачет там зайчонок смелый!
В левый верхний угол мчимся –
Там летит большая птица!
В правый нижний уголок –
Отыскали там грибок!
Хорошо мы поиграли – показать большие пальцы
В десять раз умнее стали! – раскрыть обе ладошки
Чтобы упражнение не стало заученным, следует менять ориентиры, использовать не только предметные картинки, но и геометрические фигуры, мелкие игрушки и другие предметы, тематически относящиеся к конкретному занятию. Упражнение может проводиться и без ориентиров. Указание направления зарифмовывать не обязательно.

9. Игра «Матрешкино хозяйство» .
Цель: вырабатывать умение располагать предметы, согласно инструкции, вырабатывать понимание понятий «внутри», «снаружи», «около», «слева от», «справа от», «спереди», «сзади».
Оборудование: игрушечный домик, матрешка, автомобиль, домашние животные – на каждого ребенка.
Примерные инструкции: Вот стоит домик-домок,
Красивый, как теремок.
Там матрешка живет,
Хозяйство ведет.
Вышла матрешка из домика, встала около него и смотрит, все ли в порядке. Слева машина стоит, справа собака лежит. Зашла за дом – там барашки пасутся. А это кто прыгнул в дом? Это кошка Мурка! А еще у матрешки перед домом огород есть, там репки растут. Зашла матрешка в дом. Все у нее хорошо, все в порядке!
Дети расставляют игрушки, согласно тексту.
Вопросы: какие игрушки находятся внутри дома, снаружи дома, слева от дома, справа от дома? и т.п.
Инструкции и предметы можно менять.

10. Упражнение «Машина» .
Цель: учить работать в тетради слева направо.
Оборудование: Лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями «дорогой», игрушечный автомобиль по размеру сообразный с «дорогой».
Вот моя машина,
Завожу мотор, – упражнение для рук «завожу мотор»
Слева направо – правой рукой в воздухе «прочертить» несколько
Веди ее, шофер! раз линию слева направо
Слева направо, – слева направо прокатывать машину
Слева направо, по «дороге», на листе бумаги
Слева направо
Машина идет.
Слева направо,
Слева направо,
Слева направо
Шофер ее ведет.

11. Упражнение «Наш мир» .
Цель: учить работать с трафаретами, учить находить на листе бумаги нижнюю, верхнюю и среднюю часть.
Оборудование: трафареты с рыбами, птицами и зверями, лист бумаги, по горизонтали разделенный на 3 части – воду, сушу, небо.
Рыба плавает в воде, С помощью трафаретов дети
изображают
Зверь гуляет по земле, птиц, рыб и животных в
соответствующих
Птица в небе на свободе – частях листа.
Все продумано в природе!

Величина

Как правило, дошкольники с ЗПР видят и называют большие и маленькие по величине предметы. Задача дефектолога не только развить этот навык, но и научить сравнивать предметы по величине, группировать их, исключать лишний предмет, т.е. стимулировать развитие процессов мышления. Ребенок должен понимать сходство и различие понятий большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, далеко-близко и т.д., уметь правильно отражать их в речи. Предложенная серия упражнений и игр не только обучает детей пониманию величины предметов, но и способствует развитию мелкой моторики, памяти, мышления, слухового и зрительного восприятия.

1. Игра «Архитектор» .
Цель: учить правильно выбирать большие и маленькие объекты.
Оборудование: вырезанные из бумаги 2 одинаковых домика, двери и окошки двух размеров.
Варианты заданий: выложить
I домик II домик
1. маленькая дверь, маленькие окошки большая дверь, большие окошки
2. маленькая дверь, большие окошки большая дверь, маленькие окошки
3. большая дверь, маленькое окошко, большое окошко маленькая дверь, маленькое окошко, большое окошко

2. Игры с разноцветными полосками .
Цель: учить ориентироваться в величине полосок, учить понятиям: длинный, короткий, широкий, узкий; учить сравнивать полоски по данным параметрам величины.
Оборудование: набор полосок красного, зеленого, желтого и синего цвета длинных и коротких, широких и узких.
Варианты заданий:
1) группировка «широкие – узкие»;
2) группировка «длинные – короткие»;
3) выделение «длинные узкие – короткие узкие», «длинные широкие – короткие широкие»;
4) сравнение полосок по разным параметрам величины.

3. Упражнение «Дощечка, мостик и плот» .
Цель: учить сравнивать три объекта по ширине, развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: напольный набор «Строитель».
Дети по лесу гуляли, гуляли,
Слушали птичек, грибы собирали.
Надо теперь им преграду пройти –
Речка, река и ручей на пути.
Из имеющегося набора «Строитель» дети должны построить дощечку через ручей, мост через речку и плот для переправы через реку и пройти по ним. Самая узкая дощечка, мост пошире, плот самый широкий.

4. Игра «Пирамидки» .
Цель: совершенствовать навык собирать пирамидки с учетом величины колец, учит сравнивать объекты по высоте, учить собирать 2 (3) пирамидки разной высоты.
Оборудование: матрешки и пирамидки двух (трех) величин.
Играли в пирамидки веселые матрешки:
Большая и поменьше и пирамидка-крошка.
Матрешки разыгрались, матрешки расшалились,
Упали пирамидки, колечки покатились.
- Ах, - матрешки испугались,
- Пирамидки поломались!
Дефектолог предлагает помочь матрешкам собрать пирамидки и дать каждой матрешке пирамидку, подходящую по величине.

5. Игра «Домики» .
Цель: учить подбирать парные по величине объекты.
Оборудование: разноцветные прямоугольники и вырезанные изображения животных.
Варианты заданий: зрительно определить, кому какой дом принадлежит; наложить на каждое животное соответствующий по размеру прямоугольник; вспомнить; какое животное находиться под конкретным прямоугольником.

6. Конструирование из настольного набора «Строитель» и выкладывание из геометрических фигур .
Цель: учить конструировать и выкладывать по заданию объекты, используя разнообразные характеристики величины.
Варианты заданий: выложить башенку из квадратов и согласно этой схеме построить башенку из кубиков, самостоятельно выложить схему более высокой или низкой башни и построить ее из кубиков; аналогично – выкладывание и построение длинного и короткого поезда, широкой и узкой стены, большого и маленького домика.

7. Игра «Винни-Пух и Пятачок» .
Цель: учить группировать предметы по величине.
Оборудование: парные предметы для группировки по величине.
Медвежонок Винни-Пух
Спал и ел всегда за двух,
Стал большим он, словно дом,
Сильным стал он, словно слон.
Поросенок Пятачок
Ростом меньше, чем сверчок.
Друга не нашел пока
Винни лучше Пятачка.
Вместе ели и играли,
Спать ложились и вставали,
Все делили пополам,
Как положено друзьям.
Дефектолог предлагает детям разделить на две группы игрушки и вещи, принадлежащие Винни-Пуху и Пятачку.

Игры с геометрическими фигурами

Данный вид игр и упражнений учит детей узнавать и называть геометрические фигуры и формы, знакомит их с характерными признаками фигур и форм. Кроме того, идет постоянная коррекция и развитие познавательных процессов, мелкой моторики, зрительного восприятия, развивается творческое мышление.

1. Маленький фокусник .
Цель: развитие зрительного восприятия, мелкой моторики, закрепление знания геометрических фигур.
Дети конструируют разнообразные геометрические фигуры из уже данных. Например, квадрат из треугольников и ромб из этих же треугольников, прямоугольник из четырех ромбов и четырех треугольников и т.п. Сначала дети выполняют это задание только с помощью педагога, но потом справляются самостоятельно.

2. Игра-соревнование «Кто первый соберет фигуры» .
Цель: закрепление знания геометрических фигур, выработка понимания конкретной инструкции, развитие концентрации внимания, общей и мелкой моторики.
Оборудование: рассыпанные на ковре геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Каждому из играющих дефектолог дает персональное задание по собиранию конкретных фигур. Побеждает тот ребенок, который быстро и без ошибок соберет свои фигуры.

3. Геометрическая мозаика, выкладывание и конструирование из геометрического материала .

4. Подвижная игра «Дети по лесу гуляют» .
Цель: учить выделять круги среди множества геометрических фигур.
Оборудование: рассыпанные по ковру геометрические фигуры.
Выбирается водящий, исполняющий роль медведя. Дети собирают круги, которые изображают грибы, не трогая остальные фигуры. Дефектолог читает текст:
Дети по лесу гуляют и грибочки собирают,
За корягой мишка спит и на деток не глядит.
Дети, не шумите, мишку не будите.
Вдруг проснулся медведь и как начал реветь!
Дети, дети убегайте, но грибочки не теряйте!

5. Геометрическое лото .
Цель: учить соотносить конкретные предметы с геометрическими фигурами.

6. Игры с цепочками .
Цель: учить моделировать геометрические фигуры из цепочек, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

7. Наряжаем елку.
Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают гирлянду, соблюдая логическую последовательность. Усложненный вариант: дефектолог демонстрирует на доске или наборном полотне разные варианты гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту подходит имеющийся у них набор фигур, выстроить последовательность и продолжить ее.
Елочка, елочка, вот она какая!
Елочка-иголочка, красивая, большая!
Мы нарядим елочку снизу до макушки,
Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,
И гирлянды – раз, два, три,
Ну-ка, елочка, гори!

8. «Коврик» .
Цель: учить соотносить геометрическую фигуру с вырезанной по контуру площадью этой фигуры, развивать, внимание, зрительное восприятие.
Оборудование: сделанные из разного материала коврики с выстриженными на них геометрическими фигурами.
Дети должны закрыть дырку на коврике соответствующей фигурой, «починить» коврик.
Как-то мышь ковер купила,
Пол ковром тем застелила.
До чего ж хорош ковер!
Замечательный узор!
Рада мышка той покупке,
С радости сверкнули зубки!
Только где ж теперь ковер?
Очень вкусный был узор!

9. Упражнения на развитие тактильных ощущений .
Цель: формировать целостное восприятие геометрического материала.
Варианты упражнений:
- «Волшебный мешочек» - узнавание геометрических фигур и форм на ощупь;
- Гладкий и шершавый» - ощупывание геометрических фигур, разных по фактуре;
- «Найди фигуру» - отыскивание с закрытыми глазами заданной фигуры.

10. Упражнения на восприятие плоскостных и объемных фигур .
Цель: учить соотносить геометрические формы с их изображением на плоскости, развивать зрительное восприятие пространства и плоскости.
Варианты упражнений:
- «Следы на песке» - какая геометрическая форма могла оставить след на песке в виде определенной геометрической фигуры.
- «Узнай меня» - узнать геометрическую форму по ее проекциям.
- «Наклеить или построить» - распределить на 2 группы геометрические фигуры и формы, изображенные на картинках.
- «Прятки» - найти на сюжетной картинке «спрятанные» геометрические фигуры и формы.

Литература
Альмяшева Г.Р. Игры и упражнения, применяемые на занятиях
по формированию элементарных математических представлений. Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки, 2008 г.
Баряева Л.Б. «Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью», С.-Пб., издательство «Союз», 2001г.
Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников (с проблемами в развитии)», С.-Пб., издательство РГПУ им. А.И.Герцена, издательство «Союз», 2002г.
Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция
задержки психического развития» (учебно-методическое пособие), М. «Гном-Пресс», 1999г.
Колесникова Е.В. «Я считаю до 5», М., ТЦ Сфера, 2001г.