Виды работы с бумагой для детей. Консультация для родителей«Нетрадиционные техники работы с бумагой. "Использование нетрадиционных приёмов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества"

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий. А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.

И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое. Как обычно учат знаниям и умениям.

Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, аппликации, изонити.

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно - творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов - представлений и овладений способами изображения. Продуктом художественно - творческой деятельности является выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно, пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. учить технике рисования (равно как и технике изонити, аппликации).

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги и изонити. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и изонити доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Работа с нетрадиционными техниками бумаги и изонити позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Работа изонитью с интеграцией нетрадиционной техники из бумаги направлена на решение задач развития творческих способностей и познавательно- личностной сферы.

Изонить техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада, при подготовке их к обучению в школе.

Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображениями углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов.

Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, задания усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см.

Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.

На первоначальном этапе необходимо постепенно подвести детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребенка.

В процессе работы развивается :

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:

  • Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами, скручиванию бумаги, придавать ей разнообразные формы и соединенных с помощью клея;
  • Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки (вышивания) деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета (нитей), применение других материалов для интегрирования (крупу манки, песок, сахар и т.д.)

Аппликация – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенных в несколько раз, а также нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация) – развитии чувства цвета, гармонии, пространственного и образного мышления.

Оригами японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей. Ведь давно известно, что образное мышление и разговорная деятельность ребенка связаны с двигательной деятельностью руки.

Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции.

Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работая по данной теме мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Исходя из цели, мы выдвинули следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по развитию творческих способностей старших дошкольников с использованием нетрадиционных приемов и методов;
  • выявить уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изонити, бумажной пластике;
  • разработать систему интегрированных занятий по обучению детей старшего возраста с использованием нетрадиционных приемов и методов (составить эскизы, схемы, таблицы, конспекты занятий);
  • организовать и провести работы с техникой изонити и разнообразными методами и приемами обучения из бумаги для развития детского творчества.

Конкретные задачи заключались в выявлении у детей старшего дошкольного возраста уровня развития навыков в художественной деятельности, а именно умении использовать нетрадиционные приемы работы с бумагой.

Мы предложили детям различные сорта бумаги и дали задание: рассказать о них, их особенностях и что можно сделать из нее. С самого начала, детям предоставили самостоятельно выбрать бумагу, возможность посмотреть и потрогать каждый выставленный материал, подумать и выбрать, какую бумагу использовать в изготовлении поделки. Детям предлагали посмотреть несколько поделок выполненных с помощью нетрадиционных приемов (оригами, обрывание, бумагокручение, разные виды аппликации).

Во время наблюдения за работой ребенка отмечались следующие навыки и умения:

  1. навыки держания ножницы при вырезании;
  2. подбор нетрадиционных приемов и техники;
  3. подбор цветов.
  4. самостоятельность в выполнении поделки с помощью нетрадиционных приемов, умение их сочетать и комбинировать.

Наряду с полученными результатами выявили качественную характеристику уровней выполнения задания и выделили уровни:

  • низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
  • средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
  • высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Проанализировав данные мы пришли к выводу: для развития художественного творчества художественных навыков детей старшего дошкольного возраста необходим системный подход и условия формирования навыков через организацию кружковой работы по ознакомлению и обучению нетрадиционным приемам и технике работы с бумагой и изонити, как нового нетрадиционного приема.

В соответствии с задачами, указанными выше мы разработали систему интегрированных занятий по технологии изонити, осуществление которых в комплексе будет эффективным в развитии художественных навыков детей старшей группы детского сада.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратили на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать показ способов работы. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов изонити, его изделия делаются все более разнообразными.

Цикл образовательных задач направлен на знакомство с технологией изонити и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Цикл развивающих задач направлен на развитие таких технических процессов, как восприятие, внимания, память, обзорное мышление и творческое воображения.

Цикл воспитательных задач направлен преимущественно на воспитания интереса к изонити, чувство коллективизма и эстетического вкуса. На воспитании самостоятельности и инициативы, а так же желание творить и радоваться от полученного результата.

Работа велась в кружке 2 раза в месяц, преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. Длительность занятия 30 минут. Спецификой занятия по изонити является то, что одной теме подчинены два взаимосвязанных занятий:

  1. по нетрадиционной технике изделия из бумаги;
  2. по технике изонити.

Перед тем как приступить к занятиям с изонитью, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы моги видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться.

На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.

Таким образом, с помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных занятий нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью мы проводили работу по развитию детского художественного творчества. В ходе работы мы отмечаем положительное влияние интегрированных занятий в кружке по изонити на развитие художественных навыков у детей.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по технологии изонити и нетрадиционных приемов работы с бумагой усваивается дошкольниками. Полученные знания, умения и навыки сумели применить в изонити и нетрадиционных приемах работы с бумагой. У детей под воздействием впечатлений от новых находок в приемах изонити с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок в изонити.

Таким образом, проведение интегрированных занятий в кружке по изонити и нетрадиционными приемами работы с бумагой положительно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и мотивации в достижении успеха.

Нетрадиционные техники работы с бумагой.

Отечественные педагоги, занимающиеся изучением проблемы развития художественного творчества и способностей детей, отмечает, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияют а развитие способностей к творчеству. Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображенного, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке и .

Художественная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами создания изображений. Результатом художественно-творческой деятельности становится выразительный образ. С самого начала ребенка надо учить правильно пользоваться различными изобразительными материалами, рисованию, знакомить с нетрадиционными художественными техниками. Под техникой рисунка следует понимать владение материалами и инструментами, способы их использования с целью изображения и художественного выражения.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, например с бумагой. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная, объемная аппликация, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения, торцевание на пластилине.

Так, бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой:

Повышают сенсорную чувствительность

Развивает воображение, пространственное мышление

Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его

Самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение, наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты.

Бумагокручение.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: пятно, фактура, цвет, обьем.

Оборудование: салфетки, плотная цветная бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребёнок берет полоски салфеток и скручивает в небольшой жгутик, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Этот процесс повторяется многократно, пока ребенок не заполнит все пространство листа.

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: силуэт. фактура, цвет, объем.

Оборудование: двухсторонняя цветная и плотная белая бумага, клей ПВА.

Способ получения изображения: ребенок отрывает кусочки цветной бумаги, сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги. Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги формата А1.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Возраст: от 4 лет.

Средство выразительности: цвет, ритм фактура, объем.

Оборудование: гофрированная бумага, плотная белая бумага, клей ПВА, кисть.

Способ получения изображения: ребенок растягивает за один край полоски гофрированной бумаги и приклеивать на лист плотной белой бумаги.

Бумажная живопись.

Возраст: от 3 лет.

Средство выразительности: фактура, пятно, цвет, силуэт, ритм.

Оборудование: кисть, тонированная папиросная бумага разных цветов или салфетки, клей карандаш, плотная белая бумага..

Способ получения изображения: ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить, кладет кусочки бумаги на клей. При этом они накладывают друг на друга. Чем больше слоев образуется, тем гуще окажется цвет. Перекрывая один цвет другим, можно добиваться нужного оттенка. Когда клей окончательно просохнет, следует тонким фломастером дорисовать детали.


С первых лет жизни элементарные виды деятельности составляют основу формирования личностных способностей, свойств и отношений к окружающему. Известно, что уровень ее развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.

Что способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в практике своей используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры с мелкими деталями, тестопластику и также работу с бумагой, что является отличным средством для развития движений пальцев руки.

В практике своей работы я использую бумажные салфетки. Данный материал мы используем с детьми уже не первый год, начиная со второй младшей группы. Перед собой я поставила следующие цели:

– способствовать развитию образного мышления, речи у дошкольников;

– учить детей способам работы с разными видами бумаги, особенно с салфеткой, для развития мелких мышц пальцев;

– продолжать воспитывать эстетический вкус у детей, используя различные свойства бумаги.

Для достижения этих целей, я выделила задачи развивать у детей:

– умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них;

– художественно-творческие способности.

Работа с бумагой по программе начинается со второй младшей группы. Однако первые пробные коллективные работы с бумагой были выполнены с детьми третьего года жизни. Почему? Ассортимент бумажных салфеток, богатство их расцветок, мягкость, эластичность, интерес малышей, легкость и доступность – все это дало толчок фантазии и желанию работать с этим материалом. Дети в вечерние часы с увлечением помогали сминать комочки. Так появилась картина "Зимняя картина".

Прежде чем начать работу, мы с детьми наблюдали, как тихо падают с неба крупные хлопья снега, как все вокруг окутано сугробами. В этой работе дети делали снежинки. Второй совместной работой с детьми стала картина "Мимоза". Выполненная к празднику мам, она сначала висела в приемной, а затем мы перевесили ее как украшение в групповую комнату. Картины висели, и дети часто любовались ими, спорили, у кого лучше получились снежинка, цветок. Это и наткнуло меня на мысль творчески вести работу с бумажной салфеткой. Наметили план работы с детьми второй младшей группы.

Для пробуждения интереса к работе с салфеткой я изготовила альбом с образцами бумажных салфеток: с рисунками и однотонными.

Я столкнулась с тем, что способ сминания бумаги, описанный в литературе, имеет разновидности, без которых работы не представляют особой выразительности и красоты. Так для себя я открыла еще четыре вида сминания: между ладонями – "кулачком", "лодочкой", "продольное сминание", "ладонью на столе". В результате использования этих способов стало легче изображать образные объекты сюжета. Например, крону дерева лучше сделать не маленькими комочками, а ладонью на столе, а ствол дерева – не скручиванием, а способом продольного сминания.

Это дало возможность предоставлять детям выбор способов изображения предметов, расширились технические возможности работы с салфеткой.

Имея небольшой опыт работы с салфеткой, я выделила для себя определенные этапы работы:

– начинать обучение лучше с хаотичного наклеивания комочков на листе, давая детям возможность работать вместе и испытывать удовольствие от красивых снежинок, мячиков для клоунов;

– второй этап работы с комочками – наклеивание на линии: бусы, пуговицы;

– выкладывание комочками контур предмета: цветок, солнышко и т.д.

При сминании "кулачком" происходит с большой салфеткой или с двумя сразу. От этого получаются большие комочки, из которых легко можно сделать цветок, цыпленка и т.д. Используя этот способ, мы изготовили одуванчики, гирлянду из бумажных шариков.

Сминание "лодочкой" на мой взгляд – самое "нежное". Я учила на примере образов: делаем пирожки, ладошки лодочкой.

"Продольное сминание" – с помощью его можно сделать интересные детали предметов: лучи солнца, ветки елки, хвост птицы и т.д.

Сминание "ладонью на столе" – самое сложное. Ладошка должна лежать на середине салфетки, а пальчики должны поднимать ее под ладошку.

Существуют различные способы скручивание салфеток. Способ скручивания салфетки напоминает прядение: салфетка находится на одной ладони, а пальцы другой кисти одновременно ее вытаскивают и скручивают.

Можно использовать четыре вида скручивания:

– целиковое, когда заготовка скручивается полностью, от начала до конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с одного конца;

– частичное, когда заготовка скручивается с обоих концов;

– частичное, когда заготовка скручивается посередине.

Важно отметить особенность техники наклеивания в работе с бумажной салфеткой. Она заключается в том, что клей наносится не на салфетку, а на лист, т.е. на основу, фон. Клеем проводится линия или наносится капелька, несколько капель. Об этом важно сказать детям на первом занятии и впоследствии их контролировать, пока они не привыкнут делать это правильно.

При планировании работы я шла от простого к сложному. Предлагала детям то, что доступно для возраста. Младшие школьники использовали простые способы сминания. Давала готовые, нарезанные заготовки салфеток; темы предлагала сама, в основном работы были коллективные, выполненные совместно с воспитателем. Индивидуальные работы стали делать во второй половине второй младшей группы. Дети средней группы использовали в работе ножницы, знакомились с другими способами работы с бумажной салфеткой.

Но я старалась развивать фантазию детей, побуждать их к творчеству. В чем же можно увидеть творчество дошкольников?

Это и изменение величины предмета, и присутствие дополнительных деталей, и изменение взаиморасположения элементов в композиции, цвета, сочетания цветов, их контрастность. А самое главное – увидеть эти моменты творчества, отметить и похвалить ребенка.

Работу с бумажной салфеткой я использую не только на аппликации, но и в ознакомлении с окружающим миром: "Сравнение куста с деревом", "Первые цветы". Кроме того, провожу интегрированные занятия, сочетающие математику с аппликацией: "Одуванчики", "Клубочки" и т.д.

Считаю, что использование техники работы с бумажной салфеткой влияет на запас представлений, которые составляют базу для работы воображения, фантазии и выдумки, развивает речь детей, учит их пооперационному действию, что необходимо для обучения в школе. Методика обучения детей такой технике работы интересна и доступна даже для начинающего педагога.

«Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников»

Малышева Серафима Николаевна

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги, природного и бросового материала.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы можно использовать для развития творческой деятельности детей?

Аппликация- это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике «оригами», создание различных объемов, используя технику «бумагопластики», бумагокручения. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Оригами - японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Бумагокручение (квилинг) - основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

Торцевание - вид бумажного творчества, аппликативная мозаика, создаваемая из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги. Торцевание на пластилине это разновидность мозаики, в результате которой получаются удивительные фигуры и формы.

Также в аппликации можно использовать и другие материалы: солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу, пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы: гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и много другое, всё, на что у вас хватит фантазии.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала - труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 Невского района Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БУМАГОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: Воспитатель 1-ой квалификационной категории Т.Г. Шилкина Технологии: «Айрис-Фолдинг», «Торцевание»

Цель: активизация творческой деятельности педагогов.
Задачи:
· Освоение современных нетрадиционных технологий.
· Обучение техник «Айрис-Фолдинг», «Торцевание».
· Повышение мотивации к овладению нетрадиционными технологиями и широкому применению их в работу с воспитанниками ДОУ.
Ожидаемые результаты:
· Практическое освоение нетрадиционных методов и приемов, направленных на развитие мелкой моторики.
· Приобщение педагогов к творчеству, раскрытие личного потенциала и роста мастерства.
· Повышение уровня профессиональной компетентности.
Зрительный ряд: образцы работ детей дошкольного возраста в этих техниках.
Ход мастер-класса.
Уважаемые коллеги, я приглашаю Вас на мастер-класс, где познакомлю с
технологиями работы с бумагой «Айрис-Фолдинг» и «Торцевание».
Работа в каждой из этих техник очень интересна. Они развивают моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, а также обязательность, аккуратность и командный дух.
Хочу предложить Вам, уважаемые коллеги, посмотреть и, если кто-то захочет, принять участие в изготовлении открытки с использованием этих техник.
ТОРЦЕВАНИЕ
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квилинга (бумаговерчения).
С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом можно украшать практически любые предметы.
Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется: во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание; во-вторых, очень легким способом исполнения.
(Показ работ детей).
Принцип торцевания.
Основа этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов, выполненных из бумаги.
Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или « торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создаются задуманные изделия. Каждая такая «торцовка» - один мазок кисти в создании картины, одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.
Инструментарий.
Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов:
- гофрированная бумага или обычные бумажные салфетки;
- ножницы;
- клей ПВА;
- картон;
- длинная тонка палочка с тупым концом (или карандаш, стержень, корпус от шариковой ручки, китайская палочка для еды).
Техника как таковая.
· Нарезаем квадраты (1*1см) из гофрированной бумаги.
· Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности.
· Тупой конец стержня (торец) ставим на бумажный квадратик.
· Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами.
· Приклеиваем трубочку-торцовку к заготовке.
· Вынимаем стержень.
«АЙРИС-ФОЛДИНГ»
Айрис-Фолдинг (Irisfolding) в переводе с английского – сворачивание радужной
оболочки, радужное складывание.
Техника «Айрис-Фолдинг» появилась в Голландии.
«Радужное складывание» только кажется сложным. На самом деле эта техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скапбукинга) интересными декоративными элементами.
Рисунок складывается в результате наклеивания бумаги под определенным углом в виде закручивающейся спирали.
Рисунки в этой технике делаются с помощью айрис-шаблонов. В «Айрис-Фолдинге» можно использовать не только специальную (для этой техники) бумагу, но и обычную цветную, бархатную, упаковочную (для подарков), цветную фольгу – любую, какую подскажет собственная фантазия.
Иными словами «Айрис-Фолдинг» - заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками.
Инструментарий.
- цветная бумага;
- ножницы;

Линейка;

Карандаш;

Схема-шаблон;

Канцелярский нож;

Копировальная бумага.

Техника выполнения.

· Возьмем айрис-шаблон.

· Нарисуем на картоне силуэт и аккуратно вырежем его, используя канцелярский нож или ножницы.

· Наложим картон на шаблон лицевой стороной. Закрепим шаблон (например, скрепками).

· Нарежем полоски бумаги нужных цветов. Для нашего шага ширина полоски получается ________ см. Сколько нужно полос сразу рассчитать сложно, поэтому лучше резать их в процессе выполнения работы.

· Возьмем самую длинную полоску. Линия сгиба должна расположиться вдоль первой линии айрис-шаблона. Приклеем полоску немного смазав картон по краям прорези.

· И так по кругу.

Клеем мажем не полоску, а место приклеивания!

Клея используем немного, только чтобы «схватилась» полоска.

Когда в конце работы останется маленький пустой треугольник, заклеем его кусочком бумаги одного из цветов.

· Теперь можно перевернуть работу и полюбоваться результатом!

бумага и картон деформируются. Но детям легче работать с клеем.