Использование телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста. Применение телесно-ориентированных методик в дошкольной среде

В настоящее время резко возросло количество детей со стёртой формой дизартрии на логопункте ДОУ общеобразовательного вида. Традиционные методы коррекции детей с отклонениями в речевом развитии оказываются неэффективными, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата со стороны соответствующих структур ЦНС. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической (интонационно-мелодической) сторон речи. В зависимости от уровня поражения и клинических проявлений выделяют разные виды дизартрии (бульбарную, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую и корковую).

Независимо от клинической формы дизартрии, по данным Е.Н.Винарской, А.М.Пулатова, О.В.Правдиной, основными симптомами являются нарушения мышечного тонуса, ограничение подвижности мышц, наличие непроизвольных движений (гиперкинезов, тремора, синкинезий), насильственные движения, невозможность произвольных движений при сохранных непроизвольных. Симптомы могут проявляться единично, в комплексе и, по-разному сочетаясь между собой, складываются в синдром артикуляционных расстройств. Для дизартриков характерно поражение не только двигательного звена, но и чувствительного, т.е. нарушается кинестетическое восприятие артикуляционных поз. Второй синдром дизартрии – синдром просодических расстройств. Для детей с дизартрией характерны истощаемость нервной системы, нарушение вербальной памяти и произвольного внимания, неуравновешенность нервных процессов, замедленная включаемость в деятельность, слабая эмоциональная регуляция поведения и т.д. Характеризуя детей с дизартрией, мы видим комплексное нарушение на всех трёх уровнях функционирования головного мозга (по А.Р.Лурия): 1) на энергетическом уровне (блок регуляции уровня активности мозга);.2) на операциональном уровне (блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации); 3) на уровне программирования, регуляции и контроля над протеканием психической деятельности. Наличие таких проявлений позволяет говорить о том, что первично нарушен уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма, на котором активируются все психические процессы человека с момента рождения. Учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе должен применять методы воздействия на все иерархические ступени мозговой организации, начиная работу “снизу-вверх” (с энергетического уровня). Энергетический уровень можно сравнить с тележкой, на которой размещаются знания, умения и навыки. От её размера зависит объём содержимого.

Таким образом, я хочу предложить новую структуру логопедического занятия с детьми, включающую нейропсихологический компонент. Основой нейропсихологического подхода является “Метод замещающего онтогенеза”, автор А.В. Семенович. Данная структура реализует развитие всех трёх уровней головного мозга.

Структура занятия

I.Подготовительный этап.

– настроить детей на занятие;
– активизировать внимание.

1.1. Игра “Имя +…”. Дети стоят или сидят полукругом, логопед подкидывает мяч, ребёнок ловит мяч и произносит своё имя. Усложнения: ребёнок произносит имя и слово по заданной лексической теме; слово с заданным звуком в разных позициях и т.п.

1.2. Объявление темы занятия.

II. Основная часть.

Уровень базовых механизмов (развитие непроизвольной регуляции).

– оптимизировать тонус собственного тела;
– повышать энергетизацию организма;
– развивать кинетические и кинестетические ощущения;
– развивать межполушарное взаимодействие;
– расширить поля зрительного восприятия.

1. Релаксация-растяжки. Упражнения дают возможность почувствовать границы собственного тела, развивают кинетические ощущения своего тела. Возможные упражнения:

  • “Облепливание” – поглаживание, потрясывание, облепливание, поглаживание. Сначала выполняет логопед, затем дети самостоятельно;
  • “Дождик” – дети проходят под обручем, на котором привязаны полоски ткани (мохнатые нитки, атласные ленты и т.п.);
  • “Тоннель” – дети проползают в тоннеле из разных материалов (плащёвка, короткий мех и т.д.);
  • “Росток” – выпрямить сначала ноги, затем спину, плечи, локти, руки и потянуться вверх. Сначала на счёт до 5, затем довести до 12. “Ветерок подул, растение сломалось” – движения выполняются в обратной последовательности;
  • “Снеговик” – движения те же. “Солнышко подуло, снеговик растаял”;
  • “Сосулька”;
  • “Насос и кукла” – логопед (ребёнок) “надувает насосом” куклу, “кукла” (ребёнок) напрягает руки, прогибает плечи и грудь, напрягает ноги. “Кукла сдувается”;
  • “Марионетки”.

2. Развитие физиологического, диафрагмального дыхания.

Ребёнок учится управлять дыханием. Упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, насыщают ретикулярную формацию кислородом.

  • “Шарик” – упражнение можно выполнять лёжа, контролируя движения живота поставленной на него игрушкой, или сидя, контролируя движения руками. Вдох – надуть живот, выдох – втянуть;
  • На вдохе поднимать, а на выдохе опускать правую, затем левую руки;
  • То же самое с ногами; одноимёнными ногой и рукой; разноимёнными рукой и ногой;
  • На выдохе добавлять гласные;
  • Другие традиционные упражнения для развития дыхания.

3. Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения. Возможные упражнения:

  • Рисуем “Крест” на двух уровнях (на уровне локтя и вытянутой руки) слева направо и сверху вниз, в конечных точках задержаться, глаза следят за предметом, голова остаётся неподвижной (3-6 раз на каждом уровне);
  • То же самое с контролем за дыханием (выдох в середину);
  • Язык двигается вместе с глазами;
  • Язык двигается в противоположную сторону;
  • Рисование восьмёрки, диагонали (правила те же).

4. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Назначение данных упражнений – при выполнении упражнений для тела и пальцев повышается “чувствование” ребёнком собственного тела, синхронизируется деятельность полушарий головного мозга, повышается точность и скорость передачи импульсов в нервной системе, снимаются синкинезии и мышечные зажимы, развивается произвольная саморегуляция внимания.

Известные упражнения для рук: “Колечки” одноимённые и разноимённые, “Честь”, “Лезгинка”, “Ухо – нос”, “Лягушка”, “Паучок”, и т.д. Усложнение: выполнение с закрытыми глазами, с однонаправленными и разнонаправленными движениями языка, с проговариванием скороговорок или стихотворением. В упражнении “Ладушки” используется не только классический вариант исполнения, но и ногами, а так же смешанный вариант “ноги – руки”.

Упражнения для тела.

  • “Куколка – солдатик”. Ребёнок вначале “одевает” – ставит руки на пояс, затем на плечи, уши и поднимает их вверх, а затем “раздевает” куколку или солдатика – выполняет движение в обратном порядке. Усложнение – выполнение упражнения с запаздыванием одной руки.
  • “Буратино”.
  • “Цыганочка”. И.п.: поставить ноги на ширине плеч, руки опущены. Дотронуться правой рукой до поднятого левого колена, вернуться в И.п., затем сзади дотронуться левой рукой до правой пятки, вернуться в И.п. Повторить соответственно для левой руки и правого колена и правой руки и левой пятки.
  • “Хождение вдоль стены” или “Скалолаз”.

2.2. Уровень когнитивных механизмов (развитие второго уровня головного мозга) .

– развивать артикуляционную моторику;
– развивать просодическую сторону речи;
– обогащать словарь ребёнка;
– формировать грамматический строй речи;
– развивать память, внимание, мышление.

Данные задачи реализуются традиционно:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания.

3. Постановка звука.

4. Анализ артикуляции.

5. Развитие фонематического слуха.

6. Автоматизация звука.

7. Растяжки – релаксации. При коррекции дизартрии используются с целью обучения ребёнка самоконтролю за мышечным тонусом. Работа над произносительной стороной речи предполагает нагрузку на мышцы шеи и плеч. Именно поэтому необходимо научить детей возможным приёмам релаксации данных групп мышц. Релаксация возникает естественным путём за счёт утомления мышц, и ребёнок сам регулирует этот процесс.

Нервно-мышечное расслабление шеи и плеч

  • Упражнение “Любопытная Варвара”.

И.п.: сидя или стоя, руки опущены, голова прямо.

Повернуть голову максимально влево (вдох), затем в исходное положение (выдох), расслабить мышцы. Движение повторяется по два раза в каждую сторону.

Поднять голову вверх, посмотреть в потолок как можно дальше (вдох), затем вернуться в исходное положение (выдох), расслабить мышцы. Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди (вдох), вернуться в исходное положение, расслабить мышцы (выдох).

Упражнение может сопровождаться стихотворением:

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд – тут немного отдохнёт.
А Варвара смотрит вверх
Дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

  • Упражнение “Упрямая шея”.

И.п.:

Руки сцеплены на затылке (локти в стороны, голова поднята, глаза смотрит вверх) и давят с максимальным усилием по направлению ко лбу (дыхание не задерживается) до тех пор, пока не наступит естественное утомление. За этим следует отдых. Выполняется 5 – 6 раз. Таким же способом производится давление руками на лоб по направлению к затылку, а затем сцепленными руками над головой – на правую и левую стороны.

  • Упражнение “Перекаты головы” или “Шарик”.

И.п.: ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Всё внимание сосредоточено на расслабленных мышцах шеи. Наклонить голову вперёд и медленно перекатывать её от одного плеча к другому. Затем наклонить голову назад и снова сделать перекаты из стороны в сторону. То же – по кругу в одну и другую сторону.

  • Упражнение “Замок”.

И.п.: сидя на стуле, спина прямая, голова смотрит прямо, руки в замке на уровне плеч.

Разводя локти в стороны, не размыкая пальцев, напрячь мышцы рук и плечевого пояса до ощущения лёгкой дрожи. Затем это же движение повторяется на уровне лба, над головой, за головой. Выполняется 3–5 раз.

  • Упражнение “Шамаханская царица”.

И.п.: сидя на стуле, спина прямая, голова смотрит вперёд.

Разводя локти в стороны, ладони давят друг на друга над головой, на уровне лба, на уровне груди и живота. Выполняется 3–5 раз.

  • Упражнение “Черепаха”.

И.п.: сидя на стуле или стоя, руки опущены вниз, голова смотрит прямо.

Ребёнок имитирует медленное движение головы черепахи, которая выглядывает из панциря (плечи опускаются, подбородок тянется вверх и вперёд) – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Затем голова прячется в панцирь (плечи поднимаются, подбородок к груди) – вдох, вернуться в исходное положение – выдох. Выполняется 3–5 раз в каждом направлении.

  • Упражнение “Бабочка”.

И.п.: сидя на стуле или стоя, руки опущены вниз, расслаблены, голова смотрит прямо.

Ребёнок имитирует плечами движение крыльев бабочки: сводит плечи – крылья на спине (вдох), возвращается в исходное положение – расправил плечи – крылья (выдох). Выполняется 3–5 раз.

III. Заключительный этап (развитие третьего уровня головного мозга).

3.1. Игры и упражнения для развития произвольной регуляции.

К ним относятся игры и упражнения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть осмыслены, “перекодированы” ребёнком. Назначение игр данной направленности – развитие произвольной саморегуляции, контроля над собой и происходящим вокруг. Они используются в конце занятия в виде поощрения.

  • Игра “Речка – берег” или “Внутри – снаружи”. Дети стоят вокруг коврика. По команде взрослого: “Речка”, дети обеими ногами встают на коврик, а по команде “Берег”, возвращаются в исходное положение. Взрослый чередует команды, затрудняя действия детей. Усложнение: дети выполняют команды не двумя ногами одновременно, а попеременно (левая нога маркируется красным браслетом или с неё снимается обувь). Вариант игры: действия выполняются сидя за столом, с помощью рук (красным браслетом маркируется левая рука).
  • Игра “А я еду, а я рядом…”. Дети сидят на стульях в кругу, один стул свободен. Дети по очереди говорят фразы и пересаживаются на свободный стул: “ А я еду – а я рядом – я а зайцем – а я с… (называется имя любого ребёнка из круга)”. Задача ребёнка, имя которого назвали – быстро занять пустой стул, задача его соседей справа и слева – успеть засалить убегающего рукой. Игра повторяется несколько раз.
  • Игра “Соловей летел, весело запел…”. Дети стоят или сидят на стульях по кругу. Руки разведены в стороны ладошками вверх таким образом, чтобы своя правая находилась над чужой ладошкой, а левая ладонь под чужой правой ладошкой. Игроки по очереди говорят слова текста и правой ладонью в чужую левую “передают письмо” – ударяют по ладони: “Соловей – летел – весело – запел –…”

Задача игрока придумать и назвать текст (существительное). Затем песенка со словом отправляется дальше. Задача остальных игроков: передать песенку–слово, деля его на слоги. Задача игрока, которому приходит последний слог, успеть отдёрнуть руку во время удара. Игра повторяется несколько раз.

  • Игра “Самолёты”. Дети стоят по углам ковра. Каждому уголку присваивается какое – то имя – слог (например, са – со – су – сы) или слово, состоящее из четырёх слогов (например, са – мо – лё – ты). По команде ведущего названные уголки меняются местами. В момент их встречи каждый игрок должен хлопнуть и назвать свой слог, а затем продолжить движение в заданном направлении. Задача взрослого: максимально затруднить деятельность играющих, давая разнообразные команды. Игра может проходить за столом (прямоугольным). В этом случае дети, выполняют задание, передвигая фишки по уголкам стола или игрового поля.

3.2. Рефлексия. Оценка деятельности.

Литература

  1. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2004.
  2. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. – М., 1993.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М., 2008.
  4. Шохор – Троцкая М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. – М., 2000.
  5. Опыт нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – Ек., 2010.

ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Ягодка»

Наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии в контексте развивающих, коррекционных и психологических занятий в настоящее время является актуальной проблемой.

Популярность телесно-ориентированных техник в современном мире, несомненно, растет. Телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций.

В основе телесно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере. Коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода, поэтому психолог в нашем детском саду работает в тесной взаимосвязи со всеми специалистами. Нами были изучены и систематизированы методики многих авторов (Алябьевой У.А., Ганичевой И.В., Зуевой Т.Л., Касицыной М.А., Панфиловой М.А., Сиротюк А.Л. и др.) . На их основе составлены комплексы игр и упражнений, которые применяют специалисты детского сада.

В работе активно используются подвижные и малоподвижные игры, игры с мячом, элементы психогимнастики, коррекционной ритмики, упражнения на координацию речи с движением, кинезиологические упражнения, приёмы самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.

Задача телесно-ориентированного подхода - распускание мышечных зажимов. Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза. Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример - возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать ребенка, накричать на него. Тогда он взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

Важным моментом социализации ребёнка является его способность контролировать телесные проявления и тесно связана с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

На начальных этапах ребенок обучается дифференцировать состояние напряжения/расслабления отдельных мышечных групп. Необходимо помнить, что при чрезмерно длительном напряжении могут возникать болевые ощущения, что является нормальным явлением. Об этом необходимо спокойно сказать ребенку. Допускается также более интенсивный контакт в области сегмента, чтобы дать ребенку возможность его почувствовать. Важно не торопить его, так как ребенок может в любой момент столкнуться с неприятным ощущением или переживанием.

Нельзя делать движения через силу и спешить. Чем спокойнее мы выполняем движения, тем больше вслушиваемся в свое тело и тем больше информации получаем. Тело необходимо слушать, мягко следуя за ним.

Следует помнить, что в отличие от взрослых (у которых все движения совершаются с перефирии, с мелких движений) у детей все начинается с большого движения. Лишь когда усвоено большое движение, можно переходить к более мелким.

Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ (психологических, педагогических, логопедических и т.д.) .

И именно для решения таких проблем в первую очередь нужно использовать телесно-ориентированный подход. Он позволяет детям снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Телесно-ориентированный подход создает для тела ребенка такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы он смог снять телесное и эмоциональное напряжение.

Примеры упражнений телесно-ориентированных техник

Упражнение «Пчела на носу»

Сморщить нос, стараясь двигать им в разные стороны.

Села на нос мне пчела,
Не легка, не тяжела.
Я руками не машу,
Носом я ее толкну.

Я наморщил сильно нос,
А когда его расслабил,
То пчелы и след растаял.

Примечание. При выполнении упражнения в работу включаются многие мышцы лица.

Упражнение «Рот на замочке»

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот «на замочек» , сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их.

У меня есть свой секрет,
Не скажу его вам, нет (поджать губы) .
Ох, как сложно удержаться,
Ничего не рассказав (4-5 секунд) .

Губы все же я расслаблю,
А секрет себе оставлю.

Упражнение «Лимон»

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем «бросить» лимон и расслабить руку.

Выполнить то же упражнение левой рукой.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю Сок лимонный выжимаю.

И всю руку напрягаю Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.

Упражнение «Палуба»

Представить себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. руки сцепить за спиной. Качнуло палубу - перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола) ,

Выпрямиться! Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох - выдох!

Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.

Список литературы:

  1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
  2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997.
  3. Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности. // Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119-126.
  4. Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии

Рудакова Ирина Анатольевна

педагог-психолог ТОГАОУ ЦПМСС «Возрождение», г. Тамбов

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым. Психосоматическое развитие ребенка сквозь призму культурно-исторического подхода Л. С. Выготского можно рассматри­вать как процесс закономерного становления механизмов психологи­ческой регуляции телесных функций, действий и феноменов. Содержа­ние этого процесса является основание знаково-символических форм регуляции, трансформирующей природы заданные потребности (пить, есть и др.), телесные функции (дыхание, реакция боли) или создающей новые психосоматические феномены (образ тела, образ боли, самочувствие). Формами внедрения психологической регуляции в телесные феномены являются телесные действия, имеющие план открытого поведения и потому формирующиеся по социально заданному эталону, смысловые структуры и эмоциональные пережи­вания (отношение к телесному феномену) .

Изначально психология тела возникла в русле психоанализа, в 30-х годах прошлого века. Ее основатель Вильгельм Райх был одним из учеников З. Фрейда. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации, возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный пан­цирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). В психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту.

Популярность телесно-ориентированной психотерапии в современном мире, несомненно, растет. В самом деле, среди различных методов психокоррекции - невербальный, телесно-ориентированный подход привлекает возможностью непосредственной коммуникации с подсознанием с помощью языка тела, а также контроля эмоций. Важным достоинством телесной психотерапии является также широкое применение разнообразных техник.

Мы в свой работе применяем данные техники для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7лет), ориентируясь на программу Ганичевой И. В «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми». Данная программа построена на основе целостного подхода к личности ребёнка, принципа единства и гармонии развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребёнка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притяги­вающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувстви­тельных), двигательных и речевых механизмов. В дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства. Точкой отсчета является восприятие своего тела, далее дети научаются ориентироваться в прост­ранстве независимо от собственной позиции, менять точки отсчета.

Эмоциональный компонент социальных представлений выражает эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям социальной действительности, к людям или к самому себе как члену социума. Именно с развития эмоционального реагированияначинают­ся социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоцио­нально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой приро­дой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.

Работа с сегментами тела - телесно-ориентированная терапия, направленная на последовательную проработку сегментов тела. «Задавленные с детства эмоции требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек. Задача телесно-ориентированного подхода - распускание мышечных зажимов.Мышечные зажимы организуются в семи основных защитных сегментах, которые располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза.Основным способом распускания мышечных зажимов на соответствующем уровне является предварительное максимальное напряжение мышц основных сегментов тела.

В комплекс занятий блока «Основы саморегуляции» входят дыхательныеупражнения и постизометрическая релаксация.

Когда человек переутомлён, уровень его энергии слишком низок и человек легко впадает в состояние перевозбуждения. Классический пример - возбуждённый и беспокойный ребёнок, который, несмотря на усталость, никак не может успокоиться. Нередко приходится видеть, как пытаясь успокоить расшалившегося ребёнка, родители или педагог усаживают его на стул, ограничивая тем самым его двигательную активность. Ребёнок в этом случае не может усидеть на месте. Взрослый может наказать малыша, накричать на него. Тогда ребёнок взрывается плачем, что заставляет его дышать глубже и даёт ему энергию для расслабления. Поэтому для достижения расслабления необходимо уделять внимание технике дыхания.

За последние несколько сот лет образ жизни человека значи­тельно изменился. Чем более развито общество, тем больше в нём выработано правил и обычаев, и человеку приходится считаться с ними, сдерживая свои эмоциональные реакции и физиологические процессы. Вот уже миллионы лет старые физиологические механизмы работают впустую, и адреналин чуть ли не выплёскивается из нас наружу. Можно помочь себе, прибегая к физической активности, но всегда ли можно реализовать эту потребность? А напряжение накапливается. Нервное напряжение влечёт за собой напряжение мускулатуры. Для преодоления внутреннего напряжения надо учиться релаксации. Расслабились мышцы - отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие. С этой целью проводится постизометрическая релаксация, которая вызывает естественное расслабление мышц за счёт их предварительного напряжения в течение определённого времени.

Известно, что более 80 % информации в процессе общения передаётся невербальным способом. У ребёнка в гораздо большей степени, чем у взрослого, спонтанные движения и жесты отражают характер его коммуникации.

На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, таким образом, развивая чувство эмпатии и приятия, что является особенно ценным в детской среде.

Важным моментом социализации ребёнка является его способность контролировать телесные проявления и тесно связана с формированием основных черт психики. У ребёнка возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приёмы самоконтроля.

Список литературы:

  1. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекцион­ной и развивающей работе с детьми: М., 2004.
  2. Лоуэн А. Психология тела: Телесно-ориентированный биоэнергетический психоанализ: М., 1997.
  3. Николаева В. В., Арина А. Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, № 1, С 119-126.
  4. Сандомирский М. Е. Психокоррекция и личностный рост: телесно-интегративный подход // Институт Психотерапии и Клинической Психологии [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=1211
  5. Телесность человека: Междисциплинарные исследования // Философское общество СССР; Институт человека при Президиуме АН СССР; Факультет психологии МГУ. - М., 1993.

Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.

У ребенка есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находиться в напряжении, нервная система работает с перегрузками. И чем больше у ребенка расстройств, тем меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходиться. Так как ребенок может ощущать жизнь только через физическое существование, то отчуждение от своего тела ведет к межличностной отчужденности.

На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т. е. развивает чувство эмпатии. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде. Поэтому большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. На основе этого подхода построена коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», которая позволяет создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.

Включение телесно-ориентированных психотехник на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит и оказывает ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.

Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную.

Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю___________________/Зам. по ВМР Андреева Г.А./

01.10.11 г.

Перспективный план коррекционно-

развивающей работы с детьми старшей и

подготовительной группами по программе

И.В. Ганичевой «Телесно-ориентированные подходы в психокор-

рекционной и развивающей работе с детьми»

на 2011-2012 учебный год

Разработала:

Киселева Н.В., педагог-психолог

МДОУ ЦРР д/с «Белоснежка»

Месяц

Задачи

1 год обучения

(5-6 лет)

2 год обучения

(6-7 лет)

Оборудование

Тема

Мяч

Октябрь

1. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей.

2. Знакомство с группой.

3. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.

Диагностика

1. Вводное занятие с 8.

Ноябрь

1. Познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира.

2. Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

3. Ознакомить детей со строением и основными частями тела.

4. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память.

Блок «Я и мои помощники»

Коробка с мелкими предметами;

сенсорные дощечки;

магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, звуков природы;

небольшие кусочки овощей и фруктов, сахар, соль;

листы бумаги, простые и цветные карандаши;

2. Органы чувств с.10

3. Ориентировка в схеме тела с.13

4. Ориентировка в схеме тела с.13 (продолжение)

5. Контакт с телом с.17

1. Помочь осознать телесную активность в процессе межличностного взаимодействия.

2. Развивать невербальную коммуникацию: мимику, жестикуляцию.

2. Тело в контакте с. 22

3. Тело в контакте с. 22

(продолжение)

4. Развитие невербальной

коммуникации с.26

Предметы с различными поверхностями – мягкими и жёсткими, холодными и тёплыми, гладкими и шершавыми;

мелкие предметы: камешки, желуди, орехи, шишки, ракушки.

Блок «Эмоциональная

сфера»

5. Злость, гнев с. 38

Декабрь

1. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память

2. Знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть).

3. Учить определять чувства и эмоции по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.

4. Обучение самоконтролю за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.

5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, учит выражать настроение мимикой и пантомимикой.

6. Развивать чувство эмпатии.

6. Контакт с телом с. 17

(продолжение)

7. Контакт с телом с. 17

(продолжение)

Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов;

магнитофон с записью весёлой и грустной музыки;

предмет-символ (свеча, сердечко из ткани).

Блок «Эмоциональная сфера»

8.Ознакомление с эмоциями с. 28

9. Радость, грусть с. 31

1. Ознакомить с чувствами злости, гнева и страха с формами их выражения.

2. Учить осознавать и выражать чувства злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций.

3. Обучить умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.

6. Злость, гнев с. 40

7. Злость, гнев с. 40 (продолжение)

8. Страх с. 44

9. Страх с. 47 (продолжение)

Старые газеты, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», большое зеркало, мягкие игрушки – щенок, медвежонок, медведь, кукла-«страшилка», листы бумаги, простые и цветные карандаши.

Январь

1. Определение чувств и эмоций по телесным проявлениям - через мимику и пантомимику.

Продолжить работу над развитием самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятием собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.

2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

3. Ознакомить детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.

10. Радость, грусть с. 31 (продолжение)

11. Обида с. 35

12. Обида с. 35 (продолжение)

Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов; магнитофон с записью весёлой и грустной музыки;

лист ватмана, набор карандашей;

предмет-символ (свеча, сердечко из ткани), карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «Обида», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.

1. Учить развивать координацию движений.

2. способствовать психическому и физическому оздоровлению.

3. Учить вырабатывать умения устанавливать оптимальные контакты с окружающей средой.

Развитие крупной моторики (макроуровень)

10. Хатха-йога с. 56

11. Хатха-йога с. 59 (продолжение)

12. Хатха-йога с. 62

Февраль

Февраль

1. Развивать равновесие, баланс тела, умения владеть своим телом на осознанном уровне.

2. Способствовать укреплению и развитию психического и физического здоровья детей.

3. Развивать навыки межличностного взаимодействия.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Блок «Развитие крупной моторики» (макроуровень)

13. Развитие координации,

равновесия с. 51

Мешочки с песком, теннисные мячи (резиновые игрушки), монеты, четки, палочки, карандаши, шары.

14. Развитие координации,

равновесия с. 51 (продолжение)

15. Парные упражнения с 55

16. Пальчиковая гимнастика и массаж. Работа с мелкими предметами. Упражнения с монетами с. 70

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Блок «Развитие мелкой моторики» (микроуровень)

Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами.

13. Мудры с. 78

14. Мудры с. 81 (продолжение)

15. Штриховка с. 83

Блок «Развитие моторики» (средний уровень)

16.Упражнения с палочками с.89

Март

Март

1. Продолжать обучению развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей.

3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.

4. Регулирование психофизиологического состояния детей.

17. Упражнения с палочками и карандашами с. 74

18. Упражнения с палочками и карандашами с. 74 (продолжение)

19. Упражнение с шарами с. 76

20. Упражнение с шарами с. 77 (продолжение)

Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами, наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью, мячи.

1. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.

2. Учить достигать состояние расслабления.

3. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений.

17. Упражнения с мячами с. 92

18. Упражнения с мячами с.94 (продолжение)

19. Упражнения с мячами с.95 (продолжение)

Теннисные мячи.

Блок «Развитие зрительного анализатора»

20. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 96

Апрель

Апрель

1. Учить снимать мышечные зажимы через использование телесно-ориентированной терапии.

2. Обучать дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела.

Блок «Работа с сегментами тела»

21. Последовательная проработка сегментов тела (глаза) с. 102

22. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104

23. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104 (продолжение)

24. Последовательная проработка сегментов тела (шея) с. 107

1. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений.

2. Учить приёмам правильного дыхания и расслаблению мышц тела.

3. Учить активизации отдельных систем организма.

4. Обучать снятию эмоционально-психического напряжения, повышать двигательную активность.

21. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 98 (продолжение)

Блок «Основы саморегуляции»

22. Дыхание с. 120

23. Массаж с. 123

24. Растяжка с. 126

Май

1. Снятие мышечных зажимов через использование телесно-ориентированной терапии.

2. Обучение дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела.

3. Изучение психомоторного развития и эмоционального состояния детей.

25. Последовательная проработка сегментов тела (грудь) с. 109

26. Последовательная проработка сегментов тела (диафрагма) с. 111

27. Последовательная проработка сегментов тела (живот, таз) с. 113

Диагностика

Панфилова Ангелина Сергеевна

Класс

11 «А»

Учитель (ФИО)

Учитель истории Нечипуренко Светлана Николаевна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №20

Название материала

Буклет «Отечественная война 1812 года»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.)

Презентация, учебный видеофильм, буклет

Цели,

Задачи материала

Цель: информационная, знакомство с причинами отечественной войны 1812 года, планами сторон, основными этапами, причинами победы русского народа.