Кризис семи лет: характеристика и особенности, рекомендации родителям. Причины кризиса семи лет. Шашки, шахматы, домино, нарды

В этой статье вы узнаете, что делать если ребенок не слушается. Скорее всего, ответы на этот вопрос вам на понравятся. Но следование предложенным рекомендациям приведет к самым лучшим последствиям — ваш ребенок, повзрослев, станет успешным и счастливым человеком, а вас всю жизнь будет благодарить за то, что вы воспитали его именно так.
Как вырастить из ребенка личность, при этом сохранив гармонию в отношениях с ним – читайте в этой статье. А также почему капризы ведут к лучшей жизни, чем воспитание отличается от манипулирования и почему ребенку лучше не знать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Что делать если ребенок не слушается – 7 простых правил

Посмотрите на окружающих вас взрослых людей. Среди них есть те, кто работает на средней работе со стабильной зарплатой, не выделяется в обществе, с незаурядной внешностью и незапоминающимся внешним видом. А есть и такие, кто стильно одевается, много зарабатывает, занимается собственным делом, яркие, харизматичные, уверенные в себе. Так вот, первые в детстве были послушными, хорошими девочками и мальчиками. А вторые не слушались своих родителей, и скорее всего, их родители были этому только рады. Большинство детей, вырастая, превращаются в серую массу потому, что общепринятый подход к воспитанию сводится к послушанию. Почему этот подход в корне не верен и как нужно действовать на самом деле – читайте в семи правилах личностного воспитания:

Правило #1: Откажитесь от авторитарного режима

Главная задача воспитания заключается в том, чтобы вырастить человека, который будет уметь брать на себя ответственность, будет способен к самостоятельной жизни. Но почему-то многие родители считают, что основная задача воспитания – привить ребенку «хорошие» качества и задавить «плохие». При этом какие качества хорошие, а какие – плохие, они определяют интуитивно, на основе того, как их самих воспитывали родители.

Но задумайтесь над тем, являетесь ли вы на сто процентов гармоничной личностью? Все ли сферы вашей жизни благополучны? Если нет, то почему вы считаете, что ваше видение плохого и хорошего поможет ребенку стать счастливым человеком?

Правило первое гласит – перестаньте считать себя правым во всем. Ваша воля не должна быть для ребенка единственно верной. Если вы хотите вырастить из него личность, которая сможет отвечать за себя сама, прекратите навязывать ему свои «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно».

Правило #2: Давайте увидеть причину и следствие

Всегда аргументируйте свою позицию. Ребенок имеет право видеть во всех ваших «можно» и «нельзя» причинно-следственную связь. Так вы научите его принимать решения самостоятельно. Он будет понимать «если я сделаю так, то будет это…» и на этой основе будет учиться осознанно принимать решения. Если объяснять все ребенку аргументированно и доходчиво, то у него не будет оставаться недопонимания. Он не будет пытаться проверить правдивость ваших суждений. А если вы будете общаться с ним при помощи аргументов: «потому что я так сказала» или «нельзя, потому что нельзя», то оставите у ребенка недопонимание и сами в итоге будете виноваты в том, что он не послушается вас. Ведь ребенок – существо любопытное, ему всегда хочется докопаться до истины. Не вините его в этом.


В случае, если вы не будете объяснять ребенку причинно-следственные связи, может случиться страшная беда. Он усвоит ваши суждения, и у него заблокируется нравственная область. Он бездумно будет воспроизводить вашу родительскую программу, вместо того чтобы основываться на собственных суждениях и мотивах.
Например, вы вбили ребенку мысль, что деньги – это плохо. Богатые люди=плохие люди. И не аргументировали эту мысль, просто высказывая ее без объяснений. Став взрослым человеком, ваш ребенок будет бедным. И скорее всего, он будет не в состоянии понять почему. Он просто примет вашу программу и будет прилежно пытаться всю жизнь быть «хорошим». По вашему мнению. А если бы вы объясняли тогда ребенку, почему у вас сложилось такое мнение на этот счет, то он имел бы возможность еще в детстве сложить свое собственное мнение об этом.
Итак, правило второе – объясняйте ребенку причины и следствия, и тогда он, пропуская это через собственную призму, будет иметь возможность выбирать – прислушиваться к вам или аргументированно поступить по-своему.

Правило #3: Учите принимать неизбежные обстоятельства

Разумеется, есть вещи, которые являются необходимыми, например, поход к врачу. В необходимостях тоже большая польза для ребенка. На них он будет учиться тому, что некоторые обстоятельства нужно безусловно принимать, и с этим ничего не поделаешь. В таких случаях также необходимо объяснять ребенку, почему это необходимо, выстраивать для него причинно-следственную связь, вместо того чтобы просто заставлять и говорить «надо».

Правило #4: Капризы – это хорошо

Если ваш ребенок долго выбирает на какой стул ему сесть, какую одежду надеть, брюки какого цвета лучше купить – это прекрасно. Вам достался ребенок, который потенциально может добиться больших успехов в жизни. Поэтому забудьте о таких словах, как «ешь что дают» или «я думаю, тебе вот это больше подойдет» и предоставьте ребенку свободу выбора. В отсутствие этой свободы у ребенка может сформироваться .


Во взрослой жизни успехов добивается только тот, кто недоволен существующим положением вещей и многого хочет. Поэтому, позволяя ребенку иногда капризничать и выбирать то, что ему по душе, вы тем самым растите в нем успешную и уверенную в себе личность.

Посмотрите вокруг — успеха добиваются только уверенные в себе люди. Уверенность — это ключ ко всему. Человек может не обладать талантами, быть неграмотным, необразованным. Но если он будет уверенным, все трудности будут ему нипочем — он добьется больших высот во что бы то ни стало, несмотря на отсутствие талантов, образования или привлекательной внешности. Поэтому взращивайте в ребенке уверенность, не подавляйте ее.

О том, как у ребенка формируется низкая и высокая самооценка, уверенность и неуверенность, читайте .

Правило #5: Уважайте своего ребенка

Многие родители жалуются на то, что ребенок их не уважает. Но при этом они даже и не думали прививать ему это уважение. Большинство родителей думает, что ребенок должен уважать их просто по факту того, что они – его родители. Они его воспитывают, содержат, а значит, он должен их уважать. Но это так не работает.

Если вы будете самоутверждаться перед ребенком, вести себя так, как будто ваше слово – закон, не ждите от него уважения. Он будет вести себя либо так же, как вы, либо еще хуже.
Единственный способ привить ребенку уважение к другим – уважать его самого. Только уважение к ребенку рождает в нем ответное уважение к вам. Если мы, напротив, не уважаем мнение ребенка, его выбор и решения – он научится также относиться, прежде всего, к себе, а потом и ко всем окружающим.
Пока ребенок маленький, вы можете не заметить, как на нем сказывается ваше неуважение к нему. Но как только он подрастет, вы почувствуете на себе ответное неуважение с лихвой.

Правило #6: Побуждайте к принятию решений

Вы начинаете общаться с ребенком буквально с пеленок. Уже в это время можно и нужно считаться с его мнением. Даже если он еще не разговаривает, он может подавать сигналы. А вы побуждайте его к принятию решений. Он должен знать, что у него всегда есть выбор. И тогда в любой момент жизни, что бы ему ни говорили, он не будет принимать это за чистую монету. Он будет знать, что всегда волен выбирать.


Как побуждать ребенка к принятию решений? Все время спрашивайте у него, чего он хочет. Хочет он сейчас есть или нет? Хочет он овсяную кашу или рисовую? Какую футболку ему купить, красную или зеленую?
При этом, как всегда, не забывайте о причинно-следственной связи: объясняйте ему последствия того или иного решения.
Предоставляя ребенку свободу выбора с самого раннего детства, вы рискуете вырастить самостоятельного, любящего себя и других, успешного, уверенного в себе человека.

Правило #7: Будьте на равных

Чего бы ребенок ни натворил, вы всегда можете поговорить с ним и договориться, вместо того, чтобы кричать и демонстрировать свое превосходство над ним. Ребенок отличается от взрослого только тем, что он не может нести за себя ответственность. Во всем остальном это такой же полноправный член общества, как и вы. Так относитесь к нему на равных, вместо того, чтобы смотреть сверху вниз.
Например, маленький ребенок разбил вазу. Он играл, не осознавая, что сделал что-то плохое. Авторитарный родитель сказал бы гневно: «Ты неряха! Ты поступил ужасно!» Такая позиция дает ребенку понять, кто тут главный, кто решает, кому нужно подчиняться.
Противоположная позиция – сказать спокойным голосом, что эта ваза – важная вещь для мамы. Мама ставит в нее цветы. Ваза вместе с цветами радуют глаз. Разбив вазу, ребенок сделал маме больно, это огорчило ее. Такая позиция формирует между родителем и ребенком отношения на равных, при этом ребенок усваивает и запоминает, что так делать нельзя.


Детям неведомо, что чувствуют другие, они не умеют ставить себя на место другого. Общаясь с ребенком на равных, объясняйте ему, что вы чувствуете в том или ином случае. Будьте терпеливы, подавайте пример, и постепенно ребенок научится вас понимать.

Воспитание построено на вере

Для четкого понимания того, что такое воспитание, я приведу цитату Эриха Фромма:

Психолог и философ Эрих Фромм говорит о том, что именно авторитарное воспитание является на самом деле не воспитанием, а манипулированием. Реальное воспитание развивает ребенка, дает ему возможность познавать новое, допускать ошибки и учиться на них. Манипулирование же, в отличие от воспитания, является своеобразным способом слепить из ребенка того, кем родители хотят его видеть.
Воспитание отличает от манипулирования наличие веры в ребенка, в его возможности и способности. Воспитывая ребенка, родители дают ему возможность совершать ошибки, делать опыты и изучать окружающий мир. Манипулирование – наоборот, задавливает в ребенке желание познавать новое из-за постоянных «нельзя», «неправильно» и «плохо».
Научитесь отличать эти два понятия и начните воспитывать ребенка в отсутствие манипуляций. Давайте ему свободу, не лишайте его выбора. И тогда из него вырастет личность. Он все равно никогда не получится таким, каким бы вы хотели его видеть. Ведь он – другой человек, у него другое восприятие мира, отличное от вашего.
Он родился не для вас, а для самого себя. Это отдельная личность, которой вы просто помогаете выйти в мир. Поэтому вместо того, чтобы пытаться слепить из своего ребенка желанную вам фигуру, дайте ему все возможности для того, чтобы слепить себя самому.

Заключение

Надеюсь, теперь вы имеете представление о том, что делать если ребенок не слушается. Данные правила придумала не я, они давно развиваются в психологии и постепенно входят в обиход. Но к сожалению, для многих эти правила до сих пор неприемлемы из-за авторитарного воспитания родителей, бабушек, прабабушек. Слишком сильно в нас вросло корнями негуманное воспитание. Но задумайтесь, считаете ли вы, что у вас было счастливое детство? Что вас воспитывали правильно? Если нет, то это значит, что вам нужно изменить привычную схему общения с ребенком.

Собрав все мысли этой статьи воедино, можно сделать вывод, что нет ничего хорошего, если малыш слушается вас. Чаще всего это значит, что он чего-то боится или по какой-то причине потерял интерес, любопытство к познанию мира. А если он не слушается – это прекрасно! Ведь это значит, что у него уже есть свое мнение, он знает, чего хочет. А еще он не боится вас – и это тоже хорошо. Он не считает вас властным, злым родителем, а значит, доверяет вам.

Начните уважать своего ребенка, побуждайте его к принятию решений, давайте увидеть причину и следствие, будьте с ним на равных, верьте в него! И тогда он вырастет в способного, ответственного, самостоятельного, уверенного в себе и, главное, счастливого человека!

И не забудьте скачать мою книгу «Как полюбить себя» . В ней я делюсь самыми эффективными приемами, при помощи которых я сама когда-то подняла свою самооценку, стала уверенной и полюбила себя. Эта книга станет вашим личным помощником на пути к любви и уверенности в себе. Уверенный и любящий себя родитель = уверенный и любящий себя ребенок.

Если вам нужна индивидуальная помощь в вопросах воспитания, вы можете записаться ко мне на психологическую . Я помогу вам стать эффективным родителем. Ребенок не только скажет вам спасибо, когда вырастет, но и станет гармоничной, зрелой и счастливой личностью.

Записаться ко мне на консультацию можно через вконтакте , инстаграм или . Ознакомиться со стоимостью услуг и схемой работы можно .

Подписывайтесь на мой Инстаграм и YouTube канал. Там много полезностей!

Верьте в безграничные возможности вашего ребенка!
Ваш психолог Лара Литвинова


В жизни каждого родителя может наступить определенный, довольно неприятный момент, когда ребенок не слушается. Отказ от послушания может быть вызван пустяковой причиной, например, ребенок не откликается, когда его зовут и не подходит, когда его просят подойти. Либо ребенок не слушается, когда его просят о чем-то более серьезном: убрать игрушки, сесть делать уроки или доесть суп. В любом случае, пускать ситуацию на самотек не стоит. С раннего детства ребенок должен ощущать авторитет родителя и понимать, что старших слушать просто необходимо. В противном случае, в более позднем и «проблемном» подростковом возрасте, совладать с любимым чадом будет практически невозможно.

Мы собрали для вас советы психологов, что делать родителям, если дети в возрасте 5-7 лет не слушаются. В таком возрасте дети особенно быстро развиваются, на них влияет школа и меняющееся окружение, поэтому и советы для каждого возраста будут разными.

Ребенок не слушается родителей в 5 лет

Ребенок в возрасте 5 лет очень редко капризничает или не слушается без причины. Задача родителя – выяснить причину, которая вызвала непослушание. Психологи выделяют 4 наиболее распространенные причины, почему ребенок в таком возрасте может не слушаться:

1. Недостаток внимания

Ребенок 5 лет начинает осознавать собственную ценность в глазах родителей. Непослушание может быть вызвано желанием утвердиться за счет повышенного внимания родителей. Либо, если малыш испытывает недостаток внимания, непослушание – попытка это исправить: если он не будет слушаться, на него точно обратят внимание. При этом ребенок готов пренебречь тем фактом, что внимание, которое он привлекает – негативное. Последствия такого непослушания могут быть достаточно серьезными: дети становятся все менее контролируемыми, делают все вопреки тому, что говорят взрослые. Особенно часто подобное случается, когда у родителей не хватает времени, им часто приходится попросить ребенка подождать немного. Малыш начинает понимать: чем хуже он будет себя вести и чем чаще делать что-то не так, тем больше мама или папа уделят ему внимания.

2. Попытка самоутвердиться

Если вы уделяете ребенку достаточно внимания, а он все равно не слушается, причина может крыться в подсознательном желании сопротивляться контролю со стороны взрослых. Как правило, от этой причины «страдают» очень благосостоятельные семьи.

3. Попытка отомстить или выместить обиду

Часто дети в 5 лет не слушаются, потому что затаили обиду и таким образом пытаются это показать. Вы могли несправедливо наказать его, например, не разобравшись толком, наказать за что-то, чего он не делал. Иногда ребенок 5 годов от роду может вымещать обиду за то, что родитель дал обещание, но не сдержал его.

4. Проблемы с верой в себя

Ребенок 5-7 годов прислушивается к окружающему миру, во многом формирует собственную личность, исходя из примера родственников и особенно родителей. Если мама или папа постоянно недовольны, говорят, что у малыша «кривые руки», он глупый, какой-то не такой, и уж точно не такой послушный/старательный/опрятный, как ребенок соседей – не стоит удивляться появлению комплексов. Ребенок теряет веру в себя, закомплексованность сказывается на поведении и в конце концов, он начинает не слушаться родителей.

Что делать, если дети 5 лет не слушаются?

Желание родителя как можно скорее исправить ситуацию понятно, однако не стоит кричать на ребенка, ругаться, наказывать и выстраивать дома более строгую дисциплину, это не поможет.

Если вы проанализировали ситуацию и поняли, что ребенок не получает достаточно внимания, нужно попытаться исправить именно это. Как только чадо снова почувствует себя нужным и любимым, желание капризничать и делать все наперекор пропадет. По выходным выделяйте минимум несколько часов на совместное времяпрепровождение, BrainApps расскажет, как весело и с пользой провести время с ребенком . Стоит понимать, что пары часов раз в неделю недостаточно. Если вы занятой человек, пообещайте ребенку проводить с ним хотя бы полчаса в день, например, перед сном – читать вместе книжки, разговаривать, найдите совместное хобби. Не забывайте о своем обещании, покажите, что вам также важно это время, которое вы проводите вместе.

Ребенок не слушается в 6 лет

Поведение ребенка 6-7 лет и младше напрямую зависит от того, в какой обстановке он растет, как с ним ведут себя родители и другие близкие родственники. Редкое непослушание – совершенно нормально, психологи указывают, что все дети время от времени не прочь показать характер. Если же ребенок всегда был более-менее послушным, а в какой-то момент будто с цепи сорвался, перестал слушаться, абсолютно все действия выполняет наперекор указаниям, это повод задуматься. Нет, не о том, что ребенка нужно больше ругать и контролировать. Скорее всего, изменилась обстановка в доме или ваше, родительское отношение.

Если ребенок не слушается, возможно стоит начать искать причину в себе. Психологи выделяют 4 распространенные причины, почему дети 6 лет могут не слушаться:

1. Непонимание

Возможно ребенок попросту не понимает, что от него хотят родители. Задача слишком сложная, ее плохо, непонятно объяснили. Не понимая, что нужно делать, дети теряются и часто расстраиваются. Представьте реакцию дошкольника, когда на него, за то, что он чего-то не понимает, еще и кричат. Это вызывает еще больше растерянности и непонимания, а вдобавок ко всему, обиду и нежелание слушаться.

2. Врожденный темперамент

Не забывайте о том, что личность ребенка начинает формироваться в раннем возрасте и уже в 6 лет он может проявлять свою индивидуальность. Спокойные, меланхоличные дети способны безропотно подчиняться родителям, молчать и быть «паиньками». Однако все дети разные, некоторые обладают взрывным темпераментом, более упрямым, норовистым характером. Может быть, вы разговариваете с ребенком слишком грубо? Часто кричите, своими указаниями пытаетесь подавить его характер. Непослушание в таком случае – всего лишь проявление индивидуальности. Это не значит, что если ребенок не слушается, с ситуацией можно ничего не делать. Нужно изменить подход, больше объяснять, разговаривать и находить компромиссы.

3. Нехватка внимания

В 6 лет дети все еще требуют к себе много внимания, даже если они уже ходят в школу и имеют возможность общаться со сверстниками. Родители, которым постоянно некогда, вызывают у ребенка гнев, раздражение и прочие негативные эмоции, которые выливаются в непослушание.

4. Попытка доминирования

В возрасте 6 лет дети находятся в своеобразном переходном возрасте, ведь это время, когда молочные зубы заменяются на коренные, а привычная обстановка дома и детского сада меняется на школу. Изменение поведения в этом возрасте естественно для некоторых детей. Если вашего ребенка будто подменили, возможно он просто проверяет вас на прочность, пытается доминировать и показать, кто же в семье главный. В таком случае, вам придется отстоять свое главенство в семье, но не криками и ссорами, а терпением, авторитетом и настойчивостью.

Что делать, если дети 6 лет не слушаются?

В 6 лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понимать родителя и то, что ему объясняют. По этой причине психологи не советуют делать что-то особенное и изобретать велосипед, вам всего лишь нужно поладить с чадом, найти контакт. Нужно избегать ссор, криков, недопонимания. Налаженный контакт – прямой путь к гармонии в доме, послушанию ребенка.

Если ребенок не слушает и не отозвался на просьбу в первый раз, проявите терпение. Повторите второй раз, третий, если понадобится – четвертый и даже пятый. Разговаривайте твердым, уверенным тоном, не повышайте голос, приведите пример, доказывающий вашу правоту. Научитесь не требовать, а просить. Если ребенок не слушается и не реагирует на слова, добавьте в голос твердости, возможно вам даже понадобится подойти и посмотреть ребенку в глаза, то есть, добиться внимания. Важно при этом говорить спокойно, чтобы дошкольник не чувствовал угрозы.

Родители должны не забывать хвалить ребенка, когда он выполнил просьбу или сделал полезное дело. Лучше, чтобы любые бытовые мелочи, от выноса мусора до мытья посуды и уборки в комнате, сопровождались словесной похвалой. Так вы поспособствуете формированию здоровой, любящей обстановке в доме.

В 6 лет дети уже умеют слушать, поэтому, если вы чувствуете, что у вас плохое настроение, вы в любой момент можете сорваться на крики, расскажите об этом ребенку. Нет, конечно, вам не нужно предупреждать его о планируемых криках, однако вы можете объяснить, что устали на работе, не в настроении, а потому лучше с вами не спорить и не пререкаться. Если ребенок все равно не слушается, отложите разборки на несколько часов, но постарайтесь о них не забыть.

Ребенок не слушается в 7 лет

Жалобы на то, что ребенок 7 лет не слушается, довольно распространены, так как именно в этот период дети проходят свой третий по счету возрастной кризис, который относят к началу социализации в обществе сверстников. В 7 лет дети формируют свое социальное «я», психика и организм проходят через множество изменений. Ребенок в этот период может отличаться особенным непослушанием и агрессией, поэтому без советов психологов порой не обойтись.

Родителю стоит забеспокоиться, если ребенок чересчур часто:

  • гримасничает и передразнивает;
  • манерничает и излишне подражает взрослым;
  • игнорирует просьбы и указания;
  • без причины начинает злиться, психовать и устраивать истерики;
  • до последнего отстаивает свою правоту, даже если не прав.

Если ребенок не слушается, родитель должен позаботиться о том, чтобы наладить связь. Не ругаться и не кричать, вызывая ответную агрессию, а договариваться и убеждать логическими доводами.

Что делать, если дети в 7 лет не слушаются?

  • Поощряйте самостоятельность. 7 лет – тот возраст, когда родитель должен относиться к ребенку как к полноценному члену семьи. Пусть у него появятся обязанности по дому, за которые отвечает только он и никто больше. Так ребенок поймет, что вы относитесь к нему серьезно.
  • Проявите понимание. У ребенка, как и у любого взрослого человека, меняется настроение, случаются эмоциональные подъемы и спады, неудачные дни. Если ребенок не слушается, возможно, у него выдался тяжелый день в школе, может быть, кто-то обидел или обозвал. Сыну иди дочке нужна ваша поддержка, а не нотации или указания, что нужно сделать.
  • Договаривайтесь. В 7 лет дети уже достаточно развиты, чтобы осознавать ценность слов, поэтому не кричите, а приводите доводы, разговаривайте, убеждайте. Если даете обещания, обязательно выполняйте их, прививая ребенку мысли о том, что нужно всегда держать слово и выполнять обещания.
  • Иногда нужно надавить. Родитель должен понимать, что в 7 лет ребенок еще не осознает полноценно моральные нормы поведения. Так, если мальчик ударил девочку или пытается фамильярничать со взрослыми, это может быть банальное непонимание, а не непослушание. Если объяснить ребенку, почему совершать подобные поступки плохо, не получается, надавите родительским авторитетом. Главное – уверенный, спокойный тон, который убедит ребенка послушаться.
  • Откажитесь от наказаний. Ученые доказали, что ни физические наказания, ни психологическое давление, не несут педагогической ценности. Ребенок просто не воспринимает такие методы воздействия, так как взрослый по умолчанию сильнее и имеет большее влияние. Если ребенок не слушается, не нужно бить его или оскорблять. В противном случае, из него может вырасти человек, признающий лишь превосходство силы.

Таким образом, главный ключ к гармонии в семье и послушным детям – доверие, взаимовыручка и понимание между родителем и ребенком. От вас, как от родителя, потребуется недюжинное терпение, уверенность в своих силах и авторитете, однако результат вас приятно удивит, а ребенок, в конце концов, останется благодарен.

И подростковый.

Кризис же семи лет проходит у детей как-то незаметно для родителей. Может, теряется на фоне первых уроков, школьных впечатлений и новенького ранца. Все-таки первый класс - это важный этап в развитии ребенка.

Это совсем не значит, что на изменения в поведении не нужно обращать внимания, потому что из-за небрежности может появиться низкая успеваемость, нежелание учиться или проблемы в общении. Поэтому нужно вовремя заметить проявления кризиса и помочь сыну или дочке его преодолеть.

Проявления кризиса 7 лет у ребенка

Проявится кризисный период довольно неожиданно: поведение ребенка изменится буквально на пустом месте. Он может быстрее уставать, раздражаться, нервничать буквально на пустом месте. Он старается дружить с более взрослыми детьми, кривляется и манерничает, пытаясь развеселить старших товарищей.

Школьник пытается быть похожим на взрослых, пытается подражать старшим братьям или сестрам, знакомым.

У ребенка часто обостряется агрессивность. Некогда спокойный малыш вдруг начинает вести себя, как самый настоящий разбойник. Но иногда может появиться и застенчивость или неуверенность в себе. Успеваемость резко снизится, потому что сейчас его интересует совсем не учеба.

Марина Савельева, детский психолог :

«Главная причина кризиса - ребенок уже исчерпал развивающие возможности игр, и теперь ему нужно больше: не воображать, а понимать, что и как работает. Поэтому появляется вандализм в отношении любимых игрушек: станет ли кукла красивей, если её подстричь и накрасить? Он очень хочет стать взрослым, считая, что именно взрослые всё знают. Поэтому ребенок так злится на родителей: вдруг они делятся друг с другом тайной информации, когда остаются вдвоем? И злится на себя: как может такой почти взрослый человек когда-то быть настолько беспомощным».

Что происходит с ребенком во время кризиса 7 лет

Кризис семи лет можно назвать «пробой» перед подростковым возрастом: открытый эмоциональный ребенок вдруг становится замкнутым, у него появляются секреты. Вместо «Я хочу!» у него появляется вопрос «Что за этим будет?».

Конечно, и семилетний ребенок может с легкостью прыгнуть в самую глубокую лужу во дворе, но теперь он уже будет просчитывать последствия своего поступка. Поэтому перед тем, как показаться маме «во всей красе», он постарается привести себя в более-менее приличный вид.

Игры его интересуют уже не так сильно . Ребенок уже научился выстраивать , брал на себя различные социальные роли, познавая мир. Сейчас же ему нужно нечто другое, но пока малыш и сам не знает, что именно. И только взрослая жизнь притягивает, как магнит.

Сейчас ребенок хочет и может учиться, но только ему не очень интересны чтение и письмо. Лучше пение, рисование, моделирование самолетов и т.д.

Что делать родителям, когда у ребенка кризис 7 лет

Смена деятельности после детского сада, новые знакомства, неизвестные предметы - всё это поможет ему справиться с кризисом. Но важно, чтобы ребенок был психологически .Не стоит вести его в первый класс в шесть лет только потому, что так нужно.

Нужно объяснять ребенку, что в какие-то моменты ему придется уступать одноклассникам, учителям, научиться подчиняться общим правилам, но и отстаивать свое мнение.

Будет здорово, если негативные проявления кризиса вам удастся перевести в мирное, конструктивное русло.

Мама- Яна рассказала свою историю :

«Моим дочерям 7 и 16 лет. Я заметила, что младшая в последнее время до мелочей стала копировать старшую сестру. Начиная от одежды или прически и заканчивая походкой или манерой разговора. Конечно, в исполнении 7-летней девочки всё это выглядит довольно нелепо. Моя старшая дочь планирует поступать в художественный университет, поэтому серьезно занимается живописью и лепкой. Привлекла к этому и сестренку свою. Так теперь Катюхе моей (младшей) совершенно неинтересно это взросление. Самое важное теперь: как смешать нужные краски, чтобы передать глубину цвета неба?».

Вам важно понять и принять, что ребенок хочет быть самостоятельным. И если в три года это ему удавалось не так и хорошо, то сейчас он уже довольно взрослый, чтобы принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Не нужно вмешиваться в дела ребенка, если он вас об этом не просит, - так вы даете ему понять, что верите в его силы. Дайте чаду почувствовать отрицательные последствия своих действий или бездействия, чтобы он быстрее стал взрослым и сознательным. Потихоньку и очень плавно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела своего школьника и передавайте их ему.

Дети в первом классе много времени посвящают школьным занятиям, выполнению домашних заданий. Это ответственные девочки и мальчики, которым, однако, всё так же интересно развлечься в свободное от важных дел время. Конечно, на улице весело, ведь можно поиграть со своими сверстниками, а что делать, когда за окнами ливень или сильный мороз, чем занять ребенка 6-7 лет дома? Эту задачу помогут решить родители, если внимательно отнесутся к потребностям и интересам своего малыша.

На седьмом году жизни мозг маленького человека, фактически, идентичен мозгу взрослого человека, кроме того, уже отлично развит опорно-двигательный аппарат. Несмотря на то, что уже полным ходом идут процессы окостенения, позвоночник малыша ещё достаточно уязвим, поэтому родителям надо внимательно следить за его правильной осанкой и предотвращать игры, опасные для этой ещё полностью не завершённой структуры тела.

Наряду с этим, у детей активно развивается мускулатура, а общее развитие неразрывно связано с мелкой моторикой рукой, чему, собственно, и необходимо посвящать большинство игр. В связи с этим, любая деятельность, связанная с рисованием, лепкой, созданием поделок из различных материалов, находится в приоритете.

Рассматривая другие аспекты развития маленькой личности, можно рекомендовать и другие занятия ребенку в шесть или семь лет:

  1. Основным для младшего школьника остаётся наглядно-образное мышление, но постепенно начинает формироваться и логика, которую необходимо развивать. Поэтому родители вполне могут занять свою дочь или сына интересными и полезными для них играми типа анаграмм. Данные упражнения могут по-настоящему увлечь ребёнка, и, в то же время, повысить его внимание, скорость чтения и мысли.
  2. Для улучшения логического мышления, памяти и сообразительности отлично подходит игра «Пятнашки». В набор входит доска, состоящая из 16 секторов и 15 костяшек квадратной формы. Чтобы выиграть, нужно правильно расставить все фишки так, чтобы пустая секция оказалась внизу в правом углу, ведь действовать надо последовательно. Также для развития логики подходят такие настольные варианты игр, как «Логические задачи», «Логическое домино», «Логика 3 в 1», «Логические квадраты».
  3. Словарный запас ребёнка в 6-7 лет довольно большой, но он ещё недостаточен для полноценного общения, Но существуют игры, которые могут значительно увеличить лексикон первоклассника – «Противоположности», «Словарное лото», «Балда», «Времена года, праздники».
  4. Несмотря на то, что память у детей отличная в этом возрасте, её необходимо ежедневно тренировать, при этом ребёнок поиграет и отдохнёт. Такие настольные игры, как «Спящие», «7 на 9» «Эрудит» позволят не только укрепить память, но и научить быстрому сложению, вычитанию.
  5. Расширить кругозор, что требуется младшему школьнику постоянно, помогут игры, связанные с изучением географии, астрономии, истории Древней Земли. Хорошая настольная игра «Кругосветное путешествие», которая будет интересна и первоклашкам и более старшим детям.

Кроме того, родителям надо помнить, что особенностью первоклассников является то, что их фантазии существенно превосходят интеллект, поэтому при изучении точных предметов, таких как математика, наглядные иллюстрации должны использоваться в меру, так как это может отвлекать ребёнка от сути урока.

Читайте так же:

Домашние, совместные с родителями и самостоятельные развлечения детей обязательно принесут пользу, если взрослые проявят инициативу и предложат своему ребёнку что-нибудь необычное и малознакомое. Но для этого нужно уметь определить, чего хочет ваш сын или дочь. Любые игры и занятия могут принести пользу, но их лучше чередовать, так как первоклассники по-прежнему быстро устают и отвлекаются, если занимаются одним делом более 20 минут.

Чем занять ребенка 6-7 лет дома: видео

Идеи для детского творчества

Рисование – одно из любимых занятий детишек любого возраста, Но его можно сделать ещё более занимательным для шестилетних и семилетних детей.

Варианты такого время провождения могут быть разными:

  1. Симметричные картинки. Ребёнка можно научить новому интересному приёму обращения с бумагой и красками. Для этого альбомный лист складывают пополам, краски смешивают с мыльной водой, а затем кисточкой капают на сложенную бумагу. Если после этого её развернуть и прижать к прокрашенной стороне чистую, получится симметрично расположенная абстракция, которую можно дорисовывать как угодно, благо, что у ребёнка отлично работает воображение.
  2. Рисунки-абстракции. Чтобы для малыша уже знакомое занятие стало особенно привлекательным, можно предложить ему расчертить бумагу хаотично расположенными линиями, в результате чего на листе появятся самые разные геометрические фигуры. После этого дети могут раскрашивать их, в зависимости от своей задумки. Есть смысл попросить ребёнка сделать все детали отличными цветами, так чтобы они не соприкасались.
  3. Простые срисовки. Полезным занятием может стать срисовка картинки с детской книги или журнала – это станет первым серьёзным шагом первоклассника на стезе изобразительного искусства. Ведь, как правило, небольшие успехи имеют стимулирующее действие на сознание ребёнка, и возможно, живопись когда-нибудь станет профессией сына или дочери.
  4. Делаем оттиски. Это простое приятное времяпровождение может понравиться шестилетке. Оттиски можно делать чем угодно – вырезанными из картофеля фигурками, кубиками, крышечками от банок. Инициативу придумать новые трафареты можно доверить самому малышу, это будет развивать его интеллект и будить фантазию.
  5. Что получится, если дорисовать? Такая творческая игра, наверняка придётся по вкусу первокласснику. На бумаге можно изобразить любое животное, но без хвоста, ушек, лапок, но также это может быть дом без окон, машинка без колёс, деревья без листочков и многое другое. Важно, чтоб ребёнок сумел правильно дополнить рисунок и внёс что-то своё. Если детей двое, можно устроить между ними соревнования, кто сделает лучше или завершит работу раньше.

Когда дело касается детского досуга, а родители не представляют, чем занять ребенка 6-7 лет дома, ребёнку можно предложить слепить не просто фигурку, но создать целую картину из теста, пластилина или специальной глины.

Действовать потребуется следующим образом:

  • сначала необходимо простым карандашом сделать изображение на бумаге;
  • сверху можно размещать созданные из пластилина детали, приклеивая их к листу;
  • в результате картина получится объёмной и более чем оригинальной.

Если брать тесто, то его можно купить или приготовить самостоятельно. Чтобы сделать его разноцветным, размятый кусочек делят на части, а затем каждую перемешивают с обыкновенной гуашью. После просушивания шедевра и его дополнительного декорирования, такое изделие можно даже запечь в духовом шкафу на маленьком огне (100 градусов) в течение двух часов.


Вообще, все вещи, которые малыш сделал сам, вдвойне ценнее. Помимо создания скульптур и художественных произведений, мальчики этого возраста с удовольствием занимаются чеканкой, гравюрой, росписью по дереву, выжиганием.

Девочкам ближе такие занятия как плетение макраме, вышивание, в том числе, бисером, украшение вещей стеклярусом, вязание, декорирование самых разных предметов – шкатулок, простых коробочек, рамок для картин. Также развлечь шестилетнего ребенка можно работой с мехом, бархатом или фетром – у детей получаются отличные мягкие игрушки и украшения. Другие творческие увлечения – фигурки из гипса, пазлы 3D, раскраска картин по номерам, создание объёмных панно.

Особенно стараются дети в преддверии праздников – они готовы самостоятельно декорировать комнаты, придумывать и мастерить оригинальные упаковки для подарков, сочинять тексты поздравительных открыток и многое другое. Папам и мамам важно поощрять такую инициативу детей, что заставит их прикладывать ещё больше фантазии и сил, чтобы удивить близких людей.

Домашние театральные представления

Для семилетних детей большой радостью станет создание собственного домашнего театра, где можно разыгрывать небольшие спектакли на сказочные темы, а также сценки из реальной жизни. Тем более что семилетке уже не занимать ловкости, чтобы своими руками сделать персонажей и необходимые декорации. Конечно, нужно будет тщательно всё продумать, и взрослые должны обязательно помочь дочери или сыну осуществить такую прекрасную идею – советом, а может быть, и делом.

Разумеется, ребёнок будет главным режиссёром своего маленького театра и, в первую очередь, он должен выбрать действующих героев. После этого понадобится сделать для них костюмы и сочинить сценарий.

Из чего будут сделаны персонажи, также решает ребёнок. Можно выбрать несколько вариантов: из бумаги с помощью рисования или складывания, вылепленные из глины, из папье-маше.

Наверное, наиболее реальными будут выглядеть куклы из папье-маше. Многие думают, что это слишком трудоёмкий процесс, но это не так:

  • нужно взять ненужные газеты, бумагу, можно даже туалетную, и мелко порвать;
  • далее бумажные клочки смешиваются с обычным ПВА клеем, так чтобы смесь была густой и вязкой;
  • на предварительно застеленный плёнкой стол ставят пустую пластиковую ёмкость, и наносят на неё приготовленную массу;
  • на горлышко надевается сделанная отдельно голова героя и закрепляется;
  • после этого следует подождать, пока кукла окончательно высохнет, и тогда её можно раскрасить в соответствии с ролью и характером.

Но всегда есть альтернатива – кукол можно сделать, используя технику оригами, или применить картон, на который наклеить необходимые детали – лицо, гофрированную тонкую бумагу в виде юбочки, для головы используют волосы от старых кукол. Чтобы декорировать сцену, проще всего сделать аппликацию, на занавес мама может выделить пару кусков ненужной ткани из бабушкиных сундуков.

Домашний театр – это, безусловно, одна из блестящих идей, поскольку его создание сочетает в себе самые разные виды деятельности ребёнка.

Развлечения для юного экспериментатора

Младшие школьники уже обладают многими знаниями, а поскольку процесс постижения мира и исследовательская деятельность у них продолжается, многим мальчикам и девочкам будет крайне увлекательно заняться химическими опытами, разумеется, некоторые из них лучше проводить под руководством взрослых:

  1. Потребуется взять один апельсин и очисть его от кожуры. Можно надуть два или три воздушных шара. При выжимании сока из цедры на шарики, они будут лопаться один за другим, так как входящий в состав лимонен способен растворять каучук.
  2. Если смешать лимонный сок с водой, обмакнуть в них ватную палочку и написать несколько слов на бумаге, буквы будут невидимыми. Но только до тех пор, пока около листа не провести пламенем свечи – практически, сразу буквы станут коричневыми, и написанное проявится.
  3. В бутылку из пластика надо налить стакан уксусного спирта, в воздушный шарик насыпать три маленькие ложки соды. Если надеть на горлышко бутылки шар, сода попадёт в уксус и шар надуется.
  4. В высокий бокал следует налить полстакана подсолнечного масла и столько же томатного сока. После добавления в него двух шипучих таблеток аспирина, из бокала повалит «лава», на поверхности которой будут образовываться большие пузыри.


Отличным, полезным и информативным занятием для детей остаются книги, ведь дети уже умеют читать. Также не стоит отказывать малышу в игре с конструктором – это может быть длительное увлечение, сохраняющееся у людей на всю жизнь. Дети в 6-7 лет становятся более общительными и коммуникабельными, так что для них хороши все командные игры, как подвижные, так и настольные.

Совсем несложно придумать, чем занять ребенка 6-7 лет дома – первоклассники сами могут подать родителям массу интересных идей, остаётся только прислушаться к их мнению и правильно направить на путь дальнейших достижений, по мере сил помогая и оберегая от неосторожных действий.

Причин детского непослушания множество, причём в каждом возрасте они свои – то есть в 2 года, 5, 7, 8 или 9 лет ребёнок ведёт себя плохо в силу некоторых определённых факторов. Хотя, конечно, имеются и общие негативные предпосылки, например, вседозволенность.

Вопрос, что делать, когда ребёнок совсем не слушается, не редкость. И оставить ситуацию на самотёк нельзя, ведь нередко плохое поведение принимает крайние формы, когда малыш или подросток практически отбивается от рук. Давайте разбираться.

Перечень ситуаций, когда ребёнок ведёт себя неподобающе, очень много.

Ниже представлены 5 типичных образцов детского непослушания, у каждого из которых имеются свои собственные предпосылки и возрастные рамки:

  1. . Нередко случается так, что после неоднократного предупреждения малыш в два годика вырывается из маминых рук на прогулке, хватается за острые предметы и т.д. Естественно, подобные поступки изматывают.
  2. . На любое мамино требование или просьбу ребёнок отвечает сопротивлением, протестом, истерикой. Он не хочет одеваться, садиться за стол, возвращаться с прогулки. Подобное поведение часто встречается у детей 3 лет и даже в 4 года.
  3. Ребёнок мешает окружающим . Даже в 5 лет дети могут вести себя просто невыносимо: кричать и бегать в общественных местах, толкаться и пинаться. В результате матери очень стыдно из-за недовольных взглядов и замечаний окружающих людей. Чаще всего в 7 лет такая проблема полностью исчезает.
  4. . На просьбу взрослых одеться, убраться в комнате дети отвечают молчанием и игнорированием обращённых к ним слов. Подобное поведение особенно характерно в 10 лет и старше, когда начинается подростковый бунт.
  5. . Такие поступки больше характерны для младшего дошкольного возраста. В 4 года дети могут громко требовать настаивать на приобретении дорогой игрушки или какой-либо сладости.

Для решения подобных проблем имеются свои воспитательные приёмы, которые призваны сделать ребёнка более послушным. Но перед их описанием следует разобраться, почему дети не слушаются.

Причины непослушания

Источники «неправильного» поведения иногда очень легко установить, просто проанализировав поступки малыша и свою реакцию на них. В других же ситуациях провоцирующие факторы скрыты, поэтому анализ должен быть более глубоким.

Ниже представлены самые распространённые причины непослушания детей разных возрастов:

  1. Кризисный период . Психология выделяет несколько основных кризисных этапов: 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10 — 12 лет (начало переходного возраста). Естественно, границы достаточно условные, важнее другое – в эти периоды происходит существенные изменения в детской личности и способностях ребёнка. Меняется и психика, и поведение.
  2. Чрезмерное количество запретов . Бунт – естественная реакция детей любого возраста на ограничения. При постоянно звучащем слове «нельзя» ребёнок порой специально нарушает запреты, чтобы доказать свою независимость и «насолить» родителям.
  3. Непоследовательность родителей . По различным причинам родители вводят санкции против ребёнка за то, что вчера если не поощрялось, то и не осуждалось. Естественно, он растерян, дезориентирован, что и выражается в непослушании.
  4. Вседозволенность . В такой ситуации, напротив, ограничения практически отсутствуют. Ребёнку разрешено буквально всё, поскольку родители путают понятия «счастливое детство» и «беззаботное детство». Результатом потакания любым капризам становится избалованность;
  5. Разногласия в вопросах воспитания . Различные требования к ребёнку – не редкость. К примеру, отцы обычно требуют больше от детей, мамы же проявляют сочувствие и жалость. Или конфликт может возникнуть между родителями и старшим поколением. В любом случае непослушание – следствие дезориентации ребёнка.
  6. Неуважение детской личности . Нередко взрослые убеждены, что ребёнок в 8 или 9 лет столь же «бесправен», как и годовалый. Они не желают слушать его мнение, поэтому неудивительно, что в итоге возникает протестное поведение.
  7. Конфликты в семье . Взрослые, выясняя собственные отношения, забывают о ребёнке. А тот старается привлечь внимание через шалости или даже серьёзные проступки. Впоследствии это превращается в привычку.

Нередки случаи, когда поведение ребёнка ухудшается после изменения состава семьи: развода или рождения братика/сестрёнки. Основной мотив непослушания в таких ситуациях – желание привлечь к себе внимание.

Как реагировать на непослушание?

О типичных проблемах и причинах детского неподчинения уже было сказано. Теперь нужно понять, что делать родителям, если ребёнок не слушается.

Стоит отметить, что речь пойдёт о поступках, которые всё же остаются в пределах нормы. То есть рассматривать будем именно непослушание, а не отклоняющееся поведение.

Полезная и актуальная статья, в которой психолог рассказывает, и как родительские крики влияют на его дальнейшую жизнь.

Ещё одна важная статья, которая посвящена теме физических наказаний. Психолог доступно объяснит, .

Что же делать с ребёнком, если он ведёт себя столь необдуманно, что это угрожает его здоровью или даже жизни? Необходимо ввести систему жёстких рамок, которые запрещено пересекать.

3-летний малыш, активно познающий мир, просто не представляет, насколько тот опасен. Однако в силу возрастных особенностей и не понимает пространные объяснения, поэтому систему ограничений основывают на условно-рефлексивном поведении.

Ребёнок, услышав определённое слово, обязан остановиться чисто рефлекторно. Это важно, поскольку не всегда есть время на пояснение сложившейся ситуации и вероятных последствий.

Чтобы вся эта конструкция заработала, нужно:

  • подобрать сигнальное слово , которое бы означало категорический запрет. Лучше всего не использовать с этой целью слово «нельзя», поскольку ребёнок слышит его постоянно. Подойдут сигналы «стоп», «опасно», «запрещаю»;
  • продемонстрировать взаимосвязь между сигнальным словом и негативным последствием . Конечно, ситуация не должна представлять серьёзную опасность для ребенка. К примеру, если ребёнок тянет палец к иголке, можно позволить ему прочувствовать боль от острого. В действительно опасных ситуациях нужно многократно проговаривать сигнальное выражение: «Опасно брать ножик.», «Опасно прикасаться к плите.»;
  • убрать эмоции . Иногда ребёнок 5 года жизни специально провоцирует опасность, чтобы мама испугалась за него, а он напитался её эмоциями. Вот почему не следует показывать свои сильные переживания, когда малыш так себя ведёт.

Введение категорических запретов также должно сопровождаться уменьшением прочих ограничений, поскольку в ином случае существует риск, что ребёнок попросту запутается, что можно, а что нельзя делать.

Как уже было отмечено, дети проходят через несколько кризисов, которые и характеризуются протестными настроениями. Взрослеющий человечек стремится к автономности, однако редко какой родитель готов её предоставить в 5, 8 или 9 лет.

Как поступить родителям в этом случае? Позволить ребёнку быть более самостоятельным и принимать решения. Согласитесь, можно предоставить ему возможность решать, чем он будет завтракать или что наденет в школу.

Подобные вещи покажутся родителям мелочью, зато для растущего ребенка это своеобразный пропуск во взрослый мир. А ещё он чувствует, что может принести пользу своим близким.

Если же ребёнок настаивает на выполнении заведомо «проигрышного» задания, позвольте ему это выполнить (если, конечно, это не навредит самому малышу). Однако после неудовлетворительного результата не нужно говорить, мол, я же предупреждала и т.д.

Если же протест вылился в истерику, взрослому следует сохранять спокойствие, иначе эмоциональная вспышка только усилится. Нужно избавить ребёнка от зрителей, прижать к себе или, напротив, немного отойти, не выпуская его из виду. Всё зависит от обстоятельств.

Ребёнок мешает окружающим

В этом случае необходимо дать понять, что имеются общие поведенческие принципы, которые нужно в обязательном порядке соблюдать. Естественно, если ребенок не слушается в 4 года, то он может просто не понимать важности выполнения этих требований.

И всё же делать замечания, объяснять и, в конце концов, воспитывать детей необходимо. Поэтому мама и во второй, и в восьмой раз должна повторять вроде бы очевидные вещи: «Не пинай кресло, потому что мужчине впереди неудобно сидеть».

Если не получается сейчас, то ближе к 8 годам ребёнок усвоит правила поведения, о которых так часто повторяет мама или папа. И чем доступнее объяснять, тем скорее этот момент наступит.

Дети не хотят прислушиваться к родителю, который читает ему нотацию, по двум причинам:

  • ребёнок занят, витает в своих мыслях, поэтому он даже не слышит, о чём говорит родитель;
  • это ещё один вариант протестного поведения.

В первом случае так себя ведут дети, у которых проявляются аутистические черты. Однако может подобное поведение проявляться и у одарённых ребятишек, поскольку они постоянно прокручивают в голове множество различных идей.

Необходимо разобраться, почему именно ребёнок не может или не хочет слушать, чтобы вовремя исправить ситуацию или постараться наладить отношения. Квалифицированный психолог подскажет, что делать в этом случае.

Протестное поведение характерно для детей старше 9 лет и особенно для подростков. Они хотят большей самостоятельности, поэтому сердятся на родителей, отказываются их выслушивать, сопротивляясь таким образом их требованиям.

Не важно, не слушается родителей бунтующий подросток или трёхлетний ребёнок, методы решения проблемы будут схожими. Нужно дать детям больше самостоятельности, если это не навредит их безопасности, и больше любви и поддержки.

Ребёнок требует купить ему что-то

Не нужно ожидать, пока требования и капризность перерастут в истеричный приступ. Лучше всего незамедлительно выйти из магазина и под благовидным предлогом забрать ребёнка. Например, объясните, что забыли деньги.

Несостоявшегося «покупателя» необходимо отвлечь на другое действие. Обратите внимание на пробегающую кошку, посчитайте птичек на ветке, повторите выученное стихотворение. Обычно малыши быстро забывают о несовершённой покупке.

Если ребёнок старше 6 — 7 лет, то с ним уже следует договариваться. Пусть он аргументирует, почему ему необходимо именно эта вещь. Узнайте, возможно, он согласен потратить свои карманные деньги (если таковые имеются) на игрушку или телефон.

Тогда стоит пообещать добавить недостающую сумму на день рождения или Новый год и купить понравившуюся вещь. Естественно, обещание нужно в обязательном порядке сдержать.

Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации , которые будут полезны всем родителям. И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет.

  1. Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций. В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
  2. Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
  3. Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
  4. Не озвучивайте по много раз свои требования. Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
  5. Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
  6. Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
  7. Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
  8. Старайтесь уделять общению с детьми больше времени. Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
  9. Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов. По мере возможности обеспечьте эту независимость.
  10. Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.

Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.

Чтобы ребёнок слушался или, по крайней мере, адекватно относился к требованиям взрослых, нужно восстановить максимально доверительные детско-родительские отношения и наладить эмоциональную связь.

Способы установить доверительные отношения:

  1. Ребёнку важно понимать, что можно рассказать родителям о тревожащей его ситуации. Также маленькому человечку необходимо знать, что он может задавать вопросы взрослым, не боясь, что те рассердятся. Одновременно и родители должны без стеснения спрашивать, уточнять, рассказывая о нескольких способах решения проблемы.
  2. Если вам нужно сообщить какую-то важную новость или попросить о чём-нибудь срочном, лучше не кричать, а подойти, приобнять – то есть создать физический контакт. Подобное действие покажет вашу высокую заинтересованность в этой ситуации, и у ребёнка будет меньше оснований отказать вам.
  3. При общении нужно поддерживать зрительный контакт, однако взгляд должен быть мягким. Если родитель смотрит рассерженно, то ребёнок подсознательно ощущает угрозу, желание надавить на него, поэтому каждое обращение воспринимает как приказ.
  4. Воспитание подразумевает не только требования, но и благодарности. Похвала, слова одобрения – лучший стимул для детей, ведь они их слышат от родителей. Кстати, материальное поощрение не так ценно для ребёнка, как искренняя мамина или папина благодарность.
  5. Не следует забывать, что вы родитель, то есть старше и опытнее своего чада. Чрезмерно приятельские отношения нередко приводят к тому, что ребёнок перестаёт воспринимать вас в качестве защитника, главного человека в семье. То есть нужно проявлять большую гибкость.

Важно научиться правильно реагировать на любую проблему, рассматривать её со всех сторон, в том числе и с позиции ребёнка. В этом случае доверие обязательно вернётся, а, значит, и детям уже не нужно будет противостоять своим родителям.

Сила личного примера

Дети не всегда реагируют должным образом на простое объяснение, почему нужно вести себя так или иначе. Лучше воспитывать на личном примере, ведь этот способ действует куда эффективнее, нежели многочисленные слова и пожелания.

Если ребенок в 6 лет не слушается, возможно, следует выслушать его доводы, объяснение поступка. Особенно важно демонстрировать справедливость в подростковом возрасте, поэтому находите в себе силы пересматривать своё решение, если оно было неверным, и просить прощения за ошибку.

В один не самый прекрасный момент практически каждый родитель может столкнуться с проблемой непослушания. Однако не стоит отчаиваться и решать вопрос силой, лучше выстроить отношения с ребёнком так, чтобы конфликты не доходили до точки невозврата.

Кроме того, подумайте, так ли хорош послушный ребёнок. Ведь некоторые проявления неподчинения связаны с нормальным прохождением возрастных кризисов, а если дети никогда не возражают, возможно, им не хватает самостоятельности и стремления к саморазвитию.

И, наконец, сами взрослые должны служить образцом конструктивного поведения. Согласитесь, что глупо требовать от ребёнка слушать и слышать, если родители не всегда выполняют обещания, меняют без должного основания требования и не желают уступать в малом.