Создание предметной среды для обучения детей правилам дорожного движения. «Организация предметно-развивающей среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Создание предметно-развивающей среды по ПДД в группе

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасных ситуаций на дороге.

Необходимо создать в ДОУ условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения воспитателям необходимо создать в группах предметно-развивающую среду по ПДД. Обучая детей правилам дорожного движения, воспитатели должны не только иметь методический и иллюстрационный художественный материал, но и создать в группе игровую зону.

Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить: среда должна выполнять *образовательную, *развивающую, *воспитывающую, *стимулирующую, *организационную, *коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В игровую зону по ПДД может входить: набор мягких, ярких модулей: - «Дорога» набор много функциональных ковриков на липучках; - «Зебра» – пешеходный переход; - свисток; - рули; - маршрут: «Дом – детский сад» ;

Макет «Дорога»: - светофор; - машины (грузовые, легковые) ; - костюмы; - кепка ДПС; - дорожные знаки;

Плакаты; - книжки-самоделки; - художественная литература по теме; - уголок изодеятельности (книжки-раскраски, трафареты машин, цветные карандаши, сменные листы)

Подвижные игры; дидактические; настольно - печатные игры, - самодельные атрибуты (рули, светофор, жезлы) .

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл. Памятка

Предварительный просмотр:

Подвижные игры по ПДД

  1. «Повороты»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Атрибуты:

Дорожные знаки «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево»; рули.

Правила игры:

Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

  1. «Стоп - Идите»

Подготовка к игре:

Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.

Атрибуты: светофор.

Правила игры:

Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

3. «Глазомер»

Подготовка к игре:

В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд.

Атрибуты: набор дорожных знаков.

Правила игры:

Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

4. «Передай жезл»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие выстраиваются в круг.

Атрибуты: жезл регулировщика; магнитофон.

Правила игры:

Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак).

Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

5. «Сигналы светофора»

Подготовка к игре:

На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.

Атрибуты: мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета; стойки.

Правила игры:

В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

6. «Где мы были, мы не скажем, на чём ехали, покажем»

(малой подвижности)

Подготовка к игре:

Играющие делятся на команды.

Правила игры:

Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное.

Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

7. «Цветные автомобили»

Подготовка к игре:

Дети размещаются вдоль стены или по краю площадки. Они автомобили. Каждому дается руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули.

Атрибуты: цветные рули; сигналы (картонные кружки, которые соответствуют цвету рулей.

Ход игры:

Ведущий поднимает сигнал определенного цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

Ведущий может поднимать один, два или три сигнала одновременно, и тогда все автомобили выезжают из своих гаражей. Если дети не заметят, что сигнал опущен, зрительный сигнал можно дополнить словесным: «Автомобили (называет цвет, остановились». Ведущий может обойтись одним словесным сигналом: «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой».

8. «Светофор»

(малой подвижности)

Атрибуты: цветные картонные кружки (желтый, зеленый, красный);

макет светофора.

Ход игры:

Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о значении цвета.

9. «Автобусы»

(быстрая ходьба)

Подготовка к игре:

Дети делятся на «Автобусы» (команды, в каждом «автобусе» выбирается водитель.

Атрибуты: цветные флажки на подставке (по одному на команду); рули (по одному на команду); свистки (по одному на команду).

Ход игры:

«Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки.

По команде «Марш!» первые игроки – водители (с рулями в руках) быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т. д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок – «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

10. «Такси»

(бег)

Цель: Учить детей двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, менять направления движения; быть внимательным к партнёрам по игре. Уточнить представление о транспорте и правила поведения в общественном транспорте.

Атрибуты: обручи большого диаметра (один обруч на двух игроков);

свисток.

Подготовка к игре:

Дети становятся в обруч: один – у передней стороны обода, другой – у задней, лицом за первым.

Ход игры:

Первый ребёнок – водитель такси, второй – пассажир. Они бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время (по свистку) меняются ролями.

11. «Автоинспектор и водители»

(малой подвижности)

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Атрибуты: стул на каждого игрока; ножницы; дорожные знаки; водительские удостоверения (прямоугольники из картона).

Подготовка к игре:

На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители) ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них.

Ход игры:

В игре участвуют 5-6 человек. У водителей имеются водительские удостоверения. С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор - водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

12. «Внимание, пешеход!»

(малой подвижности)

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора. Активизировать процессы мышления и внимания.

Атрибуты: три жезла, покрашенные в три цвета сигналов светофора.

Подготовка к игре:

Дети выстраиваются в шеренгу.

Ход игры:

Регулировщик - воспитатель - показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого - стоят, при виде зеленого - два шага вперед. Того, кто ошибется, регулировщик штрафует - лишает права участвовать в игре. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т. п.

13. «Красный, желтый, зелёный»

(малой подвижности)

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

Подготовка к игре:

Дети сидят на стульчиках (скамейке).

Атрибуты: флажки красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры:

Ведущий поднимает флажок определенного цвета. Если поднят зелёный – дети топают, если жёлтый – хлопают в ладоши, если красный – сидят без движения. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры – сладкий приз.

Дидактические игры по ПДД:

  1. «В стране дорожных знаков»

Цель: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

Развивать умения детей различать дорожные знаки.

Развивать внимание во время игры, познавательный интерес.

Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: игровое поле со знаками дорожного движения, фишки, кубик, карточки с загадками о дорожных знаках.

Ход игры:

Первый вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. Каждый по очереди бросает кубик и отсчитывает фишкой столько клеток, сколько выпало на кубике. Если фишка остановилась на клетке с изображением дорожного знака, ребенок называет знак и его назначение. Если ребенок не может назвать дорожный знак, то пропускает ход. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не пройдут игровое поле.

Второй вариант.

В игре участвует 2-3 игрока. На игровом поле изображение дорожных знаков закрыто черными квадратами. Игроки по очереди бросают кубик и отсчитывают фишками клетки. Если фишка остановилась на клетке с черным квадратом, воспитатель читает загадку о дорожном знаке.

  1. «Дорожные ситуации»

Цель: Развивать умения у детей, в подборе дорожных знаков к дорожным ситуациям.

Ход игры:

Играют 2 – 4 ребенка и взрослый. Участвуют 12 карточек с дорожными ситуациями и 3 овальные карточки. К каждой овальной карточке с дорожными знаками подбирается по 4 карточки с соответствующими дорожными ситуациями. Если карточки подобраны правильно, изображения знаков на них будут совпадать. Дети должны объяснить, почему на данной карточке поставлен именно этот знак? Например, знак «Дети» установлен около школы, так как здесь часто переходят дорогу дети – водитель должен снизить скорость и быть особенно внимательным!

  1. «Дорожное лото с загадками»

(для старшего дошкольного возраста)

Цель: Развивать и укреплять у детей знание о дорожных знаках.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о правилах дорожного движения и о значении каждого знака, или предлагает детям вспомнить и рассказать о них, затем дети должны ознакомиться с правилами игры и приступить к игре.

Правила игры: «Дорожное лото с загадками». В игре могут принимать участие два или три человека. Проводит игру ведущий (воспитатель). Он читает детям загадки в случайном порядке. Играющие должны разгадать загадку и, если у них на карточках есть изображение ответа, то должны назвать ответ вслух. При правильном ответе карточка становится на игровую карточку.

  1. «Верно - неверно»

Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.

Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры:

Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

  1. «Светофор и регулировщик»

Задачи: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика).

Объяснить значение его жестов.

Развивать умение детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.

Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.

Ход игры:

После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.

  1. «Угадай, какой знак?»

Задачи: Развивать умения у детей различать дорожные знаки.

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.

Ход игры:

1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.

2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.

  1. «Правила дорожного движения»

Задачи: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением.

Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры:

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

  1. «Правила поведения»

Задачи: Закрепить с детьми правила поведения.

Развивать умения различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице.

Научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: Разрезные картинки.

Ход игры:

На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.

  1. «Разрезные знаки»

Задачи:

Развивать умение различать дорожные знаки.

Закрепить название дорожных знаков.

Развивать у детей логическое мышление, глазомер.

Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.

Ход игры:

Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.

10. «Я грамотный пешеход»

Задачи: Развивать умение анализировать ситуации на дороге.

Закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города.

Развивать мышление, внимание, наблюдательность.

Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.

Ход игры:

Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации,

которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно,

то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии

с ситуацией на карточке.

11. «Подумай - отгадай»

Задачи: Уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения.

Воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила игры: детям необходимо дать правильный ответ на вопрос (но не следует выкрикивать его хором, выигрывает тот, кто получит больше всех фишек за правильные ответы.

12. «Угадай транспорт»

Задачи: Закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке)узнавать предметы.

Развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Правила:

Педагог загадывает загадки о транспорте, дети должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.

13. «Путешествие на машинах»

Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.

Материал: Игровое поле, фишки.

Ход игры:

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них.

14. «Светофор»

Цель: Расширять знания у детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.

Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.

Ход игры:

Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов, машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков, считается победителем).

15. «По дороге»

Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.

Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.

Ход игры:

Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т. д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПДД

«Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида

транспорта и т.д.);

Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор»;

Картинки для игры на классификацию видов транспорта;

Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть;

Средняя группа:

Новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. И наоборот. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

Макет светофора;

Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;

Макет улицы с пешеходным переходом (обязательно).

Старшая и подготовительная группы:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр;

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»;

Картотека «опасных ситуаций».



Младшая группа

Задачи:

— познакомить детей с работой светофора;

— формировать представления об улице;

— учить различать виды наземного транспорта.

Формы:

♦ рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);

целевая прогулка «Знакомство с улицей»;

♦ чтение стихов В. Лебедева-Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;

♦ рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;

♦ сюжетно-ролевая игра «Мы — водители»;

♦ аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;

♦ целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;

♦ дидактическая игра «Собери светофор».

Средняя группа

Задачи:

— уточнить знания детей о назначении светофора;

— познакомить с классификацией видов городского транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;

— расширить представление об улице, проезжей части, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.

Формы:

♦ рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;

♦ чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;

♦ целевая прогулка «Пешеходный переход»;

♦ рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;

♦ рисование «Грузовой автомобиль»;

♦ конструирование «Наша улица»;

♦ дидактическая игра «Транспорт»;

♦ просмотр кукольных спектаклей «Уважайте светофор», «Происшествие в лесу»;

♦ подвижные игры на развитие координации движений;

♦ беседа «Будем вежливыми»;

♦ игры на настольном перекрестке;

♦ сказка-игра «Азбука пешехода»;

кукольный спектакль «Происшествие в лесу»;

♦ просмотр тематических мультфильмов.

Старшая группа

Задачи:

— продолжать закреплять и дополнять представление о некоторых правилах дорожного движения;

— воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен».

Формы:

♦ целевая прогулка «Дорожные знаки»;

♦ рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц;

♦ чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;

♦ рассматривание картины «Улица города»;

♦ коллективное рисование на тему «Улица нашего города»;

♦ дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;

♦ сюжетно-ролевая игра «На перекрестке»;

♦ театрализованная постановка «Дорога к теремку»;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

— продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

— совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;

— познакомить с работой регулировщика.

Формы:

♦ рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский, строительный, военный и т.д.;

♦ знакомство с трудом взрослых — наблюдение за работой регулировщика;

♦ дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;

♦ целевая прогулка «Перекресток»;

♦ составление рассказа по картине «Милиционер-регулировщик»;

♦ обязательная беседа «Дорога — не место для игр»;

♦ рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;

♦ аппликация на тему «Дорожные знаки»;

♦ конструирование на тему «Автобус»;

♦ чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова по соответствующей тематике;

♦ сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;

♦ просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор»;

♦ рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на улице»;

♦ решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;

♦ игры на учебно-тренировочном перекрестке;

♦ музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения!»;

♦ акция «Водитель! Сохрани мне жизнь!»;

спортивный досуг для родителей и детей «В гостях у светофора»;

♦ совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;

♦ изготовление «Семейки дорожных знаков»;

♦ разгадывание ребусов и кроссворда «Дорожная азбука»;

♦ разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук»;

♦ досуг совместно с учениками 1 класса «Изучайте правила дорожного движения»;

♦ просмотр тематических мультфильмов;

♦ выполнение заданий в рабочих тетрадях;

♦ беседа с инспектором ГИБДД.

Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

Младшая группа

В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

— знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

— владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

— знать названия транспортных средств: легковой автомобиль; машины: грузовая, «скорая помощь», пожарная; трамвай, автобус, поезд;

— иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар.

Средняя группа

Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить.

Дети должны:

— называть все сигналы светофора и рассказывать об их значении: красный, желтый — «стой», зеленый — «убедись в безопасности и иди»;

— узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

— называть правила поведения в транспорте, на улице;

— знать, где можно переходить проезжую часть.

Старшая группа

К полученным в средней группе знаниям, умениям и навыкам необходимо добавить следующие.

Дети должны:

— знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

— иметь представление об основных правилах дорожного движения;

— узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

— называть правила поведения в транспорте, на проезжей части.

Подготовительная к школе группа

Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия.

Дети должны:

— уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;

— узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

— иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

— уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

Информация для педагогов

Прежде чем начинать обучение дошкольников, педагогам самим необходимо знать и соблюдать правила дорожного движения. Поэтому организация консультаций, практикумов, выставок специальной литературы является неотъемлемой частью работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОО. Проведение смотров-конкурсов («Оформление уголка дорожного движения для детей», «Лучшая разработка занятия по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города» и т.д.) способствует также проявлению творческой активности и инициативы педагогов.

Обязательно привлекайте к занятиям инспекторов ГИБДД, ведь они смогут дать наиболее полную и достоверную информацию о правилах дорожного движения, представить аналитическую справку о состоянии городского транспорта и детском дорожно-транспортном травматизме.

Типичные ошибки при обучении детей ПДД

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них.

♦ Употребление несуществующих терминов и понятий или использование одних вместо других, что приводит к искажению терминов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД (табл. 1).

Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д. Общение должно быть партнерским, предполагающим беседу равноправных людей.

* Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

Таблица 1

Говори правильно

♦ Обучение по старым правилам , что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здоровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1. Обходи трамвай спереди, автобус — сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

2. При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо.

Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ребенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуемо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контролируя ситуацию.

3. Красный сигнал светофора — «стой», желтый — «приготовиться», зеленый — «иди».

Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить проезжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора; для пешехода он также является запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4. Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.

Эта ситуация крайне опасна.

5. Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома.

ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду может двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадках.

6. Использование для показа старых дорожных знаков на желтом фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:

— учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;

— объясните, что водитель не может мгновенно остановить машину и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине;

— разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.

Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП

По статистике, наибольшее количество происшествий с детьми происходит в часто повторяющихся так называемых ситуациях-ловушках». В основном это ситуации закрытого обзора (неожиданный для водителя выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор) и перехода проезжей части в неустановленном месте. Но это не значит, что на занятиях необходимо ограничиться разбором только этих двух ситуаций.

Несчастные случаи с детьми происходят не только потому, что они сознательно нарушают ПДД, но и в силу их легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало ребенка на улице, его окликнул друг, он увидел знакомого — и сразу забыл об опасности.

К факторам, провоцирующим участие детей в ДТП, относят:

рассеянное внимание (клетки коры головного мозга у ребенка легко истощаются, поэтому быстро наступает состояние утомления и рассеянности);

♦ игнорирование правил поведения на улице;

♦ плохой обзор во время непогоды (раскрытый зонт, поднятый воротник, надетый капюшон);

♦ плохое дорожное покрытие;

♦ неустойчивое эмоциональное состояние;

♦ игнорирование транспортных средств, представляющих особую опасность;

♦ узкий угол зрения: у 6-летнего ребенка угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого человека, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20—22°, а в вертикальной — 12—15°, (рост угла зрения продолжается до 20 лет);

— медленная реакция (время от начала обнаружения опасности до начала действия у ребенка значительно больше, чем у взрослого: у взрослого — 0,6—0,8 с, а у дошкольника — 1,3—1,5 с); при этом чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее ребенок принимает решение, часто теряется);

— отсутствие контроля взрослых (появление на дороге ребенка без сопровождения взрослого должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад»

Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей и предлагается детям, начиная со средней группы. Для этого организуется консультация для родителей с целью объяснения методики разработки маршрута и обучения детей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

Задачи разработки маршрута:

— повысить безопасность движения ребенка в детский сад и обратно;

— научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;

— научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.

Порядок разработки маршрута (три этапа)

1. Родители вместе с ребенком проходят путь от дома до детского сада и обратно, намечают наиболее удобный вариант, выделяют опасные места.

2. Составляют схему расположения зданий, находящихся по пути из дома в детский сад, подписывают названия улиц, отмечают светофоры и дорожные знаки, разметку на проезжей части.

3. Обозначают путь движения сплошной линией со стрелкой.

При составлении схемы маршрута движения из дома в детский сад детей 5 — 6 лет можно привлечь к разметке пути (под руководством взрослого, задавая вопросы), детям 4 — 5 лет необходимо пояснять и комментировать то, что рисует взрослый. Например, мы подошли к светофору, остановились, посмотрели, какой сигнал у светофора: если красный или желтый — стоим, если зеленый — убедимся в безопасности перехода и будем переходить.

Особое внимание нужно обратить на выделения участков повышенной опасности, требующих более подробного описания: как выходить из подъезда, пересекать проезжую часть (особенно не регулируемую светофором), идти по двору, где ездят автомобили и т.д. Для каждой проезжей части, которую приходится переходить, дать характеристику по следующим параметрам:

— интенсивность движения машин;

— возможность появления их из-за поворота;

— предметы, мешающие осмотру улицы.

Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бегут к своему дому, не смотря по сторонам, особенно когда увидят родных, друзей, знакомых. Еще раз объясните им: «Не спеши, подходя к дому! Переходи дорогу только шагом».

Использование маршрута «Дом — детский сад»

После составления маршрута родители, сопровождая ребенка в детский сад и обратно, должны следить за тем, правильно ли он движется по маршруту, видит и понимает ли опасности, которые указаны в описании. Одновременно они вырабатывают у него привычку заблаговременно выходить из дома, не спешить, переходить улицу только шагом, строго под прямым углом (не наискосок), тщательно осматривая дорогу перед переходом, даже если она пуста. Крайне важно добиваться того, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, а также стоящий или движущийся автомобиль, который попал в поле его зрения, воспринимался ребенком как сигнал опасности.

Уголок дорожного движения в ДОО

Чтобы занятия по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах проходили в ДОО успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены:

♦ наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорт, светофор, дорожные знаки; сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями);

о настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами — «ходилки», лото, домино и т.д.);

♦ настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, фигурки людей);

♦ атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражка, педальный транспорт, дорожные знаки: нагрудные и переносные, модель светофора и т.д.);

♦ детская художественная литература по тематике дорожного движения;

♦ конструкторы;

♦ пособия и игры по обучению детей ПДД;

♦ безопасные маршруты «Дом — детский сад», разработанные для каждого ребенка (старший дошкольный возраст);

♦ действующие выставки рисунков и поделок по дорожно- транспортной тематике;

♦ альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо быть внимательными и осторожными — это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

Тест для педагогов

Воспитателям и педагогам для эффективной работы с детьми по обучению ПДД необходимо хорошо владеть материалом темы и способами его подачи дошкольникам. Для этого требуется как можно чаще принимать участие в семинарах и консультациях по проблемным вопросам, изучать специальную литературу и, главное, регулярно проводить самоконтроль.

Мы предлагаем вам один из вариантов тестов для выявления уровня своих знаний по данной тематике.

1. Форма дорожного знака, разрешающего пешеходам выход на проезжую часть улицы:

а) квадрат;

в) треугольник.

2. Вы вышли из автобуса, вам необходимо перейти проезжую часть. Вы пойдете:

а) спереди;

в) ваш вариант.

3. Опасна ли для пешехода стоящая машина:

а) не опасна;

б) опасна;

в) опасна, если у машины включен двигатель?

4. Вы переходите дорогу, где нет пешеходного перехода. Ваши действия:

а) посмотрю налево, пойду;

б) посмотрю направо, пойду;

в) ваш вариант.

5. Вдоль дороги нет тротуара, и пешеход идет по левой обочине навстречу транспорту. Нарушает ли он правила дорожного движения:

6. Нарисуйте знак «Пешеходный переход».

7. Какие формы обучения дошкольников ПДД вы знаете?

Ответы: 1 — а; 2 — в; 3 — в; 4 — в; 5 — а.

Организация: МОУ ООШ

Населенный пункт: Кировская область, с. Юма

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, стремились создать в своей группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

При построении предметно-пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

  1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
  2. принцип стабильности, динамичности;
  3. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  4. принцип открытости;
  5. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Так как дорожно – транспортный травматизм является приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Вопрос о грамотном обучении детей как пешеходов, пассажиров и будущих водителей очень актуален. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-развивающая среда. В нашей группе был создан уголок безопасности дорожного движения.

Наглядный материал , который представлен в уголке по ПДД:

  • иллюстрации с правилами дорожного движения и знаками;
  • макет перекрестка , с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения и отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке. Он существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. С помощью этого макета мы с детьми моделируем опасные и безопасные ситуации на дороге. Я наглядно показываю дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняя, что, если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля (мотоцикла) тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды. Используя фигурки пешеходов и транспорта, можно наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
  • набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: предупреждающие знаки - «Пешеходный переход», «Дети»;
  • запрещающие знаки - «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», предписывающие знаки - «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета - «Главная дорога», «Уступи дорогу», знаки сервиса - «Больница», «Пункт питания»;
  • плакаты по правилам дорожного движения;
  • поделки, выполненные родителями с детьми;
  • макет микросоциума;
  • альбомы «Разные виды транспорта».

Для закрепления знаний по правилам дорожного движения была создана подборка дидактических игр. Дидактическая игра имеет широкий спектр применения по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма. Играя в эти игры, дети научатся различать цвета светофора, распознавать виды транспортных средств, усваивают понятиям «тротуар», «проезжая часть», дорожные знаки

Дидактический материал:

  • дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови»
  • «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Где спрятался знак», «Перекресток», «Наша улица»; « Учим дорожные знаки».
  • перфокарты: «Чем накормить автомобиль», «Сигналы ре­гулирования дорожного движения», «Какого вида транспорт».

Для активизации социального опыта безопасного поведения детей на дорогах была создана атрибутика для сюжетно – ролевых игр на данную тему. Картотека сюжетно – ролевых игр на тему: «Пешеходы», «Путешествие по городу», «Я – водитель».

Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевых игр:

  • Сюжетно – ролевая игра «Водители» - фуражки для водителей такси, кепки для водителей легковых и спортивных машин, рули разного цвета и размера, макет светофора, водительские удостоверения.
  • Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик» - форма или фуражка, свисток, жезл.

Тематика сюжетно – ролевых игр:

  • «Регулировщик», «Автосервис», «Автомойка», «Медпункт», «Водители».

Дети не всегда могли наблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, влияние разных погодных условий, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман), потому я создала уголок по БДД, где ребятам доступно продемонстрированы те или иные дорожные ситуации на примере мультипликационных героев.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения мною создана картотека подвижных игр, альбом загадок по теме.

Создана подборка художественной литературы:

  • А. Баруздин «Кто построил этот дом?»,
  • А. Дорохов «Перекресток»,
  • Б. Житков «Что я видел»,
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»,
  • М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице»,
  • С. Михалков «Скверная история»,
  • Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»,
  • Н. Носов «Автомобиль»,
  • М. Дружинина «Моя улица».

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Научить детей различать и правильно называть дорожные знаки, их назначение, развивать внимание, память.

Материал для игры: Карточки с изображением дорожных знаков, кружки зелёного цвета.

Ход игры: В игре могут участвовать от 2 до 10 ребят. Воспитатель объясняет детям правила игры: за правильно названный дорожный знак и его назначение будут получать у кассира зелёный кружок и закрывать на своей карте такой же знак, если он имеется. Выбирается кассир, ему передаются зелёные круги. Дети выбирают карты. Игра начинается. Ведущий вращает диск и вместе с детьми произносит слова:

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем ты знакам покажись,

Покажи нам поскорее,

Какой знак тебе милее! Стоп!

Стрелка останавливается, ведущий называет дорожный знак и его назначение. Если ребёнок назвал знак правильно, кассир выдаст ему зелёный кружок, ребёнок закрывает им такой же на карте. Если на его карте нет такого знака, спрашивает: «У кого есть такой же знак?» И кассир передаёт кружок тому, у кого на карте есть этот знак (при условии, что знак и его назначение названы правильно). Затем диск передаётся соседу, и игра продолжается. В случае затруднения или ошибки ребёнок не получает зелёный кружок, а диск передаётся следующему ребёнку по очереди. Выигравшим считается тот, кто первый закроет свои знаки зелёными кружками. Игра заканчивается тогда, когда будут закрыты все карты у детей зелёными кружками.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Закреплять умение детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, приписывающие) о дорожных знаках, уметь их группировать. Помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков). Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Ход игры:

  1. Вариант «Отгадай-ка знак» - воспитатель читает загадку, а ребенок, который отгадал загадку, берет себе знак, о котором шла речь.
  2. Вариант «Дорожные знаки » - каждый ребенок выбирает себе грань (синяя или красная), дети принимают решение: какие знаки они будут собирать и затем по сигналу начинают заполнять свои грани куба.
  3. Вариант « Лишний знак» . В центре выкладываются 3 знака одной группы и один из другой. Ребенку нужно рассказать, какой знак лишний и к какой группе он принадлежит.
  4. Вариант «Какой знак спрятался». В игре может участвовать 4-6 детей.Педагог выкладывает перед детьми 6-8 карточек с дорожными знаками, предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Дети закрывают глаза, а взрослый в это время убирает одну карточку (для усложнения количество спрятанных карточек можно увеличивать). Дети должны отгадать каких знаков не стало. Можно просто поменять местами карточки.
  5. Вариант «Расскажи про дорожный знак». В игре может участвовать 4-6 детей. Знаки лежат в мешочке. Ребенок опускает руку и достает любой знак. Ему нужно рассказать, что именно это за знак.

Развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.

Для детей 5-7 лет.

Цель игры: Умение находить изображение знака и правильно совместить его с рамкой.

Ход игры: В игру могут играть от 2 до 4 детей. Дети разбирают рамку для знаков. Далее из коробочки достают по очереди сами изображения знаков, называют их и подбирают для изображения знака рамку.

Варианты игры: «Найди рамку для знака», «Что это за знак, отгадай-ка».

Светлана Александровна Амосова
«Предметно-развивающая среда по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения в группах ДОУ (центры ПДД)» Видео

Обследование предметно-развивающей среды групп

по теме «Правила дорожного движения»

(центры ПДД)

Вопросы для изучения:

1. Макеты (улица, дорога в д/с, микрорайон и т. п.).

2. Визуальная наглядность (плакаты).

3. Дидактические, настольно-печатные игры, пособия.

4. Иллюстративный материал (транспорт, дорожные знаки и т. п.).

5. Материалы для сюжетно-ролевых игр (разный транспорт, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы и т. п.).

6. Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).

7. Познавательная литература для детей.

8. Картотеки стихов, загадок и др.

9. Детские работы по ПДД в оформлении группы.

10. Другое.

Справка по итогам проверки: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ГРУППЕ

ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Дата проведения: 04.04.2013

Проверку провели:

Хиль В. М. - заведующий ДОУ

Амосова С. А. - старший воспитатель

Неклюдова А. В. – старшая медсестра

В ходе проверки получены следующие результаты:

В группах ДОУ создана предметно-развивающая среда по обучению детей правилам дорожного движения: созданы центры ПДД. Центры ПДД наполнены разнообразным дидактическим и наглядным материалом.

В группах имеются:

Макеты «Улицы нашего города»: напольные, настольные;

Визуальная наглядность - плакаты (в методическом кабинете);

Иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д. ;

Материалы для сюжетно-ролевых игр «Путешествие», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога» (разные виды транспорта, напольная дорога, дорожные знаки, костюмы, атрибуты и т. п.);

Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.).

Кроме того, педагогами групп изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Машины едут по дороге», «Собери из частей целое», «Поезд» (1 младшая группа, «Зажги светофор», «Дорожная безопасность», «Дорожные знаки» (2 младшая группа, «Внимание: дорога!», «Мы едем в автобусе», «У светофора» (средняя группа, «Большая прогулка», «Дорожные знаки» (1 старшая, «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено» (2 старшая группа, «Куда спрятался знак?», «Шагомеры», «Водители» (подготовительная группа).

Книжные центры пополнены разнообразной познавательной и художественной литературой по обучению детей безопасному поведению на дороге, картотеками стихов, загадок о правилах дорожного движения, транспорте. В средней группе изготовлена картотека сказок о ПДД.

Во 2 старшей группе в центре ПДД расположены маршрутные листы «Безопасная дорога из дома в детский сад», изготовленные совместно родителями и детьми.

В старших и подготовительных группах ДОУ в оформлении группового пространства использованы детские творческие работы, созданные в рамках «Недели безопасности».

Наряду с этим, имеются следующие недостатки:

1. В 1 младшей и 1 старшей группах отсутствует познавательная литература по ПДД.

2. В младших группах детские творческие работы по ПДД не используются в оформлении групп.

1. Приобрести познавательную литературу по ПДД.

Срок: начало учебного года. Ответственные: воспитатели 1 младшей и 1 старшей групп.


Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения и воспитание у детей безопасного поведения на улицах города - одни из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. Для реализации этих задач требуется создание условий по формированию у дошкольников и их родителей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. В нашем детском саду и в моей средней группе созданы хорошие условия для реализации этих задач. Предметно-развивающая среда по ознакомлению с ПДД включает в себя:


Наглядно – иллюстрационный материал: «О чем говорят дорожные знаки», «Правила дорожного движения», «Школа светофорных наук»; - Настольно печатные игры: «Мы по городу идем», «Азбука пешехода», «Знаки на дорогах», «Светофор», «Это каждый должен знать», «Лото пешехода», «Большая прогулка».









Подборка игр по правилам дорожного движения; -дидактические игры: «Светофор», «Поставь дорожный знак», «Теремок», «Угадай, какой знак», «Виды перекрестков», «Наша улица», «Улица поселка», «Мы – водители», «Подумай – отгадай», «Угадай транспорт» -настольно – печатные: «Летит, плывет, едет», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «За рулем», «Красный, желтый, зеленый» -сюжетно – ролевые: «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения» -подвижные игры: «Цветные автомобили», «Машины», «Воробушки и автомобиль», «Трамвай», «Мы юные автомобилисты», «Стоп», «Найди свой цвет» -театрализованные игры: кукольный спектакль «Уважайте светофор», инсценировка «На лесном перекрестке», кукольный театр «Игры во дворе», игра «Путешествие за город», настольный театр «Друзья светофорика», игра – драматизация «Незнайка на дороге», театр игрушек «Происшествие в Светофоре»


Работа с педагогами: выступление на педагогическом совете «Детский клуб безопасности движения», консультации для воспитателей «Игры – Тренинги», «Организация игр на транспортной площадке», практикум для воспитателей «Разработка и использование маршрута: Дом – детский сад»


В уголке для родителей размещены: -папка – передвижка: «Правила дорожного движения для до школьников»; -папка – передвижка: «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей»; -консультации, статьи, листовки, буклеты, материалы меняются один раз в месяц; -с участием родителей и воспитателей разработаны безопасные маршруты «Дом – детский сад»; -организуются выставки детских работ по теме; -проводятся индивидуальные консультации по результатом занятий с детьми.


У любого перекрестка Нас встречает светофор И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зеленый- проходи! Желтый - лучше подожди! Если свет зажжется красный - Значит, Двигаться опасно! Стой! Пускай пройдет трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья. Желаю Вам воспитать грамотных пешеходов.